«Мы стараемся оставить всех на свободе» | Дальнегорск Онлайн

«Мы стараемся оставить всех на свободе»

В середине марта свой профессиональный праздник отметили сотрудники уголовно-исполнительной инспекции филиала по городу Дальнегорску, осуществляющие контроль за поведением осужденных, без изоляции от общества.

По словам старшего инспектора уголовно-исполнительной инспекции Натальи Грязевой, основной задачей их подразделения является не наказать или направить в места лишения свободы, а наоборот – помочь ему реабилитироваться и встать на путь исправления.

«Среди наших «подопечных» есть осужденные к лишению свободы, которые получили отсрочку отбывания наказания из-за того, что у них на попечении имеются дети, не достигшие 14 летнего возраста. За таким осужденными осуществляется контроль до тех пор, пока ребенку не исполнится 14 лет. Кроме того нами исполняется наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, наказание в виде исправительных, обязательных работ, ограничение свободы», – сообщила Наталья Грязева.

Помимо названных, инспекция осуществляет меру пресечения в виде домашнего ареста. Эту меру применяют к подозреваемым (обвиняемым) лицам, в отношении которых обвинительный приговор ещё не вынесен – то есть, когда уголовное дело находится на стадии следствия или дознания.

«Люди, с которыми нам приходится работать, разные – и по статусу, и по готовности идти на контакт – одних ещё не коснулись социальные изменения, на других же асоциальный образ жизни уже оставил свой отпечаток и они «махнули» на себя рукой, но ко всем из них мы пытаемся найти подход. Для того, чтобы выработать план работы с тем или иным осужденным, сначала смотрим на тяжесть совершенного преступления, какие обязанности или ограничения на него возложены», – рассказала старший инспектор.

По словам Натальи Олеговны, при постановке осужденного на учет необходимо заполнить большое количество документов. К примеру, только на принятие приговора к исполнению уходит около часа. Затем информацию необходимо внести в несколько журналов и электронные базы, разослать в различные организации, а также уведомить осужденного о дате и месте встречи. Только после этого с ним проводится первоначальная беседа о порядке и условиях отбывания того или иного вида наказания, выясняется род занятий осужденного, разъясняются обязанности, возложенные на него судом и последствия их неисполнения.

Некоторые осужденные исполняют возложенные судом обязанности и придерживаются установленных законодательством требований, другие же систематически их нарушают.

«Большинство наших поднадзорных, в силу каких-то необъяснимых причин, неохотно идут на контакт, как бы создают вокруг себя своеобразный купол и до них, порой, невозможно достучаться. Например, стараешься с кем-то вести диалог, а в ответ не видишь никакой реакции. Складывается ощущение, что люди не понимают гуманности и мягкости судебного решения – ведь они отбывают наказание без лишения свободы, а не в колонии-поселении или исправительном учреждении.

В средствах массовой информации часто рассуждают о том, что в тюрьмах улучшаются условия содержания осужденных. Но какими бы распрекрасными они ни были, тюрьма всегда будет тюрьмой. Это как клетка для свободолюбивого зверька – его и кормят регулярно, и меняют подстилку, а он всё равно старается выбраться на волю. И какой бы тяжелой и безрадостной не казалась жизнь на свободе, она никогда не сравнится с той, что по ту сторону забора», – отметила Наталья Олеговна.

В нашей работе, подростки – это особая категория граждан

Присоединившиеся к беседе инспекторы отметили, что подростки после получения судимости, продолжают совершать необдуманные поступки, бравируя, так сказать, полученным «сроком». Но в силу своего возраста, они еще не осознают, что «клеймо» судимости останется у них навсегда.

«Я 13 лет работаю в уголовно-исполнительной инспекции с несовершеннолетними, и по опыту могу сказать – с ними приходится намного сложнее, чем со взрослыми. Лишь когда дело передается в суд, подростки вспоминают, что они дети. До этого момента они не идут на контакт и предпочитают слушать своих друзей, но не тех, кто старается и хочет им помочь.

Сегодня большинство спортивных секций и кружков платные, не у все родители располагают средствами на их ежемесячную оплату. Поэтому есть много детей, которые во внеурочное время предоставлены сами себе», – отметила Наталья Грязева.

Досуг осужденных

«Самую многочисленную группу осужденных составляют те, кому решением суда предписаны обязательные работы. Предприятия для отбывания наказания в виде исправительных и обязательных работ определяется органом местного самоуправления по согласованию с инспекцией. На сегодняшний день в Дальнегорском ГО лишь пять предприятий выделены для отбывания наказания в виде исправительных работ. Эту категорию осужденных брать на работу никто не хочет, и тут возникают сложности.

Руководителей предприятий, конечно, можно понять. В свое время, когда мы обращались к ним с просьбой трудоустроить наших подопечных, они шли нам навстречу, но через какой-то период времени у них начинались проблемы – трудоустроенный начинал допускать прогулы и всячески уклоняться от работы. Какому руководству это понравится, ведь оно несёт ответственность за осужденного на основании законодательства РФ – это прописано как в уголовном кодексе, так и административном. С большим желанием работодатели принимают на работу осужденных к наказанию в виде обязательных «неоплачиваемых» работ», – рассказала Наталья Грязева.

Небольшим коллективом уголовно-исправительной инспекции руководит Лариса Воднева. В ее подчинении еще четыре сотрудника – Наталья Грязева, Марина Зубихина, Яна Крыгина и Константин Лютник. По роду своей службы они каждый день сталкиваются с теми, у кого произошли разногласия с законом, и какой бы судебный приговор ни был вынесен их подопечным, они видят в них, прежде всего, людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Стали свидетелем интересного события или происшествия в ДГО? Присылайте фото/видео на наш WhatsApp +7 914 672 83 19