«Отступать некуда, за Волгой для нас земли нет!» | Дальнегорск Онлайн

«Отступать некуда, за Волгой для нас земли нет!»

Семьдесят лет назад, 3 февраля 1943 года, была завершена ликвидация немецко-фашистских войск, окруженных под Сталинградом.

К весне 1942 года на советско-германском фронте наступило временное затишье. Обе стороны перешли к обороне. Красная армия значительно пополнилась людскими и материальными ресурсами. Готовилось к летней кампании и немецко-фашистское командование. Германия имела на фронтах от Баренцева до Черного моря 217 дивизий, 20 бригад, причем 178 дивизий, 8 бригад и 4 воздушных флота были чисто германскими.

К маю 1942 года враг на советско-германском фронте имел более чем шестимиллионную армию (в том числе 810 тысяч союзнических войск), 3230 танков и штурмовых орудий, до 43 тысяч орудий и минометов,3400 боевых самолетов.

Политическая и военная стратегия гитлеровского главнокомандования на ближайший период 1942 года сводилась к тому, чтобы разгромить наши войска на юге, овладеть районом Кавказа, выйти к Волге, захватить Сталинград, Астрахань и тем самым создать условия для уничтожения СССР как государства.

Директивой Гитлера от 5 апреля предусматривалось отторгнуть от Советского Союза богатейшие промышленные и сельскохозяйственные районы, получить дополнительные ресурсы (в первую очередь кавказскую нефть). После достижения успеха на юге они смогут нанести удары по Ленинграду и Москве.

В июне-июле в результате потери Крыма, поражения наших войск в районе Донбасса и под Воронежем противник вновь захватил стратегическую инициативу и, подведя свежие резервы, начал стремительно продвигаться к Волге и на Кавказ. К середине июля, отбросив наши войска за Дон от Воронежа до Клетской и от Суровкина до Ростова, войска противника завязали бои в большой излучине Дона, стремясь прорваться к Сталинграду.

Народный комиссар обороны И. В. Сталин издал 28 июля 1942 года приказ № 227. Этим приказом вводились жесткие меры борьбы с паникерами, решительно осуждались «отступательные» настроения. Для войск должно быть требование: «Ни шагу назад!».

2 сентября 1942 года Сталинградский городской комитет обороны призвал население города: «Все на строительство баррикад! Все, кто способен носить оружие — на баррикады, на защиту родного города, родного дома!».

До 50 тысяч трудящихся Сталинграда вступили в ряды народного ополчения. Городская комсомольская организация направила в армию 7 тысяч юношей и 3 тысячи девушек санитарами и связистами. В оккупированных врагом районах действовали 39 партизанских отрядов и диверсионных групп. «Мне 14 лет,-писал школьник Геннадий Межевелов в райком ВЛКСМ,- но я очень прошу вас послать меня на защиту города, обязуюсь бить врага до последней капли крови. Мать согласна».

На подступах к Сталинграду и в самом городе сооружались 4 оборонительных обвода. Всего к началу обороны было построено до 2750 км окопов и ходов сообщения, до 1860 км противотанковых рвов, оборудовано до 85 тысяч различных площадок и позиций для огневых средств.

Позднее при контрнаступлении советским войскам пришлось преодолевать эти оборонительные сооружения. Воины Красной армии проявляли массовый героизм, стояли насмерть.

В районе Клетской четыре бронебойщика — П. Болотко, И. Алейников, Ф. Беликов, П. Самойлов — вступили в схватку с 30 танками. Они подбили 15 машин, а сами остались живы.

Летчик М. Баранов, возглавляя четверку истребителей, вступил в бой с 25 фашистскими самолетами. Он сбил 4 машины. Ему присвоили звание Героя Советского Союза.

58 дней отражал атаки гитлеровцев гарнизон одного из сталинградских домов, состоявший сначала из сержанта Якова Павлова и трех солдат. В «дом Павлова» послали подкрепление из 20 солдат.

На личной карте Паулюса «дом Павлова» был отмечен как крепость, что его обороняет батальон. Защитники уничтожили столько гитлеровцев, сколько они не теряли при взятии иных крупных европейских городов.

Комсомольцы-десантники стойко отбивали таранные удары танков и пехоты в Тракторозавод-ском районе и не отступили ни на шаг. «Кто оставил позиции перед тракторным заводом?» — запросил штаб фронта командарма В. Чуйкова. «Никто,- с горечью и гордостью ответил генерал.- Мертвые не отступают». В. Чуйков просил самую красивую улицу в городе назвать Комсомольской. Такая улица в Волгограде есть.

