Рудник «Арцевский» | Дальнегорск Онлайн

Рудник «Арцевский»

В моем архиве имеется много старых карт, на некоторых из них в правом верхнем углу стоит гриф «секретно». Как-то рассматривая карту генерального штаба (Синанча) 1956 года издания, в верховьях р. Малой Синанчи (сейчас Шептун) я заметил надпись «Руд. Арцевский».

Я давно слышал, что где-то в этих местах когда-то был рудник Арцевский. А назван он, видимо, по имени хозяина этого рудника Л.Л. Арцта. По моим сведениям, этот рудник разрабатывался в начале 20 века. Этим именем назван и левый приток р. Ахобэ (сейчас Лидовка) ключ Арцевский. В устье этого ключа когда-то располагался хутор Трофимчика. В пятидесятые годы здесь проживали две семьи – Журавлевы и Колесниковы. На этом хуторе я бывал не раз, о чем я писал в своей повести «Ахаба», опубликованной ранее в газете. В верховьях этого ключа в 1956 году работала синанчинская геологическая партия, в которой после окончания школы некоторое время работал и я. В то время я об этом руднике ничего не знал. В настоящее время на бывшем хуторе Трофимчика располагается охотничья база, на которой я не раз бывал и был знаком с прошлыми и настоящими охотниками.

Один из этих охотников мне рассказывал, что на перевале, через который идет дорога на рудник, был какой-то скит, и что там же еще лежат два мельничных жернова. Правда, когда я проходил этот перевал, никаких жерновов не нашел.

Когда я изучил карту и решил все-таки найти этот рудник и осмотреть то, что там еще осталось.

В один из летних дней в 1985 г. я на мотоцикле доехал до хутора, а дальше по арцевской дороге пошел на поиски этого рудника. Проходя мимо бывшей усадьбы, где жили Колесниковы, увидел остатки конного плуга, который валялся у дороги. Здесь через дорогу протекал родничок, в котором Колесниковы хранили молоко в далекие пятидесятые годы 20 века, когда мы с Толей и Юрой Деревянко гостили у них. Дорога, по которой я шел, была малоезженой и, видимо, была сделана под телегу еще во времена работы рудника. В начале моего пути с одной стороны дороги попадались какие-то ямы непонятного назначения. Возможно, что здесь когда-то китайцами была построена лудева с ямами, куда попадали олени. Подходя к перевалу, слева от дороги виднелись остатки печки, которая была сложена из камня на глиняном растворе. Возможно, что здесь стояла избушка. А уже перед самым подъемом на перевал, у дороги, валялись какие-то железные изделия. Назначение их мне было непонятным.

Дорога пошла на перевал. Она была построена, видимо, по нормам того времени под конную тягу. Продольные уклоны дороги незначительны. Ширина не более четырех метров. Полотно дороги врезано в откос. Но самое интересное то, что дорога шла на перевал серпантинами. Таких серпантинов-колен я насчитал 18 штук. Так что подъем дороги был не тяжелым, но длинным.

Выйдя на самый верх перевала, я осмотрел окрестности. Вершина хребта в этом месте была плоской. Справа, от дороги наткнулся на родничок, у которого валялся старый котелок. Если здесь был скит, то этот котелок, видимо, оставили монахи. Прошел еще вправо от дороги и родничка по хребту. Неожиданно между деревьями увидел острую вершину хребта необычайного цвета. Цвет этой вершинки отчего-то был лилово-голубоватый.

