28 апреля свой профессиональный праздник отмечают работники скорой медицинской помощи. Чуть больше 120 лет назад, в 1898 году появились первые специализированные кареты, которые патрулировали улицы Москвы. В те далёкие времена персонал скорой помощи мог что-либо предпринимать исключительно на улицах, тогда как вызвать врача домой было невозможно. Причина проста и банальна – минимальное количество карет. С годами, конечно, ситуация изменилась в корне. Фельдшера не только оказывают первую помощь на дому, но и сопровождают больного в медицинское учреждение. О том, чем сейчас живёт скорая, испытывает ли кадровый дефицит, достаточно ли машин – обо всем этом рассказала заведующая отделением скорой медицинской помощи в Дальнегорске Виктория Ковалёва.
«Штат сотрудников укомплектован полностью, в этом году в наши ряды пришли из медицинского училища четыре новых фельдшера. Также ждём пополнения ещё в этом году. У нас нет врачебных бригад – только фельдшерские. Все работают по медицинским стандартам, утвержденным Минздравом, которые одинаковы для всех медицинских работников скорой помощи, вне зависимости от их квалификации, – пояснила Виктория Геннадьевна. – Ежедневно в округе дежурят 4-5 бригад, причем одна из них – на Рудной Пристани. Может показаться, что при таком количестве они особо загружены работой, но это не так. В среднем за сутки около 30 вызовов. У нас фельдшера готовы к любому вызову, нестандартной ситуации. Бывает, что бригада не возвращается на станцию по несколько часов, спеша на вызов от одних к другим. И такой режим работы не редко случается на протяжении всей 12-часовой смены».
Виктория Ковалёва добавила, что люди не всегда стремятся или не умеют оказать вовремя первую помощь пострадавшим. Проанализировав все карты вызовов, получилось, что практически во всех случаях при ДТП первичная помощь до приезда скорой пострадавшим не оказывалась. Свидетели просто наблюдают, даже если травмированному человеку требовалась просто психологическая поддержка, не говоря уже о реанимационных действиях. Были, конечно, единичные случаи, но в большинстве – помощь не оказывалась. Многие предпочитают снять происходящее на телефон и быстрее выложить в социальную сеть, а не реально помочь человеку.
Иногда в скорую помощь звонят попросту, чтобы развлечься, полагая, что это служба такси, которая круглосуточно работает. Аргументы самые разные: «Ну, вы же все равно не спите» или «Довезите, вам же не сложно» и так далее.
«У нас установлена программа «Исток», которая фиксирует и записывает все разговоры. В повседневной работе зачастую диспетчер скорой сталкивается с хамством и оскорблением в свой адрес. Кажется, что он тянет время, задаёт много вопросов. На самом деле, это не так. На диспетчере лежит большая ответственность, и он обязан получить от вызывающего всю необходимую информацию. Это позволяет понять, насколько вызов срочный, какая помощь требуется и так далее. В программе фиксируется дата вызова, когда фельдшер приехал, сколько он находится у больного, когда вернулся обратно на станцию. Мы всё отслеживаем, анализируем и, если нужно, принимаем меры по улучшению качества работы»,– уточнила Виктория Ковалёва.
Скорая медицинская помощь всегда находится на «боевом посту». В основном по номеру «03» или «103» звонят люди пожилого возраста с гипертонической болезнью, нарушением сердечного ритма, головными болями. Все эти болезни напрямую связаны с амбулаторно-поликлинической службой. Реже вызывают бригады на ДТП, ножевые ранения, чрезвычайные ситуации.
«За последние годы идёт тенденция к снижению количества вызовов по поводу инфарктов и инсультов. Небольшими темпами, но уменьшаются обращения. Тут стоит отметить хорошую работу поликлинической службы. К нам обращаются в тяжелом состоянии, оказываем первую помощь и передаём дальше. Потом уже лечащий терапевт осматривает больного и назначает ему лечение. Благодаря такому тесному взаимодействию наблюдается тенденция к снижению по количеству обращений на скорую помощь с этими заболеваниями. Также тесно работаем с приёмным отделением. Фельдшера на каждом вызове отзваниваются диспетчеру, который в случае необходимости передаёт информацию и уже там готовятся к принятию больного. Плюс ко всему, проводится дистанционное консультирование по теле-ЭКГ. Одно нажатие кнопки – и данные о работе сердца уходят на рабочий стол компьютера дежурного врача, который делает заключение по полученной электрокардиограмме, консультирует по тактике лечения. Борьба за жизнь зачастую начинается у постели больного, по пути в стационар», – добавила заведующая станцией скорой помощи.
В последние годы значительно улучшился автопарк скорой, это позволяет не только проводить реанимационные и другие действия в машине, но и осуществлять длительные перевозки больных как наземным транспортом, так и авиа. Решения о транспортировке принимает дежурный врач или заведующий отделением, согласовывая с медициной катастроф, а сопровождают больных в краевые медицинские учреждения фельдшера скорой.
Работа всех сотрудников скорой медицинской помощи подвержена большим физическим, да и моральным нагрузкам. Не каждый выдерживает за смену напряжение, ведь приходится постоянно принимать решения, которые порой определяют дальнейшую судьбу пострадавшего.
По словам Виктории Геннадьевны, работа на скорой помощи затягивает. Её стаж – больше 15 лет.
«Начала работать фельдшером ещё во время учебы, после получения диплома пошла в интернатуру, потом стала врачом скорой. Получила сначала вторую категорию, потом первую и высшую, которая сохраняется несколько лет. Работала на скорой помощи во Владивостоке, Находке. Мне нравится то, чем я занимаюсь. Всегда нужно быть в тонусе, быстро принимать решения, у нас нет времени, чтобы подумать или провести диагностику. Скорая – затягивает. Все, кто пришел сюда работать, не уходят, а если ушли – то зачастую возвращаются», добавила Виктория Ковалёва.
Станция скорой медицинской помощи – большая и дружная семья, где не принято выставлять напоказ свои заслуги. Очень многие сотрудники имеют благодарности. Это, наверное, и называется призвание.
«У нас есть много фельдшеров, которые долго работают и на их счету не одна спасенная жизнь: Иван Шутов, Ольга Соломина, Екатерина Плешкова, Любовь Белевич, Виктория Хавилова, Андрей Хоменко, Александра Скопинцева, Мария Никитина, Виктория Никитина, Наталья Марченко, Игорь Желтоухов. Ещё хочется отметить старшего фельдшера Любовь Полухину, которая следит за препаратами, организует работу, помогает диспетчерам. Она очень ответственный и компетентный профессионал своего дела.
Уважаемые коллеги! Сердечно поздравляю вас с профессиональным праздником! Здоровье – главное богатство, без которого невозможна счастливая и полноценная жизнь, поэтому ваш труд всегда был и остается востребованным и уважаемым. От вашей квалификации и профессионализма многое зависит в деле сохранения здоровья людей. Я уверена, что вы успешно справитесь с поставленными задачами.
Желаю слаженной работы, взаимоуважения в коллективе, успехов в борьбе за здоровье наших пациентов, а также всех добрых благ в личной жизни каждого из вас», – пожелала заведующая станцией скорой медицинской помощи.