О «Тамбурине», музыке и не только | Дальнегорск Онлайн

О «Тамбурине», музыке и не только

Есть такое определение – самобытный. Это значит – не похожий на других, яркий, оригинальный. В исполнительском музыкальном творчестве самобытным стать непросто, особенно если в репертуаре – классические произведения. Ведь классика предполагает какие-то рамки и не прощает вольностей. Но этому коллективу, образовавшемуся 2 года назад, удалось стать и самобытным, и уже достаточно популярным. «Тамбурин» – это ансамбль, который может принимать разные формы – дуэт, трио, квартет, может выступать с вокальным сопровождением или без него. Основатель и руководитель коллектива Роман Тарасов подчеркивает: «Тамбурин» замысливался как некий музыкальный клуб, где найти себе применение могут люди разного возраста, разных музыкальных способностей и предпочтений.

К удивительному, неземному миру музыки чаще всего приобщаются в детстве, и это узнавание начинается с музыкальной школы. Хотя, если откровенно, элемент принуждения, многочасовые гаммы и жесткие рамки программы, без которых в музыкальной школе не обойтись, не всегда позволяют ребенку понять, что музыка – это любовь на всю жизнь.. Так и Роман Тарасов, отучившись в детской музыкальной школе в своем родном п. Ольга всего полтора года, без сожаления с ней распрощался. А в подростковом возрасте, как и многие мальчишки, увлекся гитарой. В доме появился инструмент – по тем временам он стоил не так мало – 15 рублей, причем половину суммы Роман заработал на каникулах самостоятельно. Дебютом и первым сценическим опытом стал школьный ансамбль, в котором он играл на бас-гитаре, соло-гитаре. Игра в вокально-инструментальном ансамбле в те годы означала не только занятия музыкой, но и определенную избранность в молодежной среде. С профессиональной аппаратурой, правда, тогда было трудно: сами собирали усилители, что-то приспосабливали. Но коллектив сложился крепкий- мальчишки, которых объединил ансамбль, стали друзьями на всю жизнь. И сейчас, спустя десятилетия, они по-прежнему поддерживают отношения, хотя и живут в разных городах и поселках. Да и сам ансамбль оказался на редкость живучим. Те музыканты-любители, которые остались после школы в Ольге, продолжали в нем играть, уже будучи взрослыми, и выбрав не связанные с музыкой профессии. Выступали на дискотеках в своем поселке, выезжали на фестивали в пределах Приморья. Рассыпался коллектив в начале 90-х годов, когда пришлось думать больше не об увлечениях музыкой, а о том, как выжить.

Роман Тарасов, журналист по профессии, вскоре переехал в Дальнегорск. На этом жизненном этапе было столько событий, работы, проблем, что музыке как-то не находилось места. И только после 20-летнего перерыва снова впустил музыку в свою жизнь. И сейчас, вопреки стереотипам, знает, что никогда не поздно делать то, к чему тяготеешь. А какие-то временные границы – это только условности.

- Я тоже поддался расхожему мнению, что после большого перерыва возобновить занятия музыкой будет трудно, – рассказывает Роман Тарасов. – Держало и то, что выходить на сцену абы как, плохо играть – стыдно. И все-таки к 50-ти годам активно вернулся к музыке. Конечно, наработать уровень после перерыва сложно. Вообще, бытует мнение, что чем раньше начинаешь заниматься музыкой, тем лучше. Наверное, доля истины в этом есть, потому что приемы извлечения звука, беглость пальцев формируются, пока у человека растут мышцы. А с другой стороны, я всегда привожу в пример свою дочь Надежду. По общепринятым меркам, она начала заниматься музыкой поздно, после окончания школы. Получила образование, стала профессиональным музыкантом, работает по контракту в профессиональной группе за рубежом. И инструмент она выбрала непростой – флейту. В музыке многое дается целеустремленностью, усидчивостью. Чем больше занимаешься – тем лучше результат. Говорят же, что талант – это 99 процентов труда.

По сути, любой музыкальный инструмент – это неодушевленный предмет из дерева, металла и чего там еще. Но этот предмет оживает, когда к нему прикасается умелая рука. Музыкальный коллектив «Тамбурин» начинался с необычных инструментов – тех, которые Роман Тарасов стал изготавливать самостоятельно. На самом деле, изготовление музыкальных инструментов – старинный народный промысел. Он требует и знаний, и мастерства, и того, что называется сухим словом «технология», и столько тонкостей, что не перечислить.

