«Дорога победы» | Дальнегорск Онлайн

«Дорога победы»

В начале этого года в России отмечались сразу две даты, связанные с битвами под Ленинградом и Сталинградом. Ровно 70 лет назад была прорвана блокада Ленинграда. Затронем эту тему...

Прорыв

Летом 1942 года всего 16-километровое пространство, занятое и укрепленное противником, разделяло войска Волховского и Ленинградского фронтов.

Чтобы воевать и жить, войска вынуждены были строить вместо траншей дерево-земляные заборы, вместо окопов — насыпные открытые площадки, прокладывать многокилометровые настилы и гати, сооружать деревянные платформы для артиллерии и минометов. Гитлеровское командование готовилось к решительному штурму Ленинграда. Деблокировать Ленинград было задачей для двух фронтов: Ленинградского и Волховского.

Нашим войскам противостояли 10 вражеских дивизий и еще, для усиления группы армий «Север», прибыла значительная часть войск из Крыма. Общее руководство по окончательному блокированию Ленинграда немецкое командование возложило на генерал-фельдмаршала Манштейна.

По замыслу операции, прорыв немецкой обороны осуществлялся на 16-километровом участке в направлении Отрадного, расположенного на берегу Невы, где сходились грунтовка из Синявина и железная дорога из Мги в Ленинград. Основной удар должен был нанести Волховский фронт в составе 8-й армии, находящейся в первом эшелоне (генерал-майор Стариков) и развивавшей ее действия 2-й ударной армией (генерал-лейтенант Клыков). Между этими армиями размещался 4-й гвардейский корпус (генерал-майор Гаген). Эти войска давали нам трехкратное превосходство над противником в живой силе, четырехкратное — в танках, двукратное в артиллерии и минометах. Зато мы значительно уступали в авиации, и не знали о прибытии с юга дивизий Манштейна.

27 августа 1942 года началось наступление наших войск. В течение двух дней наступление было успешным. На направлении главного удара была пересечена Черная Речка и оборона врага прорвана, наши части подошли к Синявину. Но сопротивление вражеских войск с каждым днем нарастало. 29 августа на поле боя появилась 180-я пехотная дивизия немцев, только что прибывшая из Крыма, усиленная 12-й танковой дивизией. Авиация противника непрерывно висела над нашими войсками.

Первый эшелон на третий день прорвал вражескую оборону на фронте в 5 км и углубился на 7 км. На этом дело застопорилось. Войска Ленинградского фронта не смогли нанести встречного удара. К 5 сентября наибольшая глубина прорыва составила 9 км. Фашистское командование подтянуло к участку прорыва большое количество артиллерии, в том числе тяжелой. Наша 2-я ударная армия второго эшелона, состоявшая всего из одной дивизии восьмитысячного состава, не оправдала своего громкого названия. 20 сентября противник перешел в контрнаступление. 29 сентября наши войска вернулись на исходные позиции. Невская оперативная группа Ленинградского фронта вела бои до 6 октября и сумела удержать за собой два небольших плацдарма. Таков был конец Синявской операции. Нашим двум фронтам не удалось в то время прорвать блокаду Ленинграда.

Операция «Искра»

Осенью 1942 года битва на Волге поглощала резервы Ставки. Волховский фронт для прорыва блокады Ленинграда рассчитывал на незначительные пополнения. Но все же фронт пополнялся людскими и материальными ресурсами. Стоял вопрос — где наступать? А нужно было создать прочный коридор, чтобы соединить Ленинград с Большой землей. Координация действий Ленинградского и Волховского фронтов возлагалась на К. Е. Ворошилова и Г. К. Жукова. Ленинградский фронт возглавлял генерал Л. А. Говоров, а Волховский — К. А. Мерецков.

В районе Шлиссельбургско-Синявского выступа только что закончились бои, не давшие желаемого результата, поэтому решили сдвинуть нанесение удара севернее. Здесь были созданы мощные вражеские укрепления. Но зато это было самое короткое расстояние. Нужно было преодолеть всего 12-километровую полосу между Шлиссельбургом и Липками, то есть по 6 км на каждый из двух наших фронтов.

