Дело за малым... Малым бизнесом | Дальнегорск Онлайн

Дело за малым... Малым бизнесом

Разговоры о монопрофильных городах, которые велись у нас издавна, неожиданно перешли в плоскость сугубой практики: Дальнегорск вошел в список тех самых 27-и моногородов России, которым государство окажет конкретную финансовую помощь.

Помощь эта будет выражаться как во вливаниях в инфраструктуру местного ЖКХ, включая капремонты пятиэтажек, так и в поддержке малого и среднего бизнеса.

Причем поддержано предпринимательство будет достаточно солидной суммой: Путин выделил нам более 60 млн.рублей. Если же мы с толком освоим эти деньги в текущем году, то в году следующем нам добавят, по крайней мере, столько же. А может, и вдвое больше.

Так что теперь вопрос заключается уже не в том, где взять деньги, а как их потратить, да так, чтобы был прок.

Больше всего сомнений вызывает само бизнес-сообщество Дальнегорска. Увы, приходится признать, что местные предприниматели уж больно непредприимчивы, если позволите такой каламбурчик. Конкретных примеров мы приводить не станем, достаточно проанализировать экономическую ситуацию в ДГО и увидеть, что живем мы почти что на принципах натурального хозяйства. Ибо всё, что производится у нас, нами же и потребляется. Мы не вывозим за пределы района ни квас, как арсеньевцы (хотя в Дальнегорске отличная вода для приготовления кваса и пива), ни баранки-тортики-зефирчики, как кавалеровцы, ни сметану, как чугуевцы или анучинцы, ни даже селедку, как горнореченцы. Пока что мы покупаем все эти продукты, следовательно, вывозим свои деньги за пределы ДГО, поддерживая существование Горнореченска, Анучина, Чугуевки, Кавалерова, Арсеньева...

Переломить же эту ситуацию пока не удается: у дальнегорского бизнеса нет особого желания расширяться, завоевывать новые рынки сбыта. Попросту говоря, наши бизнесмены не расположены к обогащению, к удовлетворению амбиций, к достижению успеха.

Кстати, эту печальную особенность первым заметил еще «Сбербанк», когда в 2004-м закрыл свое отделение в Дальнегорске, оставив здесь обычный дополнительный офис, как в какой-нибудь Кокшаровке, а отделение было переведено в Арсеньев.

Причина?

Арсеньевский бизнес развивался динамично, тамошним предпринимателям постоянно требовались кредиты на расширение и развитие, а вот тутошним, дальнегорским, все это было не нужно.

Поэтому и вызывает определенные опасения судьба «Программы поддержки и развития малого и среднего бизнеса в ДГО на 2010-2011 годы и до 2015 года включительно».

Программа есть, деньги под нее выделены, вот только будут ли они востребованы?

Но давайте лучше резко сменим тональность — не будем пугать себя и других пессимистическими прогнозами, понадеемся на лучшее. Поговорим лучше о том, как вообще моногороду можно выжить, какие для этого имеются способы, и что собой представляет потенциал Дальнегорска — куда развивать бизнес? Производство чего именно осваивать и расширять?

Сразу заметим, что проблема моногородов существовала всегда. Если некое поселение привязывается к месторождению или к торговому пути, то рано или поздно данный источник получения прибыли иссякает. Например, древний русский город Углич стоял на берегу Волги, на Великом Волжском торговом пути — «Из арабов в варяги». Каждый год, вплоть до 11-го века, по Волге поднимались арабские купцы, расплачиваясь серебром и золотом за меха, рабов, сталь, мед, воск и прочее. Но уже к концу 10-го века, после походов князя Святослава, разбившего хазар, арабы все реже появлялись в Угличе, а потом и вовсе пропали - их халифат переживал нелегкие времена. И Углич остановился, замер. Город продолжал жить словно по инерции - тихой, размеренной, сонной жизнью уездного городишки.

А сколько городов-призраков осталось в Америке со времен освоения Дикого Запада? Знаменитые «бумтауны», крошечные городки, бурно выраставшие около золотых россыпей или медных рудников, прекращали быть, как только прииск истощался или вырабатывалось рудное тело. Дома оставались, а люди покидали город.

А как же быть российским моногородам? Что им, бедным, делать?

Это зависит от многих факторов. Например, такие города, как Клин или Одинцово, расположенные в нескольких километрах от Москвы, давно уж превратились в так называемые «города-спальни» - их жители только ночуют дома, а работают и отдыхают в столице.

Многие так называемые притрассовые города живут тем, что снабжают значительные транспортные потоки всем необходимым - кормят водителей и пассажиров, осуществляют ремонт и профилактику подвижного состава, и т.д. Понятно, чем живут города портовые и приграничные, а что делать тем, которые находятся далеко от главных трасс, в глубинке? Развивать производство!

