Предприниматель номер 1 | Дальнегорск Онлайн

Предприниматель номер 1

Сегодня слово «предприниматель» для нас звучит так же привычно, как водитель, учитель, слесарь или строитель. А четверть века назад предпринимательство только оформлялось в России как профессиональный класс. Отправной точкой стал федеральный закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности», увидевший свет в 1990 году – он дал право физическим лицам создавать частные предприятия. В сферу, связанную с огромным риском, пошли непроторенным путем люди, которые до этого не имели никакого отношения к торговле или услугам. Пошли не за острыми ощущениями и даже не за сверхбогатством. Многих стать предпринимателями заставила жизнь, поскольку экономика тогда переходила на рыночные рельсы, на градообразующих предприятиях задерживали зарплату, а нужно было растить и учить детей, думать о завтрашнем дне.

В Дальнегорске Сергей Леонидович Зорин – предприниматель номер 1. Не в рекламном или переносном смысле, а в самом буквальном: в 1991 году он зарегистрировался в качестве предпринимателя и получил свидетельство о регистрации с порядковым номером 1. Сегодня он один из самых опытных и успешных представителей дальнегорского бизнеса. И даже если фамилия Зорин не у всех на слуху, то название продуктовых магазинов «Альянс» известно многим покупателям. Эти магазины привлекают довольно низкими ценами, культурой обслуживания, ассортиментом товара.

С Дальнегорском Сергей Леонидович Зорин связан почти полвека, хотя по большому счету он здесь не коренной житель. В юности окончил горно-металлургический техникум в Нижнем Тагиле, здесь же работал горным инженером на руднике, затем романтика и перспектива хороших заработков позвали на Колыму. В этом суровом краю познакомился с будущей супругой. Людмила Васильевна (в девичестве Рябчикова), студентка Иркутского института народного хозяйства, проходила на горнодобывающем предприятии преддипломную практику. 24 февраля 1966 года сыграли свадьбу. В том, что спустя три года молодая семья переехала в Дальнегорск, был элемент случайности. Людмила Васильевна, которая отсюда родом, приехала с маленьким сыном Русланом на время к своим родителям, потому что ребенку нужны были витамины, а на Колыме их нет. Но в Дальнегорске ей вдруг предложили должность инженера-экономиста в ШСУ. Вызвала мужа, он тоже без труда устроился в «Дальполиметалл» горным мастером и проработал на предприятии до 1991 года.

Наступившие 1990-е годы принесли в Дальнегорск такие ветры экономических перемен, которые не сулили ничего хорошего. На предприятиях стало твориться что-то невообразимое. Например, вместо покупки горной техники и оборудования, «Дальполиметалл» вдруг приобрел 24 дорогостоящих джипа – по одному на каждый цех. Начались задержки заработной платы. В то время, когда рабочие перебивались с хлеба на воду, руководящая «верхушка» стала отстраивать себе коттеджи.

– Я увидел, что правительство бросает народ в пучину дикого капитализма, или как это назвать – даже слово подобрать трудно. И меня это сподвигло уйти в предпринимательство, – вспоминает Сергей Леонидович. – Может, громко будет сказано, но у меня такое кредо: мужчина должен кормить семью. Мне было 48 лет, за плечами 29 лет подземного стажа. Конечно, поначалу пришлось непросто. Были кое-какие сбережения, плюс пошел по родственникам, брал взаймы. Оставлял расписку, что в случае банкротства или других обстоятельств продам квартиру и рассчитаюсь с долгами. Жена в этих начинаниях особо не поддерживала, но и не препятствовала. Вообще она у меня очень надежный тыл, всегда мне «прикрывала спину». У нее была постоянная работа, а это давало уверенность, что при любых неблагоприятных обстоятельствах голодать наша семья не будет. И я начал рисковать. В 1991 году зарегистрировался в администрации города как предприниматель, получил удостоверение за номером 1. В то время я поставил себе цель через 20 лет стать миллионером, выполнил эту задачу с опережением, лет через 15. Но начало было очень сложным. Вплоть до того, что когда в 1993 году мне исполнилось 50 лет, отпраздновать юбилей было не на что. Вначале я занимался продажей автомобилей, но это совпало с временным запретом праворульных машин. В результате торговля не пошла, долги висели, отдавать было нечем. Я сел, поразмыслил, и решил, что продукты питания нужны каждый день. Приобрел небольшой грузовичок и начал возить продукты оптом. Розничной торговлей не занимался, вплоть до 2001 года.