- Когда-то мальчишкой я ездил в Иваново, это Владимирская область, родина моего отца, – рассказывает Роман. – Владимирские пастухи издавна считались лучшими, потому что они пасли коров без кнута, а с рожком. И вот когда-то вся деревня там играла на дудочках. Меня научили делать пищики – дудочки из тонких веточек. Спустя много лет, когда дочь поступила в музыкальное училище, ей потребовался, кроме академического, какой-нибудь народный инструмент. Сделал дудочку, отправил, всем понравилось, попросили сделать еще – по заказу. Основные знания, черпал, конечно, из интернета. Сейчас у меня там много единомышленников, друзей. Хотя в Приморском крае знаю только двоих человек, которые занимаются изготовлением духовых народных инструментов. В основном этот промысел развит на западе страны. Один из моих первых заочных учителей – Антон Платонов, наш земляк, родом из Фабричного, сейчас живет в Новороссийске, прекрасный музыкант, в том числе делает инструменты. Играет он в основном ирландскую, шотландскую музыку, так называемую кельтику. У него есть свой ансамбль «Требушет». Их исполнение меня впечатлило, и по мотивам этого ансамбля, когда научился делать подходящие инструменты, я начал подбирать ирландскую, барочную музыку.

«Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда...». Это о словесном, стихотворном творчестве. Но если б вы знали, из какого, в прямом смысле бросового материала, могут рождаться музыкальные инструменты. В ход идут и куски деревянных изделий, и фрагменты мебели, и ветви деревьев... Основанием для колесной лиры, к примеру, стал бывший подоконник. Главное условие – чтобы дерево было выдержанное, пролежавшее несколько лет. С таким сырьем, конечно, есть проблема. За это время Роман изготовил уже больше сотни инструментов – дудочки, свирели, флейты, трещотки, и много еще чего. Какие-то его просили продать, какие-то подарил сам – не как сувениры, а как музыкальные инструменты: певице Варваре, например, или музыканту Ивану Панфилову. Использовать все инструменты в своем творчестве тоже нереально – и по причине их количества, и потому что многие из них рассчитаны на соответствующий репертуар.

Как музыкальный коллектив, «Тамбурин» сформировался чуть более 2-х лет назад. На местном телевидении проводился конкурс «Народный выбор». Роман, выступив за рамками конкурсной программы, использовал эту площадку как способ найти единомышленников. Откликнулась Людмила Борковская – единственная в городе музыкант, владеющая флейтой. Первое ансамблевое произведение они исполнили в финале конкурса. Практически сразу ансамбль получил «прописку» во Дворце культуры химиков.

- Вообще дуэт флейт – это редкость. Насколько я знаю, любительского состава дуэтов флейт в Приморском крае больше нет, – рассказывает Роман. – Потом состав у нас неоднократно менялся. Мы играли как трио, в составе которого была баянист Ольга Новикова. Год поработали, наработали репертуар, но Ольга уехала жить в другой город. Потом появился Егор Костин. Ему всего 13 лет, но он очень одаренный, разносторонний, трудолюбивый. Учится в музыкальной школе, играет на скрипке, причем серьезные произведения, с листа. В ансамбле осваивает и другие инструменты. Сейчас у нас классическое трио: Людмила Борковская – флейта, Егор Костин – скрипка, я – гитара. Вообще, когда собирали «Тамбурин», сразу говорил, что я противник жесткой формации. Скорее, вижу это как клуб, внутри которого можно формировать разные коллективы. Мы так и поступаем. Мы играем дуэтом флейт, играем трио – две флейты и скрипка, классическим составом – гитара, флейта, скрипка. А вообще, к нам приходят разные люди, и мы готовы с ними работать. Жаль, что коротким получился период, когда в составе ансамбля была вокалист Анастасия Милосердова. Вообще Настя – воспитанник другого педагога, Ольги Владимировны Громовской. У нее удивительный по тембру голос, и я считаю, в «Тамбурине» мы открыли ее как романтическую певицу, показали ту грань таланта, которая до этого была не видна. Сейчас, после окончания школы, Настя поступила в ДВФУ, хотя занятия вокалом не оставила. А мы сейчас работаем с новой вокалисткой, думаю, скоро ее представим.

