С Днем защитника Отечества | Дальнегорск Онлайн

С Днем защитника Отечества

С малых лет мы привыкли отмечать праздники «по половому признаку» — Международный женский день 8 Марта и «мужской день» — 23 февраля. Наступала весна, и мальчики-юноши-мужчины поздравляли одноклассниц, сокурсниц, мам, жен, подруг. А под конец зимы случалось скромное торжество и у представителей сильного пола. Причем, оба праздника отмечались буквально с детского садика, и эта хорошая привычка въедалась накрепко. Не знаю, как сейчас подходят к этому делу в «дошкольных учреждениях» и школах, да ведь не о том и речь. Просто день 23 февраля нужен нам, его можно даже счесть неким социальным заказом. А как же? Когда еще чествовать мужскую половину населения?

Праздник 23 февраля отмечается в России, Белоруссии, на Украине, в Киргизии и Приднестровье. Его установили в СССР в 1922 году как «День Красной Армии и Флота». С 1949 до 1993 гг. носил название «День Советской Армии и Военно-Морского флота». После распада СССР праздник стал называться туманно и неопределенно — День защитника Отечества.

Как все было

28 января 1918 года Совет народных комиссаров СССР издал Декрет о создании Рабоче-крестьянской Красной армии. На фронте началась запись в новую армию солдат-добровольцев, хотя особого желания среди окопников не чувствовалось.

18 февраля 1918-го германские и австро-венгерские войска объявили о прекращении перемирия и начали наступление по всему Восточному фронту. Как отмечает историк Ю. Фельштинский, относительно небольшие немецкие отряды продвигались, почти не встречая сопротивления: «Из-за царившей у большевиков паники и слухов о приближении мифических германских войск города и станции оставлялись без боя еще до прибытия противника. Двинск, например, был взят немецким отрядом в 60–100 человек. Псков был занят небольшим отрядом немцев, приехавших на мотоциклах. Скорость продвижения немцев доходила до 50 км в сутки». (Политика в который уже раз победила здравый смысл — еще в ноябре 1917-го большевики распустили старую «царскую» армию, наивно полагая, будто революционный задор пересилит опыт и умение противника...)

Надежды большевиков на сводные красноармейские части и «пролетарскую» Красную Гвардию не оправдались. По воспоминаниям наркома Антонова-Овсеенко, «сводные отряды в значительной части оказались недееспособны, дали большой процент дезертирства, ослушания. Отряды Красной Гвардии обнаружили, в общем, слабую выносливость, плохую маневренность и боеспособность». Узнав о мобилизации Красной Гвардии и готовящемся преобразовании ее в Красную Армию, многие петроградские красногвардейцы поспешили сдать оружие и разойтись по домам.

В статье «Тяжелый, но необходимый урок», опубликованной в «Правде» 25 февраля, Ленин так характеризовал ситуацию тех дней:

«Мучительно-позорные сообщения об отказе полков сохранять позиции, об отказе защищать даже нарвскую линию, о невыполнении приказа уничтожить все и вся при отступлении; не говорим уже о бегстве, хаосе, безрукости, беспомощности, разгильдяйстве... В Советской республике нет армии».

23 февраля 1918 года было опубликовано воззвание «Социалистическое отечество в опасности». Председатель Совнаркома В. Ленин, поняв, что остался без старой армии, а новой что-то не видать, опубликовал в «Правде» статью «Мир или война», в которой настаивал на необходимости немедленного заключения мира. В конце статьи он призвал «...готовить революционную армию не фразами и возгласами (как готовили ее те, кто с 7-го января не сделал ничего для того даже, чтобы попытаться остановить бегущие наши войска), а организационной работой, делом, созданием серьезной, всенародной, могучей армии».

23 февраля 1918 года прошло историческое заседание ЦК РСДРП(б), где Ленин склонил членов ЦК принять германский ультиматум. Ленин потребовал заключения мира на германских условиях, пригрозив в противном случае подать в отставку.

Советский историк Ю. Кораблев пишет, что 23 февраля в крупных городах прошли массовые митинги, в этот день началась массовая запись добровольцев в Красную Армию, а 25 февраля на фронт отправились первые красноармейские отряды. Согласно другой версии, призывные пункты открылись только 25 февраля, когда и была сделана реальная попытка начать массовую запись в Красную армию ввиду продолжавшегося наступления немцев и возникшей угрозы Петрограду.

После 23 февраля красные отряды начали оказывать сопротивление германским войскам. Велись бои под Псковом, под Ревелем, в районе Гдова.

26 февраля Совет народных комиссаров РСФСР принимает секретное решение о переводе всех органов власти в Москву, подальше от немцев, а уже 3 марта в Брест-Литовске был подписан мирный договор целиком на германских условиях.