Подойдя ближе к этой вершинке (а похожа она была на какой-то конус), я увидел, что она была сплошь покрыта цветущим баданом. А цветет это красивое растение в начале июля. После созерцания этой картины я вернулся на дорогу и пошел уже на спуск, где начинался бассейн р. Малая Синанча. В этом районе на карте обозначены г. Серафима и г. Николая с высотами 891 м и 915 м соответственно. И еще на этих горах, по рассказам бывшего жителя с. Лидовки Г.Н. Жигалова, лидовцы собирали бруснику. Сюда по этой дороге они приезжали на телегах, привозили бочки и ссыпали в них ягоду. Вниз с перевала в сторону рудника дорога шла в основном без крутых поворотов и серпантинов. Она также врезана в склоны сопок и была не широкой. В одном месте на небольшом протяжении дорога имеет уширение, вроде бы как карман для разъезда встречных телег. Надо сказать, что при строительстве этой дороги были выполнены большие земляные работы, затрачен огромный ручной человеческий труд. Если эта дорога строилась в начале прошлого века, когда не было еще никаких механизмов, то можно представить, сколько людей трудилось на строительстве этой дороги. И откуда в этой малонаселенной глухомани нашлось столько рабочих рук, чтобы построить такую горную дорогу. Да и ради чего. Рудник- то проработал совсем немного. По пути я осматривал прилегающие склоны у дороги. На этих склонах виднелись брусничники. Возможно, здесь лидовцы и заготавливали бруснику. Спустился вниз. Слева от дороги, которая выходила на небольшую поляну, я увидел остатки какого-то значительного строения. Сохранился еще фундамент, сложенный из камня. На поляне еще сохранился какой-то глубокий колодец или шурф, валялись железные предметы непонятного назначения. Поляна эта зажата с обеих сторон склонами прилегающих сопок. Это были верховья Малой Синанчи. Видимо, где-то здесь и были шахты Арцевского рудника. Пошел искать эти шахты. Дорога шла вниз и заканчивалась. Здесь заметны были отвалы горной породы. Перед этими отвалами у подножия левого склона виднелась шахта. Вход в эту шахту еще сохранился. Мимо этой штольни сверху распадка протекал небольшой ручей.

Я решил пройти вверх по этому ручью. Пройдя выше фундамента, я неожиданно вышел на едва заметную дорогу, которая шла вверх по распадку, из которого вытекал ручей. Дорога эта была очень древней и не всякий следопыт поймет, что это все-таки какая-то дорога. По этой дороге я пошел вверх, где вскоре в тупике распадка она закончилась. В этом тупике я увидел небольшую кучу черного концентрата, похожего по цвету на продукцию, которую вырабатывает фабрика «Дальполиметалла». Здесь же из земли торчал деревянный лоток. Возможно, что при добыче металла использовалась какая-то промывка, хотя рядом я воды не увидел. Загадка. Если велась какая-то переработка руды, то где-то здесь должны быть шахты или штольни, где добывалась руда. Решил осмотреть близлежащий склон выше кучи концентрата. Поднявшись вверх по склону, увидел несколько небольших карьеров, где, видимо, и добывалась руда. Карьеры эти были небольшие в плане и не глубокие. Возможно, где-то здесь были и другие выработки. На этом я и закончил изучение рудника. После этого изучения я, вернувшись к фундаменту и штольне, прошел вниз по долине ручья, и через некоторое время вышел к полноводной речке, которая вытекала с правых склонов. Это, видимо, и была уже река Малая Синанча. Здесь же на берегу заметны были следы какого-то лагеря. Возможно, здесь когда-то стояли геологи, о чем свидетельствовал и оставленный ими топор, который я унес с собой. Где-то в среднем течении этой реки торчит скала под названием Кукла. Об этой скале я помню с давних пор, когда в 1956 или 1957 году работал с геологами в долине этой реки, и куда мы приходили и уходили пешком из Синанчи через 2-й ключ (правый приток р. Большая Синанча, ныне Черемуховая).