Руководителя ансамбля часто спрашивают, что означает слово «Тамбурин». Значений у слова на самом деле несколько. Самое первое – это комплект, «человек-оркестр» из средневековья, два в одном – флейта для одной руки, чтобы играть простые мелодии, барабан – для другой руки, чтобы отбивать ритм. Далее появилось производное-тамбуринами стали называть тип незатейливой мелодии. Потом название тамбурин получил более современный музыкальный инструмент, похожий на большой бубен. Название «Тамбурин», действительно, хорошо ложилось на репертуар ансамбля. Сейчас, спустя 2 года, репертуар значительно расширился, обогатился, и насчитывает более 70-ти произведений. Каждая партитура – 5 линеек, испещренных нотными значками. Язык, абсолютно непонятный людям непосвященным. А для музыкантов – как открытая книга. Есть такие произведения, которые особенно хорошо ложатся на характер, темперамент, настроение, и уже стали некой «визитной карточкой».

- Партитуры для музыкантов я, в основном, расписываю сам, – показывает Роман нотную папку. – Где-то беру готовые партитуры, где-то на слух подбираю, но чаще всего приходится адаптировать под свой коллектив. Из того, что сейчас играем, только одно произведение -«Модератто» Фернандо Карулли – написано специально для флейты и гитары. А вот, к примеру, «Аве Мария» – разыскал удачную аранжировку для гитары и флейты, мне она понравилась, мы освоили это произведение и сейчас это наша «визитная карточка». «Дуэт цветов» из оперы Лeo Делиба, это начало эпохи романтизма, тоже адаптирован для двух флейт, мы исполняли его с Людмилой Кислинской, а также с пианисткой Еленой Морозовой из Пластуна. Очень гордимся исполнением этого произведения. Сейчас работаем над «Вечерней серенадой» Шуберта. Известное произведение, тоже удачная аранжировка, думаю, оно также приживется в нашем репертуаре. Мы не замыкаемся на каком-то одном направлении. В репертуаре есть народная музыка: еврейская, карело-финская, ирландская, русская, украинская. Что-то пробуем делать эстрадное – сейчас освоили рег-тайм Джоплина, и «Платье в горошек лунный свет» Ван Хьюзена, очень известное произведение. Это уже ближе к джазу.

Как раз потому, что «Тамбурин» – коллектив самобытный, его встречи со зрителями проходят не совсем в обычных формах. Исполняемые произведения не всегда вписываются в структуру концерта. Но нашлась такая удачная форма, как выступления перед концертами, на встречу публики – в фойе или на сцене. Практикуют и концерты на выезде – в последний раз вместе с коллективами одного из учреждений выступали в Каменке. Еще одной, уникальной формой, стали выступления в школах и детских садах. Роман Тарасов и Людмила Борковская рассказывают детям либо о музыкальных инструментах, либо об истории музыки и о композиторах, но в любом случае это сопровождается игрой на музыкальных инструментах. Слушают дети, как зачарованные, даже малыши. Когда классическая, или близкая к классике музыка звучит вживую, она обладает поистине магическим воздействием на слушателей.

Роман Тарасов подчеркивает: мы – не профессиональный коллектив, мы видим свои ошибки, свои недочеты. Но музыканты предъявляют к себе высокие требования, они готовы совершенствоваться, двигаться вперед, осваивать новые направления. Поэтому «Тамбурин», существующий всего 2 года, значительно разнообразил и обогатил культурную жизнь Дальнегорска. И коллектив, действительно, вызывает интерес у молодых людей, у детей и их родителей. Пробуют свои силы в необычном исполнительском творчестве школьницы, для которых занятия в этом коллективе дополняют музыкальную школу. Приходит интересующаяся молодежь более старшего возраста. Пусть не все они пока готовы выходить на сцену. Но простор для творчества «Тамбурин» предоставляет огромный, учитывая выбор музыкальных инструментов. Наряду с изготовленными вручную музыкальными инструментами, в распоряжении «Тамбурина» есть электронное пианино, которое было получено по гранту от Благотворительного фонда «Содействие». Хорошо бы, конечно, обновить и один из основных инструментов – флейту, но пока такой возможности не было. А изготовлением народных инструментов, и в том числе ремонтом, Роман Тарасов занимается по-прежнему. И если у кого-то из дальнегорцев дома есть народные инструменты, которые пылятся без дела, их с удовольствием примут в дар.

В конце января юные воспитанницы Романа Тарасова и «Тамбурина» готовятся выступить на краевом фестивале «Рождественская звезда». Пусть им сопутствует удача. А вообще жизнь в сопровождении музыки ярче, красивее, разнообразнее. Главное, что хорошую музыку никогда не поздно впустить в свою жизнь – в любой форме: как исполнителю, или как слушателю и зрителю.

Стали свидетелем интересного события или происшествия в ДГО? Присылайте фото/видео на наш WhatsApp +7 914 672 83 19