Первый раз в первый класс - по новому стандарту | Дальнегорск Онлайн

Первый раз в первый класс - по новому стандарту

С сентября 2011 года первоклассников во всех школах России будут обучать по новому образовательному стандарту. Что такое новый стандарт, и какие новшества он привнесет в наше образование?

Как рассказала Наталья КАЛИНИНА, методист учебно-методического центра, стандарты - это утверждения, которые выражают то, что учащиеся должны знать и уметь на определенных ступенях своей учебы. Понятие «стандарт» впервые появилось в российском образовании в начале 90-х. За прошедшие годы школе было предложено несколько вариантов стандартов нового поколения, над которыми работали ученые и практики. Они представляли собой обязательный минимум тех знаний, умений и навыков, которые должен освоить ученик к концу каждого периода обучения. Но уже в начале 2000 года стало ясно, что российская система общего образования отстает от мировой практики и становится неконкурентоспособной. Наши ученики демонстрировали узкопредметные знания и слабо ориентировались в выполнении заданий практического характера. Назрела необходимость перемен, и поэтому с 2005 года началась разработка стандартов нового поколения, тем более что закон «Об образовании» требует обновлять стандарты каждые 10 лет.

Главное - уход от содержания к требованиям («три Т»)

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования подготовлен в Российской академии образования коллективом российских педагогов-ученых под руководством А.М.Кондакова с привлечением широкого круга практических работников. Стандарт прошел апробацию в 14-и регионах РФ и утвержден в октябре 2009 года приказом Министерства образования и науки.

В школах Дальнегорского городского округа новый стандарт образования вступает в действие с 1 сентября 2011 года. Его будут вводить постепенно, и первыми по новому стандарту будут обучаться первоклассники набора 2011 г., до окончания школы. Всем остальным классам предстоит доучиваться по предыдущему стандарту.

Новый стандарт рассматривают как документ идеологический, педагогический, государственный, управленческий и уже сейчас называют «конституцией школьной жизни». Но в любом случае дети не почувствуют революционных изменений. Все, что заложено в новом стандарте, адресовано не столько ребенку, сколько органам власти, директорам школ, учителям. Поэтому учиться придется не только ребятам. В буквальном смысле слова «сесть за парты» и учиться по-новому придется всем - от учителей до руководителей, потому как стандарт 2009 года принципиально отличается от стандартов первого поколения.

Главной особенностью новых стандартов является уход от содержания к требованиям. Другими словами, если предыдущий стандарт представлял собой перечень тем, которые должен усвоить ребенок, то новый стандарт - это 3-уровневая система требований:

  • к структуре программы;
  • к результатам освоения программы;
  • к условиям реализации программы.

Эта формула нового образовательного стандарта уже получила в педагогическом сообществе бытовое название «три Т».

Первое Т - требование к структуре основных образовательных программ. Суть состоит в том, что каждая школа должна будет разработать новую образовательную программу в соответствии с требованиями стандарта. Это своего рода обязательства учреждения, которые оно берет на себя. В структуре программы школы обязательно должны быть: программа духовно-нравственного воспитания и развития детей, программа формирования универсальных учебных действий (развитие личностных качеств ребенка, умение сотрудничать, ставить перед собой цели и достигать их, самостоятельно работать с информацией, использовать полученные знания на практике и другие действия), программа коррекционной работы, программа формирования здорового образа жизни, планируемые результаты и система оценки.

В базисном образовательном плане каждой школы будет 80% обязательной части, куда войдут основные предметы: русский язык, математика и др. Это позволит сделать учебу прозрачной и обеспечит свободный перевод учащегося в другое образовательное учреждение (например, в случае переезда или вынужденного перевода). В 20% вариативной части войдут дополнительные дисциплины, которые выберут для себя школа и.родители (иностранные языки, хореография и др.).

И еще в базисный образовательный план школы внесут 10 часов внеурочной деятельности (познавательная, научная, спортивная, художественная и др.). Это позволит усилить воспитательные функции школы. В муниципальных образовательных учреждениях подобные занятия будут бесплатными для учеников.

Выбирая школу для своих детей, родители должны познакомиться с программой, чтобы понимать, как будут учить ребенка, по каким технологиям, чему его научат, какими качествами и умениями он будет обладать по окончании начальной школы.

