Дефекты речи не должны возникать «по семейным обстоятельствам» | Дальнегорск Онлайн

Дефекты речи не должны возникать «по семейным обстоятельствам»

Семья – это любящие люди, постоянно окружающие ребенка. Именно они оказывают наибольшее влияние на его речевое развитие. Правильное, чистое произношение и хорошая речь – прежде всего, заслуга семейного воспитания.

Недостаточное внимание к речи детей нередко становится главной причиной дефектов произношения, невыговаривания или искажения звуков. Очень часто папы и мамы не обращают внимания на то, что их малыш неправильно произносит слова, а если и замечают, то думают, что «все пройдет с возрастом».

Всем детям нужно пройти определенные этапы речевого развития: поначалу малыш гулит, потом переходит на лепет, начинает произносить слова и, наконец, фразы.

Научить правильному произношению легче всего в дошкольном возрасте (это период с 3 до 6 лет). Однако порой случается так, что первые слова или фразы малыш начинает произносить достаточно поздно. Если на третьем году жизни ребенок все еще не хочет говорить или говорит очень мало и плохо, но активно использует жесты, нужно проконсультироваться со специалистами: логопедом, психологом, невропатологом.

Если в 4 года у малыша наблюдаются стойкие нарушения в произношении, то занятия с логопедом ему просто необходимы, потому что если вовремя не обратить внимания на речевые проблемы, они могут принять необратимый характер и исказить дальнейшее становление речи и личности ребенка.

К сожалению, бывает так, что дома обращают внимание на погрешности речи малыша непосредственно перед школой. Достаточно типична и такая ситуация: родители замечают, что их чадо не выговаривает те или иные звуки, и стараются самостоятельно устранить эти недостатки, часто нанося дополнительный ущерб.

Поскольку взрослые не владеют техникой постановки звука, единственное, что они могут предложить – подражание: «послушай и повтори за мной». Стараясь угодить маме, ребенок пробует сказать, как она. Но, не зная, как правильно это сделать, он может добиться искаженного звучания. Отсюда возникают межзубные и боковые варианты произношения звуков, горловое «р» и другие дефекты. Исправить их впоследствии будет значительно сложнее.

Следовательно, для устранения речевых недостатков нужно вовремя обратиться к специалисту. Но, чтобы правильное произношение закреплялось лучше и быстрее, помимо регулярных занятий у логопеда с малышом нужно постоянно заниматься и дома.

Работа над звукопроизношением сложна и требует определенной последовательности. Время постановки звука зависит от индивидуальных особенностей ребенка и может длиться по-разному: от месяца до года, а в некоторых случаях и более. Но обязательно довести курс коррекции произношения до конца.

Несомненно, ведущая деятельность в работе по устранению речевых нарушений принадлежит логопеду, но помощь должны оказывать все члены семьи. Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс значительно повысит эффективность работы по устранению речевого дефекта.

Если родители действительно любят своего ребенка, желают, чтобы он добился успехов в жизни, состоялся как личность, они должны учить его говорить правильно. «Учимся у тех, кого любим» – такова роль семьи в процессе устранения речевых нарушений у ребенка. Последовательность (не принуждение!), регулярность (не навязчивость!) и методичность (не скучность!) занятий позволят добиться желаемого результата.

Стали свидетелем интересного события или происшествия в ДГО? Присылайте фото/видео на наш WhatsApp +7 914 672 83 19