В состав ударной группировки входила 2-я ударная армия под командованием генерал-лейтенанта В. З. Романовского. В эту армию были переброшены значительные части артиллерии из других армий, фронтовой резерв и все, что могла выделить ставка. У немцев плотность войск на данном участке почти вдвое превосходила предусматриваемую их уставами. На правый фланг Волховского фронта перенацелили почти всю фронтовую авиацию в составе 14-й воздушной армии генерала-майора авиации И. П. Журавлева.

Весь декабрь 1942 года войска напряженно готовились к предстоящей операции. Состоялись сборы командного состава. Части и подразделения тренировались в учебных городках, сооруженных по образцу тех узлов обороны, которые придется потом преодолевать — некое подобие вражеского ледяного вала, дотов на болоте и различных полевых укреплений. После соединения фронтов уточнили их поворот на юг, чтобы расширить коридор.

Наступление началось 12 января 1943 года двухчасовой авиационно-артиллерийской подготовкой, а потом советские дивизии рванули вперед. Почти сразу обозначился участок максимального сопротивления врага — роща Круглая. Весь день здесь шел ближний бой, неоднократно переходящий в рукопашную. Фашисты в плен почти не сдавались, стреляли до последнего патрона. К вечеру узел сопротивления пал, и 327-я дивизия развернула наступление на место сосредоточения 207-й охранной дивизии немцев, обходя с севера Рабочий поселок № 7.

13 и 14 января в бой был введен второй эшелон. 18-я стрелковая дивизия генерал-майора М. Н. Овчинникова, поддержанная 98-й танковой бригадой, прорвалась к рабочему поселку № 5. В это время к нему подходила с запада 136-я дивизия ленинградцев. Обойденные со всех сторон узлы сопротивления Липки и Рабочий поселок № 8 были изолированы и отрезаны. Все попытки свежих фашистских соединений, переброшенных из Мги, пробиться к ним на выручку не имели успеха. 14 января ушло на закрепление достигнутого. Всего два самых тяжелых километра оставалось пройти, чтобы блокада дала трещину. 15-17 января воины двух фронтов упорно продолжали пробивать соединительный коридор, отвоевывая у врага метр за метром, и одновременно расширяя на флангах бреши в фашистской обороне. Труднее шло дело на юге. В направлении на Мойку наши войска натыкались на возрастающий отпор и все более сложные для преодоления препятствия. Легче продвигались на север, поскольку с этой стороны немцы, зажатые между советскими дивизиями и Ладогой, не могли получать подкрепления. Они скопились севернее Рабочего поселка № 1 в ударный кулак с целью рассечь боевые порядки 372-й дивизии и прорваться в Синявино. Но наша 12-я лыжно-стрелковая бригада совершила по ладожскому льду марш-бросок в тыл противника и прервала связь вражеской группы с Липками.

Тогда же 372-я дивизия с помощью 122-й танковой бригады освободили рабочий поселок № 8. В результате положение частей фашистов под Липками стало безнадежным, и 128-я дивизия сломила их сопротивление. Наконец, 64-я гвардейская (бывшая 327-я дивизия) и 376-я дивизии ворвались на станцию Синявино.

Во время прорыва вражеской обороны фашисты бросили в бои новые тяжелые танки «Тигр», ранее проходившие испытания под Сталинградом. Он предназначался для штурма Ленинграда. Наши бронебойщики повредили смотровые приборы танка. Экипаж бежал, бросив в целом исправную машину. Переправили «Тигр» на опытный полигон, после чего наша промышленность создала мощные снаряды и новую САУ с 152-миллиметровым орудием.

18 января — день великого торжества двух наших фронтов, а вслед за ними всей Красной Армии, всего советского народа.

Вместе с «Дорогой жизни» ленинградцам прибавилась «Дорога Победы». По этой дороге пошли железнодорожные составы в город Ленинград.

При написании статьи пользовался книгой командующего Волховским фронтом маршала Советского Союза К. А. Мерецкого «На службе народу».

Стали свидетелем интересного события или происшествия в ДГО? Присылайте фото/видео на наш WhatsApp +7 914 672 83 19