Город Сталинград протяженностью свыше 60 км при ширине не более 5-ти км растянулся на правом берегу Волги. У северной окраины Сталинграда на участке Рынок — Акатовка немцы прорвались к Волге. На этом участке у немцев действовали 3 дивизии фронтом на север и 2 дивизии фронтом на юг. Ширина этого коридора достигла 10 км. И еще в двух местах немцы прорвались к Волге. В воздухе висела вражеская авиация. Она беспрерывно бомбила наши войска и егце сильнее город. После каждого налета над Сталинградом вздымались облака дыма. Враг задался целью разрушить город до основания. Бои шли на развалинах города. С нашей стороны участвовали 1-я гвардейская и 66-я армии, пытавшиеся соединится с 62-й армией, сражавшейся в самом городе.

Дни и ночи не прекращались бои на улицах города, в домах, на заводах, на берегу Волги — везде и всюду. Наши части, понеся большие потери, остались на небольших «островках» Сталинграда.

В июле-сентябре оборону Сталинграда держали 2 фронта — Сталинградский на северо-западе от Серафимовича до Ерловки, и Юго-Восточный на юго-востоке от Ерловки до озера Сарпа. К концу июля в состав Сталинградского фронта входило 38 дивизий. Только 18 из них были полностью укомплектованы, 6 имели 012,5 до 4 тысяч человек, а 14 — от 300 до 1000 человек. Этот фронт был развернут на 530-километровом фронте, и насчитывал 187000 человек, 360 танков, 337 самолетов, 7900 орудий и минометов.

Против фронта неприятель сосредоточил 250000 человек, 740 танков, 1200 самолетов, 7500 орудий и минометов. В дальнейшем эта группа армий «Б» была усилена 4 танковой армией, прибывшей с кавказского направления и частью сил венгерских, итальянских и румынских войск. Командующим Сталинградским фронтом был назначен генерал-лейтенант В. Н. Гордов. В составе фронта были 63,21,62 и 4 танковая армии. 5 августа в состав Юго-восточного фронта включились 57,51,64, 1-я гвардейская и 8-я воздушные армии. Командовал фронтом генерал-полковник А. И. Еременко. 23 августа после прорыва немцев к Волге 62-ю армию передали в состав Юго-восточного фронта. 10 сентября 62-й армией стал командовать генерал-лейтенант В. И. Чуйков.

Бои в Сталинграде шли тяжелые, кровопролитные, за сутки боевых действий мы теряли по целому полку. А. И. Еременко утверждал, что противник может взять Сталинград при первом же нажиме, если немедленно не ударить с севера. Войска в Сталинград поступали днем и ночью через Волгу судами Волжской флотилии. Особенно тяжелые дни для Сталинграда были 13,14,15 сентября. Враг, не считаясь ни с чем, прорывался через развалины города все ближе к Волге. Бойцы 62 и 64 армий в упор расстреливали его. В это тяжелое время 2100 солдат и командиров пополнили ряды членов ВКП(б). Руины города стали крепостью. Перелом в эти дни произошел благодаря силам 13-й гвардейской дивизии А. И. Родимцева. После переправы в Сталинград они сразу же контратаковали противника. 16 сентября дивизия Родимцева отбила Мамаев курган. Верховное командование отправляло в район Сталинграда все, что было возможно. Только вновь формируемые резервы для ведения дальнейшей борьбы пока не вводились в действие.

Операция «Уран»

Анализируя положение на Кавказе и в Сталинграде, ставка Верховного командования отметила, что немецкие войска в значительной степени обескровлены и измотаны и вынуждены перейти к обороне. Наиболее боеспособные в Вермахте 6-я армия Паулюса и 4-я танковая армия Гота были не в состоянии захватить город и увязли там. И советские войска понесли тяжелые потери и наличными силами не имели возможности разгромить врага.

Венгерские, итальянские и румынские войска, по сравнению с. немецкими, были хуже вооружены, менее опытны и недостаточно боеспособны даже в обороне. Они не хотели умирать за чуждые им интересы. За период с июля по ноябрь в сражениях в районе Дона, Волги и Сталинграда противник потерял до 700 000 человек и много техники, а всего к ноябрю 1942 года противник потерял более двух миллионов на всем советско-германском фронте.

Анализируя ситуацию в районе Сталинграда, Сталин, Василевский и Рокоссовский с 18 октября решили подготовить контрнаступательную операцию для разгрома немецких войск. Генеральному штабу поручили до середины ноября разработать эту операцию. Вместо бывшего Сталинградского фронта создали два фронта: Юго-западный от Верхнего Мамона по Дону до Серафимович-Клетская под командованием генерал-лейтенанта Н. Ф. Ватутина. Этому фронту намечалось нанести глубокие удары с плацдармов на правом берегу Дона левым крылом в направлении на город Калач с целью окружения врага в Сталинграде, соединяясь с войсками Сталинградского фронта. Правым крылом фронта — в район Миллерово-Чертково с целью уничтожения 8-й итальянской армии и всей группы армий «Б», а также для создания внешнего кольца окружения и предотвращения прорыва немцев с запада к окруженным войскам. Сталинградский фронт под командованием генерал-полковника А. И. Еременко, сосредоточенный в районе города Сталинграда и южнее города до Сарпинских озер, левым флангом наступает в район Котельниково, правым флангом наступает на хутор Советский-Калач, замкнув кольцо окружения. Армиям этого фронта, находящимся в самом городе была поставлена задача — сковать активными действиями немецкие войска в городе.