Прошли годы. В октябре 2009 года я со своими товарищами В. Татарниковым и А. Шепелем снова поехал искать Арцевский рудник. В общем, дорога мне, конечно, была знакома. Но по этой, с детства мне знакомой дороге, уже лесовозы везли лес, который вырубался по всей долине реки Лидовки и по ее притокам, в том числе, и по долине ключа Арцевский. Была проложена уже новая дорога в объезд территории охотбазы, которая находится в устьевой части Арцевского ключа (бывший хутор Трофимчика). Проезжая мимо, мы остановились, и я пошел навестить моего давнего знакомого, постоянного жителя этой базы Сергея. После приветствий и недолгой беседы мы поехали дальше. Сергей сказал, что в Арцевском работает геологоразведка. За ручьем свернули с основной дороги и поехали уже по Арцевской дороге. Новая дорога была совершенно не похожа на старую лесную дорожку, по которой было приятно идти пешком. Новая дорога была расчищена бульдозером. По обеим сторонам дороги тянулись валы вывернутых с корнем деревьев. В общем, картина была неприглядной. Я боялся, что не найду сворота, который вел на перевальную часть дороги, ведшую на рудник. Все мои старые ориентиры уничтожены бульдозером. Доехали до какого-то перекрестка – одна дорога шла прямо, другая сворачивала вправо. Куда ехать, я не знал. Свернули вправо и въехали на территорию, видимо, геологоразведочной партии. Стояли вагончики, техника, но никого из людей не было. Заметили, что от этой базы пошла свежая дорога сразу на перевал, в сторону рудника; но весь рельеф мне был совершенно не знаком. Возможно, что эта новая дорога шла на наш рудник. Решили по этой дороге подняться на хребет, который служил водоразделом между бассейнами рек Лидовки и Шептуна (Малой Синанчи). Дорога резко шла вверх, но, проехав не так много на подъем, у нас сломалась машина – лопнул водяной патрубок, и нам ничего не оставалось, как спуститься вниз на базу. Охлаждающая жидкость вытекла, и мы занялись ремонтом. Людей на базе так и не было. Кое-как заделали разрыв патрубка, залили в двигатель воду и решили возвращаться домой. Выехав за территорию геологоразведки, мы встретили машину, на которой возвращались геологи на свою базу. Они нам сообщили, что сворот на старую дорогу, ведущую на рудник Арцевский, находится дальше, если ехать прямо по основной дороге, которая ведет в вершину этого ключа. На этом закончилась наша экспедиция. По пути домой остановились для осмотра местности, которую мы условно назвали Виноградной, потому что здесь когда-то располагался неизвестный мне хутор, а рядом по дереву плелась мощная виноградная плеть. Хутор этот находится выше бывшего хутора Нижнее Ахобэ, между которыми когда-то была пашня и на развилке дорог, одна из которых выходила из урочища Поповщина (Сержантово). Я здесь бывал и раньше, когда поля еще были заметны. Здесь до сих пор сохранился каменно-земляной фундамент, а рядом в овражке был колодец. В настоящее время колодца уже не видно. Кто здесь жил и когда, я не знаю. Во времена своих походов никакого жилья я здесь не видел. С тем мы и вернулись в Дальнегорск. Но мысль посетить еще раз рудник Арцевский и более детально осмотреть то место, меня так и не покидала.

Опять прошли годы. И вот я снова с одним из прошлых спутников А. Шепелем едем на поиск «пропавшего» рудника. А случилось это в конце июня 2011 года. На рудник ехали от Сержантово через Половщину и хутор Жигалова. На основную дорогу, которая идет из Лидовки, выехали в районе бывшего хутора, который расположен у перекрестка этих дорог в урочище Виноградное (наше название). Проехав охотничью базу (хутор Трофимчик) за ручьем Арцевским, свернули вправо и уже по долине этого ключа поехали снова искать рудник Арцевский. Проехав перекресток, от которого вела дорога на базу геологов, я начал внимательно следить за правой стороной дороги, чтобы не проехать отворот старой дороги, ведущий на перевал и на рудник. Основная дорога, как прошлый раз сказали нам геологи, ведет вверх Арцевского распадка, но не на рудник. Я все-таки смог заметить боковой распадочек, куда уходила старая дорога, ведущая на перевал.

Этот сворот, как и обочины новой дороги, были завалены выкорчеванным лесом, что и уничтожило все старые ориентиры. Остановились. Я осмотрел этот отворот предполагаемой старой дороги и убедился в том, что с этого места в самом деле пошла старая дорога на рудник. В начале эта дорога была размыта и завалена упавшими деревьями. Проехать по ней, конечно, было невозможно.