Второе Т - это требование к результатам образования. Если прежние стандарты были направлены на формирование знаний и умений школьников по определенным предметам, то новый стандарт ориентирует нас на то, что школа ответственна не только за узкопредметные знания, но и за развитие ребенка как личности. Итогом обучения должна будет стать совокупность результатов:

  • личностных (способность к саморазвитию, желание учиться и др.);
  • метапредметных (универсальные учебные действия);
  • предметных (система. основных знаний).

Оцениваться будет не то, что запомнил ребенок, а то, как он понял изученный материал и может ли его применить в разных ситуациях. Наряду с традиционными устными и письменными работами у учеников появится возможность «накопительной оценки» за выполнение тестов, проектов, различных творческих работ. Это могут быть рисунки, сочинения, наблюдения, аудио-, видеоработы, газеты, презентации, создание личного портфолио с коллекцией достижений ученика. Таким образом, ребенок, выйдя из школы, должен быть готов к жизненному и профессиональному самоопределению.

Третье Т - это требования к условиям реализации основных образовательных программ. Раньше никто не вписывал в стандарты нормы, определяющие техническое оснащение учебного процесса, кадровые и финансовые ресурсы. В новом стандарте четко описываются требования к информационному пространству, материально-техническому обеспечению, учебному оборудованию, кадровым и финансовым условиям. Ответственность за создание условий несут в большинстве случаев государственные структуры. Проще говоря - это обязательства государства и муниципалитетов по отношению к системе образования.

Договор - ответственность сторон

Еще одна особенность нового стандарта в том, что он вводится как общественный договор. Если раньше главным ответчиком за результаты образования был ребенок, то теперь их число расширено. С момента поступления ребенка в школу будет заключаться трехсторонний договор между родителями, директором учреждения и руководителем муниципального уровня, где будут прописаны права и обязанности каждой стороны. Так, например, родители обязаны обеспечить посещение ребенком уроков, выполнение домашнего задания, сообщать о причинах отсутствия ребенка на занятиях, посещать родительские собрания. У школы больше обязанностей, и главная - предоставить ученикам бесплатное качественное образование. Муниципалитет берет на себя содержание школы, а также содействует родителям и учащимся в получении образования в необходимой форме.

Таким образом, в связи с введением нового образовательного стандарта перед всей системой образования встают вполне конкретные зафиксированные требования, а перед родителями — права и обязанности. И общая задача государства, школы и семьи — делать все возможное для выполнения обозначенных требований и получить за это самую высокую оценку.

Работа уже началась

Приморским институтом переподготовки и повышения квалификации работников образования (ПИППКРО) разработана модель каскадного обучения учителей начальной школы. Для этого в каждом муниципальном образовании сформирована группа педагогов-тьюторов, которая сможет обучать и консультировать других учителей.

Дальнегорская группа уже прошла обучение в сентябре. В свою очередь они проведут учебу учителей будущих первоклассников. Курсы пройдут в феврале-марте на базе учебно-методического центра ДГО. Вместе с дальнегорскими педагогами у нас будут обучаться учителя начальных классов из Тернейского, Ольгинского и Кавалеровского районов.

Кроме того, в настоящее время для руководителей школ, завучей, педагогов проводится ряд установочных, обучающих семинаров по темам нового стандарта. Также в УМЦ организована работа коммуникативных площадок, куда 2 раза в месяц педагоги могут прийти, чтобы получить необходимую консультацию и поработать по определенному модулю, например, по «Современным образовательным технологиям», «Универсальным учебным действиям» и т.д.

В декабре планируется создать рабочие группы, в состав которых войдут представители из разных образовательных учреждений для того, чтобы помочь школам разработать блоки основной образовательной программы с учетом муниципальных возможностей.

Сейчас, конечно, сложно представить, как новый стандарт будет реализовываться на практике. Первые результаты мы увидим в следующем учебном году. В частности, очень интересен вопрос о трехстороннем договоре.

А пока будем информировать читателей о том, как идет подготовка образовательных учреждений к введению нового стандарта.

Стали свидетелем интересного события или происшествия в ДГО? Присылайте фото/видео на наш WhatsApp +7 914 672 83 19