Если б не было науки, мы бы умерли со скуки | Дальнегорск Онлайн

Если б не было науки, мы бы умерли со скуки

Почему День российской науки был официально учрежден 7 июня 1999 года указом Президента России № 717 "Об установлении Дня российской науки" на 8 февраля? Потому что эта дата приурочена ко дню основания Российской академии наук (РАН), учрежденному по повелению Петра I указом правительствующего Сената от 28 января (8 февраля по новому стилю) 1724 года. Хотя ученые старой закалки привыкли отмечать День советской науки в 3-е воскресенье апреля, т.к. в 1918 году между 18 и 25 апреля В.Ленин составил "Набросок плана научно-технических работ", что явилось признанием существования советской науки на государственном уровне.

Ну а каково состояние дальнегорской науки на сегодняшний день, тем более что наш ДИЭИ с 1 февраля уже является структурным подразделением Дальневосточного федерального университета? О российской науке в масштабах ДГО мы решили поговорить с заместителем директора ДИЭИ по научной работе, кандидатом геолого-минералогических наук Валерием Парняковым.

- Валерий Павлович, какой из Дней науки вы лично больше привыкли отмечать - 8 февраля или 3-е воскресенье апреля?

- Честно говоря, ни тот, ни другой. Ближе всего мне всегда был день геолога - 1-е воскресенье апреля. Это период наступления более-менее благоприятных для полевых исследований климатических условий, когда заканчиваются скучные камеральные работы.

- А в ДИЭИ День российской науки как-нибудь отмечается?

- Да, поздравляют нас, преподавателей, хотя в условиях теперешнего социально-экономического тумана тема научных изысканий в ДГО, к сожалению, не очень на виду. Но постепенно становится очевидным, что наука - это та сфера экономического комплекса страны, которая позволяет быть конкурентоспособными, прогрессировать, развивать отрасли и повышать благосостояние народа.

- Что вы скажете о постоянно проговариваемых Президентом и премьер-министром призывах о введении инноваций?

- А наука и есть постоянные инновации, это то "зубило", которое проникает в область неисследованного, снимает корку незнания, расширяет границы познания. Интерес к такого рода исследованиям будет расти, когда люди увидят реальные результаты от внедрения в повседневной жизни инновационных разработок.

- Насколько остро стоит проблема нехватки финансирования поездок на различные научные конференции, форумы, семинары?

- Острее, чем проблема оплаты труда ученых. Ведь это информационный обмен, обмен исследовательским опытом, роль которого несравнима ни с чем по своей важности. В нашем институте тоже есть ребята, которые решили посвятить себя науке, но проблема недофинансирования поездок во многом им мешает, хотя, конечно, институт им помогает, и они выезжают во Владивосток, в Хабаровск, Благовещенск, Петербург - в научные центры, где идет активный информационный обмен, но выезжают не так часто, как хотелось бы для результативности.

- Какие современные достижения российских ученых для вас явились наиболее заметными. значимыми?

- Открытия в области генетики, развитие в области разработок на основе стволовых клеток, в биохимии, микробиологии. Я считаю, что это важнее, чем сфера информационных технологий.

- А как обстоят дела с научными разработками дальнегорцев?

- У наших преподавателей довольно разносторонние исследовательские интересы, прежде всего социально-гуманитарного плана, филология, религиоведение. Могу вам представить монографию нашей сотрудницы - Е.Горяченко, это научная продукция ДИЭИ - "Методология психоаналитического исследования религиозного опыта в концепциях классического и постклассического психоанализа". Хоть и звучит немного странно на фоне нашей современной жизни, но это вклад в науку и даже для заурядного читателя представляет интерес. Мне, не очень сведущему в религиоведении, было очень интересно прочесть этот труд, интересная вещь, тем более что в свете последних научных открытий отношение к религии резко меняется. Например, 97% ученых Великобритании -атеисты, а в ученой среде США атеистов всего 40%, но есть страны, в которых до 90% ученых не являются атеистами.

- Вы как кандидат геолого-минералогических наук в какой области ведете исследования?