Пообедали и пошли пешком через завалы. Вскоре пошли на перевал по «первобытной» дороге. Перевальная часть этой дороги, как мне показалось, была все в том же состоянии, как и много лет назад – неезженной и не заросшей. Поднявшись на перевал, нашли тот родничок, который я обнаружил еще в прошлое свое посещение. В это время, возможно, уже цветет бадан. И мы решили посмотреть ту вершину, на которой он рос, и, возможно, мы увидим цветущий бадан, как и в первое мое посещение этих мест. Вершину эту мы нашли, но никакого бадана, тем более цветущего, не увидели. Куда делось это красивое растение? Возможно, выгорел при пожаре. Вернувшись на дорогу, мы пошли уже на спуск в бассейн реки Шептун к руднику. По сторонам дороги на склонах сопки росла брусника и уже цвела. Спустились вниз в долину ключа, который был одним из притоков, откуда и начиналась река Шептун. Слева от дороги был виден еще сохранившийся фундамент какого-то рудничного строения, справа от дороги валялась люлька от мотоцикла. Шурфа и штольни, которые я видел в прошлый раз, сейчас не увидел – природа поглотила. От дороги, которая заканчивалась чуть ниже бывшей штольни, шла тропа вниз по ключу. Позже я узнал, что где-то ниже находится охотничья избушка, которая принадлежит Булавину, жителю села Сержантово. Я все-таки решил еще сходить вверх по ключу, где в прошлое посещение наткнулся на кучу «концентрата» и добычные дикопушки. Но, отойдя немного вверх от фундамента, я не нашел той дороги, по которой вышел в прошлый раз на «концентрат», и вообще, я ничего не узнал. С тем и вернулся обратно к своему спутнику, который меня ждал у фундамента. Решили возвращаться обратно к машине. Уже на спуске в сторону Арцевского ручья потерялся мой спутник Александр. От меня он отстал. Я долго его ждал, начал кричать, но он не откликался. Я решил идти к машине и там его ждать. Но меня волновало то, что он не очень ориентировался в наших сопках, а еще больше – вдруг с ним что-нибудь случилось. Идя по дороге, я все время кричал. Но вдруг к моей радости он отозвался, но не сзади, где должен быть, а где-то внизу впереди меня. Теперь я уже спокойно продолжил свой путь и вскоре увидел Александра – он ожидал меня на дороге. Где он смог обогнать меня? Александр объяснил, что, когда он отстал от меня, решил догонять не по дороге, которая шла зигзагами, а напрямую по склону, и вот внизу он вышел на дорогу, а мог на дорогу и не попасть. Слава богу, что все обошлось благополучно. Когда пришли к машине, день заканчивался. Решили заночевать, а завтра, не торопясь, будем возвращаться домой. Подготовились к ночевке. Я за это время успел еще немного пройти по основной новой дороге. Раньше этой дороги не было. Была одна дорога, которая шла на рудник, и по ней мы сегодня прошли. Эта новая дорога шла вглубь основного распадка. Эту дорогу построили совсем недавно геологи или лесорубы. А лес сейчас рубят везде. В прошлые советские годы такого лесоповала никогда не было. А куда идет лес и где оседают деньги за вырубленный лес – известно одному богу.

Утром поехали обратно. Выехав на основную дорогу, ведущую в Синанчу, поставили машину на бывшем хуторе Трофимчика (Поворотная) недалеко от охотбазы, решили пешком сходить до устья ключа Березового, до его слияния с основной речкой Лидовка. Это расстояние было примерно десять километров. Старая дорога была расширена. Везде рубили лес. А лес здесь был в основном представлен березой и дубом. Той приятной лесной дороги, по которой я ходил с детства, уже не было. На этом пути слева, сразу за речкой возвышалась живописная одинокая скала, которая была похожа на какую-то крепость, возведенную чьими-то руками... Дошли до слияния реки Лидовки с левым притоком (кл. Березовый). Место слияния также очень живописно. Река и ключ в этом месте протекают в глубоких скальных каньонах и скатываются по небольшим водопадам. Старая дорога проходит через брод, пересекая в нижнем течении только ключ. Место это очень интересно. Я предполагаю, что здесь когда-то жили древние люди, о чем говорит когда-то найденное мною каменное орудие на спуске этой дороги в ключ со стороны Лидовки. В прежние годы я «забрасывал» сюда даже моего приятеля Евгения Сюсюркина с его сыном Андреем на рыбалку. Они жили здесь несколько дней в палатке, ловили рыбу, а затем я приезжал за ними и увозил домой. В это же время я ходил вверх по ключу до зимовья. В этом ключе когда-то усиленно работали геологи. В этот раз я даже выходил на вершину хребта, разделяющего бассейны ключа Березового и Арцевского, и везде была видна работа геологов. В настоящее время лесорубы построили даже мост через наш ключ выше слияния, но он был уже разрушен. За мостом в сторону Синанчи также шла по старой дороге уже новая.

На этом закончилось наше исследование этого места. Вернулись к машине, подъехали к воротам охотбазы, навестили моего старого знакомого Сергея, который охраняет эту базу уже несколько лет, и поехали домой.

На всем протяжении от этой базы и до Лидовки простирались пашни и сенокосы. Сейчас это все заросло травой и молодым лесом...

Стали свидетелем интересного события или происшествия в ДГО? Присылайте фото/видео на наш WhatsApp +7 914 672 83 19