Вафли «Яшкино», макароны «Макфа», кофе «Жардин» и многие другие продукты делаются в маленьких городках и даже селах, однако продукция тамошних предприятий расходится по всей стране.

Вопрос: чем обладает ДГО? Каков потенциал Дальнегорска? Что может составить основу здешнего производства?

Давайте разбираться. И начнем мы с обращения к главным богатствам округа - руде и лесу. Безусловно, ни ГМК «Дальполиметалл», ни ГХК «Бор» не отнесешь к малым или средним предприятиям, но что мешает любому продвинутому бизнесмену организовать фирму, которая займется производством неких химпродуктов по контракту с «химией»? Какую-нибудь «белую сажу»? Или кирпичи из борогипса?

А сколько висмута, кадмия и прочего добра содержится в отвалах свинцового завода в Рудной Пристани! Почему бы не освоить их извлечение? Почему бы и вовсе не запустить старый добрый плавзавод?

Предприимчивых и знающих людей ждут отвалы и хвосты в Дальнегорске и Краснореченском - как минимум. Между прочим, такой рецикл, когда в переработку идут отходы, развивается во всем мире — технологии не стояли на месте, и если раньше можно было извлечь из руды лишь половину полезного вещества, то теперь этот показатель куда выше. Надо только вложиться в оборудование и прочее, раскрутить все как следует.

А такой побочный продукт горняцкого дела, как минералы? Ранее на руднике «Бора» даже специальная мастерская имелась, на ней изготовляли всякие шкатулки из волластонитового скарна, прозванного «приморским малахитом». Почему бы ее не загрузить по полной программе? Кстати говоря, Дальнегорск в интернете известен прежде всего своими НЛО и минералами. Существует целый полуподпольный бизнес купли-продажи красивых «камушков» - здешний бизнес, дальнегорский. Почему бы, спрашивается, ему не выйти из «тени»?

А лес, который, как известно, «наше богатство»? Ныне, правда, оно уже не наше, а чье-то, но возмущает не это.

Не так далеко от нас работают заводы компании «Тернейлес». Они расположены в Пластуне и на них делают пиломатериалы, в т.ч. шпон для фанеры, который идет на экспорт в Японию. Технологии там задействованы новейшие, вплоть до робототехники, и степень переработки леса доведена почти до 100%.

Спрашивается, почему дальнегорские «лесовики» по-прежнему гонят за рубеж «кругляк», даже не пытаясь освоить переработку? Исключения в этом направлении невелики и лишь подтверждают правило. Разумеется, продавать круглый лес куда проще, чем его перерабатывать, но уж больно примитивен подобный бизнес. Ведь чем выше уровень переработки, тем дороже конечный продукт. Так зачем же от этого отказываться?

Дальнегорцам сам бог велел заниматься производством пищевой продукции. И квас, и пиво, и молоко со сметаной, и рыбные консервы-пресервы, и хлеб, и пряники, и мясопродукты — все это мы можем делать на месте и развозить по всему Приморью.

Припомните былое, когда ленинградцы просили привезти к ним канистрочку с дальнегорским пивком, а каменские пресервы шли на «ура» на выставках-продажах в Хабаровске и Сибири. Спрашивается, что же мешает восстановить былое реноме?

А вы помните, как бывает в сезон, когда повсюду пестреют объявления «Куплю орех»? Покупают тоннами - и продают в Китай. А почему бы тот же самый орех не перерабатывать на месте, в ДГО?

Десятки лет подряд гости Дальнегорска восхищаются нашими видами да пляжами, а хозяева все не могут (не хотят!) обустроить побережье - мест для турбаз и кемпингов хватает, есть и желающие отдохнуть (таких полно в том же Хабаровске и Комсомольске), уже и деньги на это дело можно получить от государства. Дело за малым — за малым бизнесом. И за средним тоже.

А восстановление авиасообщения с Владивостоком? А запуск пассажирских судов по линии Пластун - Рудная Пристань — Находка? Такая линия действовала до и после войны, так почему бы не запустить ее заново? Тем более что дорога до пункта назначения не только лишится прелестей автобусного маршрута, вроде тряски и шума, но и обретет черты круизного рейса - и позагорать можно будет, и пейзажами полюбоваться.

Перечислять точки приложения сил для бизнеса в ДГО можно до бесконечности. Тут и производство туалетной бумаги, и тротуарной плитки, и поддонов.

Нерафинированного соевого масла, макарон, икры из морских ежей. И так далее, и так далее, и так далее.

Подводя черту, хочется сказать: потенциал у нас есть. К нему бы еще руки приложить, и тогда на извечный русский вопрос «Что делать?» появится достойный ответ. По-крайней мере, в ДГО.

Стали свидетелем интересного события или происшествия в ДГО? Присылайте фото/видео на наш WhatsApp +7 914 672 83 19