Донскому фронту, расположенному от Клетской до северной части Сталинграда, командующий генерал-лейтенант К. К. Рокоссовский приказал наступать на Сталинград с севера, а затем с армиями Сталинградского фронта уничтожить окруженную группировку немцев в городе.

19 ноября 1942 года началось наступление Юго-западного, и Донского а 20 ноября и Сталинградского фронтов. 23 ноября войска этих фронтов соединились в городе Калач и хуторе Советский, замкнув кольцо окружения. Ударами этих фронтов были уничтожены 8-я итальянская, 3-я и 4-я румынские армии и часть немецких войск. После окружения немецких войск под Сталинградом, советское командование предложило командующему войсками Паулюсу ультиматум прекратить сопротивление. Ультиматум был отклонен, а Гитлер присвоил Паулюсу звание фельдмаршала и приказал сражаться до конца.

12 декабря 1942 года для спасения окруженных в районе Сталинграда войск, генерал-фельдмаршал Манштейн создал ударную группировку в районе Котельниково из 6,23,17 танковых дивизий, отдельный танковый батальон, оснащенный тяжелыми танками «Тигр», а также четыре пехотных дивизии и две румынские кавалерийские дивизии. За три дня боев противнику удалось продвинутся к Сталинграду на 45 км. В районе Верхне-Кумского разгорелось ожесточенное сражение. Под давлением 17 танковой дивизии части 51-й армии и кавалерийский корпус отошли за реку Мышкову. Противник стоял в 40 км от Сталинграда. Тогда была введена в сражение усиленная 2-я гвардейская армия генерала Р. Я. Малиновского с танками и артиллерией, удар которой с высокого берега реки решил участь группировки Манштейна.

Теперь осталось разгромить немецкую 6-ю и 4 танковую армии, оказавшихся в «котле». Для этого необходимо было подчинить Сталинградский фронт Донскому фронту под общим командованием К. К. Рокоссовского. Для этого нужно было рассечь группировку немцев с запада и навстречу с востока из Сталинграда на две части — северную и южную.

В своих воспоминаниях офицер-разведчик 6-й армии И. Видер писал: «Мы вынуждены были начать отход по всему фронту. Однако отход превратился в бегство, вспыхнула паника. Путь наш был устлан трупами, которые метель вскоре заносила снегом. Мы уже отступали без приказа, наперегонки со смертью, которая без труда догоняла нас, пачками вырывая из рядов свои жертвы».

Обеим окруженным группам были посланы ультиматумы. Северная группа отвергла ультиматум и даже обстреляла парламентеров.

31 января была разгромлена южная группа во главе с Паулюсом. 2 февраля сдались и остатки северной группы. На этом была полностью завершена битва на Волге.

Было уничтожено 32 дивизии, 3 бригады, остальные 16 дивизий потеряли от 50 до 75 процентов личного состава.

Общие потери войск в районе Дона, Волги, Сталинграда составили около 1,5 миллиона человек, 3500 танков, 12 тысяч орудий, 3 тысячи самолетов и другой техники.

В подвале Сталинградского городского универмага был пленен генерал-фельдмаршал Паулюс и еще 24 немецких генерала. Всего в плен попала 91 тысячя немецких солдат и офицеров.

Вот что сказал Г. К. Жуков о немецкой армии: «Что касается боеспособности немецких солдат и офицеров в первом периоде войны, их специальной выучки и боевого воспитания, то они были на высоком уровне во всех родах войск, особенно в танковых войсках и авиации. В боях и полевой службе немецкий солдат знал свое дело, был упорен, самоуверен и дисциплинирован».

Вот с такой армией нам пришлось воевать.

А вот что пишет К. К. Рокоссовский о пленных: «Должен заметить, что сами пленные оказались довольно предусмотрительными: у каждого из них оказались ложка, кружка и котелок. Отношение к военнопленным со стороны бойцов и командиров Красной Армии было поистине гуманным, я бы сказал больше — благородным... Немецкие генералы были размещены в домах, в приличных для того времени условиях, имели при себе все личные вещи и ни в чем не нуждались. Здесь стоит упомянуть лишь о том, что корректное отношение нашего персонала кое-кем из пленных генералов было неправильно истолковано. Эти господа стали грубить, отказываться от выполнения законных требований, требовать особых привилегий. Пришлось вежливо напомнить, что они прежде всего пленные, и поставить их на место.

При написании мной использованы материалы из книг: Г. К. Жуков «Воспоминания и размышления», К. К. Рокоссовский «Солдатский долг», A. M. Василевский «Дело всей жизни», В. Зайцев «За Волгой земли для нас не было», сборник «Великая Отечественная».

Стали свидетелем интересного события или происшествия в ДГО? Присылайте фото/видео на наш WhatsApp +7 914 672 83 19