- Я занимался и занимаюсь исследованием особенностей геологического строения, прежде всего Дальнегорского района и прилегающих территорий. Начинал свою исследовательскую деятельность еще в Сихотэ-Алиньской геологоразведочной экспедиции. На основе существующих идей геологи нашей экспедиции выявляли запасы полезных ископаемых и оценивали их. С конца 80-х по начало 90-х годов у нас работало 6 кандидатов наук, создалось что-то вроде прикладного НИИ. Работа велась очень продуктивно, позволяя эффективнее решать поставленные государством производственные задачи. Главная цель работы была - создание минерально-сырьевой базы для действующих горнодобывающих предприятий. Особенно это важно сейчас, поскольку наша страна выживает за счет реализации природных ресурсов.

- А какой именно темой вы сейчас занимаетесь?

- Большое значение для развития ДГО, я считаю, имеет анализ и выявление угленосных объектов на территории нашего района. Энергообеспеченность играет важную роль в развитии любого региона. Ранее подобные задачи нашим геологам никогда не ставились, мы занимались полиметаллическими рудами, редкоземельными металлами. Я выяснил, что на прилегающих к нашему району территориях существуют объекты нетрадиционного угленакопления, в частности недалеко от Даданцов. Там есть месторождение верхнемелового угля.

- Разве у нас такие древние горы, что успел образоваться уголь?

- Да, к тому же высококачественный - антрацит. Наши горные цепи образовались в результате вулканической деятельности давностью от 110 до 70 млн.лет. В промежутках между периодами высокой вулканической активности создавались структуры, благоприятные для формирования угля. В кратерных депрессиях создавались озера, изобилующие органикой, которая откладывалась, превращаясь со временем в уголь, а затем в антрацит. При этом залежи доступны для карьерной разработки.

Что вы как ученый-специалист думаете о переходе ИГО на угольное отопление?

- Думаю, что потребитель меньше платить не станет, а экологическая ситуация только ухудшится. В других регионах, напротив, переходят с угля на мазут, с мазута на газ, ведь повышение эффективности влечет снижение себестоимости, а не наоборот.

- Что еще делает наша наука для развития ДГО?

- Нас как ученых привлекали для доработки программы по развитию малого и среднего предпринимательства. Время от времени в этой комиссии и я работаю, изучаем технологии, бизнес-планы, прежде чем решить, кому выделить деньги на погашение расходов.

- А студенты занимаются научными исследованиями?

- Конечно, ведь по научной активности студентов оценивается работа преподавателей. Мы регулярно проводим конкурсы, выставки, олимпиады, итоговые конференции. Студенты выступают с докладами, в институте образовался редакционно-издательский отдел, дающий возможность публиковать результаты нашей научной деятельности. Например, наши студенты-экономисты и "технари" совместно рассчитали проект использования кавалеровских углей для нужд ДГО. В научной деятельности института участвует около 60% студенческого состава. Аспирантов у нас 7. Завершили диссертационные исследования и полностью готовы к защите старший преподаватель Е.Горяченко и доцент О.Шилова.

Кроме вышедшей монографии Е.Горяченко, подготовлены к выходу в свет 2 монографии О.Шиловой. Недавно завершены тематические работы исследовательской группы в составе доцента Н.Лисичкиной, старших преподавателей О.Хабаровой и Н.Цацуриной. К выполнению новой научно-исследовательской темы приступает руководитель центра информационных технологий ДИЭИ старший преподаватель Н.Малько. Результаты научной работы ДИЭИ публикуются в различных изданиях регионального и федерального уровней. Команды студентов, добившихся наилучших результатов на внутриинститутских мероприятиях, выезжают в другие города для участия в мероприятиях регионального уровня. Работы наших студентов становились лауреатами конкурсов на лучшую студенческую работу в вузах РФ, авторитетных мероприятий федерального уровня. Мы считаем, что олимпиады, конференции и конкурсы являются одними из наиболее действенных инструментов развития исследовательского инстинкта, творческого, научного мышления у наших студентов.

Стали свидетелем интересного события или происшествия в ДГО? Присылайте фото/видео на наш WhatsApp +7 914 672 83 19