«Мы должны знать, что едим» | Дальнегорск Онлайн

«Мы должны знать, что едим»

В конце 2016 года Министерство сельского хозяйства Российской Федерации подписало приказ об утверждении правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов. Эти меры, прежде всего, были направлены на улучшение эпизоотического благополучия в каждом отдельном регионе. С начала года ветеринарные врачи осваивали новую систему для оформления сопроводительных документов в специальной системе ФГИС «Меркурий». В беседе с корреспондентом редакции начальник ветстанции Дальнегорского городского округа Татьяна Жукова подвела первые итоги работы в новой системе.

Татьяна Сергеевна, расскажите, каким образом оформляются ветеринарно-сопроводительные документы (ВСД)?

Для того чтобы оформить ВСД на продукцию, отправляемую или получаемую тем или иным лицом (предпринимателем), необходимо, чтобы он был зарегистрирован в ФГИС системе «Меркурий». При регистрации в ней каждому создают свой личный кабинет, где ведутся журналы продукции, подаются заявки на оформление ВСД и прочее. Зарегистрированный предприниматель может в электронном виде подать заявку в ветеринарную станцию на оформление документов.

После её поступления ветеринарный врач делает осмотр продукции, и если она соответствует нормам, производит оформление документов, далее продукция отправляется в путь к конечному получателю, когда продукция поступила в конечный пункт назначения, делается отметка о поступлении (гашение ВСД). В итоге можно проследить перемещение и условия хранения продукции из пункта А в пункт В.

Все ли предприниматели Дальнегорска зарегистрировались в системе ФГИС «Меркурий»?

Нет, но большая часть их зарегистрирована, в основном это те с кем мы чаще всего работаем.

Все ли ветеринарные врачи освоили данную систему?

Да, Дальнегорск полностью перешёл на электронную регистрацию, а вот в соседних районах ситуация немного иная. К примеру, в Ольге только в 50% случаев делается электронное оформление, в Кавалерово 80%, остальное на бумажном носителе (на бланке строгой отчетности), а в Тернее пока еще вникают во все тонкости перехода. Не стоит забывать, что электронное оформление связано с непосредственным доступом в интернет, если в населенном пункте проблемы с ним, то и работать в этой системе практически невозможно.

Мною была поставлена задача своим работникам, оформлять только в электронном виде. Ведь в противном случае придётся выполнять двойную работу. К примеру, если ветврач оформит ВСД на бумажном носителе, то в соответствии с 589 приказом, в течение 30 дней ему всё равно придётся внести информацию о выписанном ВСД на бумажном носителе в ФГИС «Меркурий». Лучше свободное время потратить на оказание помощи нуждающимся животным, чем трать время на данную процедуру.

Возможно ли подделать ВСД, оформленные в электронном виде?

– В данной системе мы работаем с апреля, и я уже с уверенностью могу сказать, что документы, оформленные в электронном виде подделать не получится. Даже несмотря на то, что на оформленном ВСД не ставится ни подпись, ни печать. Там есть две защищённые информации (36-значный код и уникальный QR-код), которые присваиваются определённому виду продукции, на которую оформлен документ.

Но, следует отметить, что при всей уникальности есть в ней, конечно, и минусы. Большая недоработка связана непосредственно с личными подсобными хозяйствами. У нас в округе довольно много физических лиц, которые на своём подворье выращивают птицу, крупный и мелкий рогатый скот, свиней для того, чтобы потом их продать. И вот, к примеру, 80-летняя бабушка захотела продать, сдать на мясо корову, но по новым правилам, ей сначала нужно зарегистрироваться в ФГИС системе «Меркурий», и только потом осуществлять сделку.

Ещё одна особенность нововведения – каждый регистрирует только свой район. У нас была такая ситуация. Из п. Ольга отправляли партию кроликов для разведения в Сахалинскую область. Не могли оформить ввиду отсутствия регистрации конечного получателя в ФГИС системе «Меркурий». В итоге оформление немного затянулось. Если нужно быстро зарегистрировать кого-то внутри региона, то мы обычно сами звоним коллегам из соседних районов и просим зарегистрировать такой-то поднадзорный объект. Благодаря этому взаимодействию удаётся решать вопросы быстрее. Непростая ситуация возникала у нас и с оформлением ВСД цирковым животным. Сложность заключается в том, что по каждому четвероногому «артисту» все записи о прививках, осмотрах и многом другом нужно вносить отдельно. В принципе, когда сталкиваешься с подобным впервые, это занимает очень много времени (у меня ушло около 5 часов). Таким образом, мы оформили около пяти передвижных цирков.

Из вашей информации следует, что за год существования новая система показала себя, как надёжная. Но всё- таки, позволит ли она исключить из магазинов (убрать с прилавков) некачественную продукцию?

Да, но при условии, доступности информация с QR-кодами, тогда каждый покупатель сможет просканировать QR-код любого товара и узнать, откуда он был привезен, о сроках годности продукта и т.д. Сейчас же всей информацией обладают только владельцы магазинов, ветеринарные врачи, которые непосредственно оформляют сопроводительные документы.

Возможно, в дальнейшем это будет доступно для конечного потребителя – покупателя, но пока такого нет. Тем не менее, и сегодня любой покупатель, у которого есть смартфон с программой по считыванию QR-кодов, если попросит документ на продукцию, может сам просканировать QR-код и узнать не только о его безопасности в ветеринарносанитарном отношении, но и откуда поступила продукция.

В случае, когда качество продукта вызывает сомнение, вправе ли покупатель напрямую обратиться к продавцу, чтобы тот показал на него соответствующие документы?

Безусловно. Продавцы обязаны представить документы, подтверждающие безопасность продуктов, по первому требованию. Ну, а когда покупатель ничем не интересуется, он покупает то, что имеет.

Стали свидетелем интересного события или происшествия в ДГО? Присылайте фото/видео на наш WhatsApp +7 914 672 83 19