Свой первый магазин на Менделеева, 10 Сергей Зорин приобрел в 2001 году – в разговоре он трогательно называет его «первенцем». Приобретение на тот момент было не ахти, учитывая состояние магазина: убогий интерьер, холодно, продавцы зимой в телогрейках, высокие цены на продукты питания и, соответственно, редкие покупатели. В те времена успешность любой торговой точки определялась интересным критерием – количеством проданных ящиков куриных окороков. Так вот на момент покупки магазина предпринимателем Зориным, объемы реализации составляли один ящик окорочков в неделю. При новом владельце уже через год 10 ящиков окорочков реализовывали всего за один день, ежедневная выручка составляла 80-90 тыс. рублей. За короткий срок магазин преобразился: был сделан ремонт, установлено торговое оборудование.

В 2006 году предприятие приросло еще одной розничной точкой, в районе Типографии. Название «Альянс» – а оно автоматически досталось предпринимателю вместе с магазином на Менделеева – перешагнуло границы микрорайона Горького. Магазин, расположенный на бойком месте на Типографии, тоже обзавелся вывеской «Альянс». Сейчас арендатором магазина является сын предпринимателя Руслан Зорин.

А самым «младшим» магазином в сети «Альянс» является магазин на Горбуше – его предприниматель приобрел позже всех. И так же, со сменой собственника, ничем раньше не примечательная торговая точка стала пользоваться большой популярностью у жителей микрорайона.

Начинающих предпринимателей сейчас принято обучать, издавать специальную литературу, организовывать консультации, семинары, вебинары, открывать бизнес-инкубаторы и прочее. Те, кто окунался в частное предпринимательство в 1990-е годы, до всего доходили сами, действовали по наитию. Первые предприниматели не знали мудреных слов маркетинг, инвестиции, бизнес-планирование, рекламные акции, но то, что они применяли на практике, как раз подходит под все эти определения.

Сергей Леонидович отмечает: он всегда читал много книг и периодики, а, занявшись предпринимательством, «прицельно» стал пользоваться деловыми газетами – «Золотой Рог», «Из рук в руки» и прочими, которые стали источником информации во всех смыслах.

Когда предприниматель Зорин приобретал первый продуктовый магазин, прежде провел «маркетинговые исследования»: сколько населения живет в микрорайоне (ориентировался, кстати, на данные о численности избирателей на прилегающих избирательных участках, это самая точная статистика). Просчитал, сколько нужно вложить в магазин и какая будет отдача, даже если население будет делать минимальные покупки.

Сложившаяся в торговой сети «Альянс» ценовая политика тоже имеет под собой четкую основу:

– В своей деятельности я всегда придерживался правила: прибыль определяет оборот, – поясняет предприниматель. – Не дело – привезти товар, поставить наценку 100% и ждать, когда он испортится. В наших магазинах цены минимальные: на продукты наценка составляет всего 12,2%, на алкоголь (ООО «Зорин и К») – 26%. То есть объем выручки «вытягивает» только алкоголь. Немаловажно и то, что у нас никогда нет просроченных продуктов, если такое случится – это ЧП.

Затертая фраза «Покупатель всегда прав» на самом деле – основа бизнеса. Ведь покупатель оставляет деньги только в тех торговых точках и возвращается только туда, где его устраивает и ассортимент, и качество, и цена, и где он чувствует себя комфортно.

– Многих покупателей, особенно в магазине на Менделеева, я знаю в лицо, – отмечает Сергей Леонидович.

– При случае всегда спрашиваю: что нравится, что не нравится, какие пожелания. Я не чураюсь покупателей, они – наши кормильцы. И всегда говорю это продавцам. У нас магазины «шаговой доступности», они расположены в жилых микрорайонах, покупателям это удобно. Продавцы обслуживают быстро. По подсчетам, в месяц через три магазина проходит 95 тыс.покупателей, то есть ежедневно в каждом магазине совершают покупки от 900 до 1100 человек. Разделите это количество на рабочее время, и получается, что в среднем на покупателя тратится до 40 секунд. Я никогда не подгоняю продавцов. Они сами понимают, что это их работа и зарплата. Невежливое отношение, хамство – это вообще исключено. Все работники магазинов знают, что плохое настроение, проблемы нужно оставить дома. А на работе главные люди – покупатели.

Еще одна перекочевавшая из социалистических времен фраза «кадры решают все» в бизнесе актуальна как никогда. Если нет работоспособного, профессионального коллектива, который хорошо понимает суть своей работы, покупатели дорогу в магазин быстро забудут. К индивидуальному предпринимателю Зорину устроиться на работу практически невозможно: вакансий здесь нет, текучки кадров нет, работники держатся за свои места. Аргументы понятные: стабильная зарплата, соцвыплаты, нормальное отношение со стороны работодателя.