Патриарх Тихон в своем послании высказался с резким осуждением Брестского мира: «Заключенный ныне мир, по которому отторгаются от нас целые области, населенные православным народом, и отдаются на волю чуждого по вере врага, а десятки миллионов православных людей попадают в условия великого духовного соблазна для их веры, ... мир, отдающий наш народ и русскую землю в тяжкую кабалу, — такой мир не даст народу желанного отдыха и успокоения. Церкви же Православной принесет великий урон и горе, а Отечеству неисчислимые потери».

Как все начиналось

10 января 1919 года Председатель Высшей военной инспекции РККА Н. Подвойский отправляет во ВЦИК предложение отпраздновать годовщину РККА 28 января. Президиум Моссовета рассматривает вопрос «Об устройстве праздника в ознаменование годовщины создания Красной Армии» и совмещает празднование с днем Красного подарка — 17 февраля. Но так как 17 февраля попало на понедельник, день Красного подарка, и, соответственно, годовщину РККА отложили на ближайшее воскресенье, то есть на 23 февраля. Газета «Правда» сообщала:

«Устройство дня Красного подарка по всей России перенесено на 23 февраля. В этот день по городам и на фронте будет организовано празднование годовщины создания Красной Армии, исполнившейся 28 января».

Затем праздник был на несколько лет забыт и возобновлен в 1922 году.

А в 1923 году, когда широко праздновалось 5-летие РККА, начинаются попытки изобрести некое событие, оправдывающее дату. В приказе Реввоенсовета Республики от 5 февраля 1923 года, подписанном Троцким, событие, послужившее поводом для праздника, определяется так: «23 февраля 1918 г. под напором врагов рабочее и крестьянское правительство провозгласило необходимость создания вооруженной силы». В том же году в журнале «Военная мысль и революция» появилось утверждение, что 23 февраля была якобы сформирована первая красноармейская часть, принимавшая участие в боях на северозападном направлении. Однако и в 1933 году Клим Ворошилов на торжественном заседании, посвященном 15-летней годовщине РККА, признавал: «Кстати сказать, приурочивание празднества годовщины РККА к 23 февраля носит довольно случайный и трудно объяснимый характер и не совпадает с историческими датами».

Миф о «победе под Псковом и Нарвой» был изобретен лично Иосифом Сталиным в Г938 году. В сентябре того же года он был закреплен в таком виде: «Вооруженная интервенция немецких империалистов вызвала мощный революционный подъем в стране. В ответ на брошенный партией и Советским правительством клич «Социалистическое отечество в опасности!» рабочий класс ответил усиленным формированием частей Красной армии. Молодые отряды новой армии — армии революционного народа — героически отражали натиск вооруженного до зубов германского хищника. Под Нарвой и Псковом немецким оккупантам был дан решительный отпор. Их продвижение на Петроград было приостановлено. День отпора войскам германского империализма — 23 февраля — стал днем рождения молодой Красной армии».

На самом деле имело место позорное бегство, грабежи и мародерство, хотя немецкие войска отстояли от Нарвы и Пскова на 70-100 км. Нарком военно-морских сил Дыбенко, командовавший красноармейцами на том участке фронта, страшась ответственности за оставление Нарвы, бежал со своими моряками и, в конце концов, был обнаружен в Самаре, откуда отправлен в Москву и отдан под трибунал.

Будем праздновать?

По мнению некоторых историков, в том числе А. Зубова, доктора исторических наук, профессора, преподавателя МГИМО и Российского православного института, от праздника, названного Днем защитника Отечества, следует отказаться: «23 февраля большевики не победили немцев, а капитулировали перед ними. В 1938 году была выпущена медаль »20 лет РККА", и так родился очередной советский миф — день Красной армии. Хотя очевидно, что даже сторонникам советской власти праздновать тут нечего — в этот день большевики никого не победили. Эта абсолютно надуманная дата заменила настоящие русские воинские праздники: Георгиевский день 9 декабря — память освящения церкви великомученика Георгия Победоносца в Киеве и учреждения боевого ордена Св. Георгия в 1769 г. — праздник Русской армии, и день апостола Андрея Первозванного (13 декабря) — праздник Русского военно-морского флота«.

Верно говорит историк, вот только слова его мало что изменить могут — привычку, возведенную в обычай, изжить не просто. Да и зачем ее изживать? Какая нам, в сущности, разница, что было когда-то? Если определенная дата объявляется праздником, со временем она обрастает традициями, а их не отменишь постановлением правительства. Люди ждут 23 февраля, женщины хотят поздравить своих мужчин, и «защитники Отечества» не против. Так что, как праздновали, так и будем праздновать! Поздравляю всех отслуживших и призывников, «срочников» с «контрактниками» и ветеранов войны, участников боевых действий в «горячих точках» и нынешних мальчиков, будущих защитников Отечества. Мир вам!

Стали свидетелем интересного события или происшествия в ДГО? Присылайте фото/видео на наш WhatsApp +7 914 672 83 19