– Я не встану за 15 весов и калькуляторов один, – поясняет Сергей Леонидович. – То, что у меня есть капитал, – ни о чем не говорит. Его надо применить, и применить умно. В предприятии работает 57 продавцов, и ко всем отношусь как к родным людям. Некоторые трудятся больше 15 лет, с самого начала. Не скажу, что у нас большая зарплата, но, насколько знаю, выше, чем средняя на «химии». С 2001 года я ни на один день не задержал зарплату. Делаю доплаты на детей – 700 рублей ежемесячно, немного, но сколько могу (государство платит 200). К отпуску, помимо отпускных, каждому полагается единовременно 5000 рублей. И таких материальных поощрений, доплат в год набирается на 3,5 млн. рублей, на 61 человек работающих. У меня нет такого отношения, что я капиталист, а вы – наемные работники. С людьми надо по-человечески.

Смотреть вокруг, анализировать, что-то применять – это тоже на пользу делу:

– Некоторые предприниматели говорят: я по чужим магазинам не хожу. А я не считаю, что это зазорно. Есть такой известный американский бизнесмен, миллиардер Сэм Уолтон, автор бестселлера «Как я создал Wal-Mart», владелец сети из 6000 магазинов по всему миру. Он говорил так: все, что лучшее в других магазинах, я обязательно посмотрю и применю у себя. И я тоже считаю, что все передовое нужно использовать.

Еще одно непреложное правило предпринимателя: бизнес нужно вести в пределах своих средств, к заемным можно прибегать только в крайней необходимости.

– У меня есть свой «страховой фонд», куда ежемесячно делаются отчисления, – отмечает Сергей Зорин. – И если, например, нужно менять оборудование, то не придется бежать в банк за кредитом, искать деньги. У меня есть еще такое правило: богат не тог, кто много зарабатывает, а кто разумно тратит. Я не покупаю яхты, не позволяю себе выкидывать деньги на ветер. По большому счету, мне большой кошелек не нужен, на жизнь хватает, дети-внуки обеспечены, и никто не плюет в спину. Единственное, что позволил себе, – хороший автомобиль, американский «Шевроле».

Это со стороны кажется: соблюдай простые правила, и бизнес пойдет в гору. На самом деле, предпринимательство – сплошная зона риска. И каждый день может преподнести очередной неприятный сюрприз. На словах вроде говорят: не надо кошмарить бизнес бесконечными проверками. Но на деле всегда в ходу какая-нибудь проверочная кампания. Сейчас, например, предприниматели должны быть готовы к проверкам товара на соответствие ГОСТам. Хотя логично такие проверки начинать с производителей, а не с торговли.

Администрирование страховых взносов передается в налоговый орган. Предприятие должно быть оснащено онлайн-кассами. На каждый объект должен быть оформлен кадастровый паспорт. Это только последние новшества законодательства, и те, кто занимается бизнесом, знают, что решать новые задачи, приспосабливаться к каким-то новым реалиям, тратить на это время и деньги приходится постоянно.

Есть еще и местная специфика. Конкуренция – бесспорное преимущество рыночной торговли, но она эффективна в разумных пределах. А в Дальнегорске количество магазинов, мелкооптовых баз, а теперь и крупных супермаркетов эти пределы явно перешагнуло. А главное, что нести социальную ответственность, помогать городу готовы в основном местные предприниматели. ИП Зорин тоже регулярно делает вклад в проведение городских праздников и мероприятий. Участвует в обустройстве микрорайона: осенью расчистил аллею от памятника «40 лет «Бору» до магазина на Менделеева, убрал лишние тополя. Много лет освещает хоккейную коробку рядом с магазином. Это только примеры навскидку, ведь, как правило, сами предприниматели обычно не распространяются о своем социальном вкладе.

К сфере торговли принято относиться с оттенком легкого пренебрежения. Считается, что это нечто второстепенное, по сравнению со сферой производства. На самом деле, торговля – это лакмусовая бумажка экономического состояния территории, уровня доходов, платежеспособности населения. Обо всем этом цифры оборота могут рассказать больше, чем статистические данные. Сергей Леонидович отмечает: ситуация сейчас в районе достаточно сложная:

– По выручке в магазинах сразу видно, когда на наших крупных предприятиях, в «Боре» в частности, дают зарплату. Выручка сразу повышается. А так средняя идет понемногу. Если сравнить итоги 2015 и 2016 годов, то в 2016 году валовый доход по магазинам поднялся всего на 5%. А ведь цены выросли гораздо на больший процент. То есть идет снижение объемов покупки продуктов питания населением. Вас, наверное, удивит такая цифра, но в среднем один покупатель делает покупку всего на 195 рублей.

Далеко не все из дальнегорских бизнесменов, зарегистрировавшихся в 1990-е годы, успешно работают по сей день. Но есть когорта предпринимателей, которые прошли проверку временем, и сейчас в активе этих людей – прочные позиции их предприятий, созданные по крупицам коллективы. И, конечно, опыт, наработанный ценой проб, ошибок и, бесспорно, огромного труда.

Стали свидетелем интересного события или происшествия в ДГО? Присылайте фото/видео на наш WhatsApp +7 914 672 83 19