Спрос и предложение | Дальнегорск Онлайн

Спрос и предложение

Потребители всегда чего-то хотят. Им нужен хороший, качественный товар, желательно, подешевле. И чтоб было из чего выбрать, на любой вкус и кошелек.

В нормальной рыночной системе на всякий извечный или вдруг возникший спрос всегда находится предложение. А конкурентная среда позволяет это самое предложение максимально разнообразить, представляя потребителю право и возможность выбора.

Так называемая рыночная стихия на самом-то деле весьма упорядоченная система, двигателем которой является выгода. Рынок, кстати, и при социализме существовал, только в виде «черного» — непрозрачного и полукриминального. Это общее правило экономики — если некий товар пользуется спросом, на него обязательно будет предложение. Не шили в СССР джинсы — и цеховики строчили эти синие штаны подпольно, толкая их «через товаровед, через директор магазин». Установили «сухой закон» — и страну буквально залили сомнительным спиртом «Ройял», да фальсифицированной водкой.

Однако рыночные механизмы частенько работают вхолостую и дают сбой.

Нет-нет, в данном материале мы не будем забираться в дебри маркетинга и нью-кейнсианства, а просто изложим хотения рядовых дальнегорских потребителей. А уж господа предприниматели пусть голову ломают, как им наши желания исполнить к вящей выгоде.

Большое и малое

Чем крупнее город, тем больше он создает возможностей, тем сильнее конкуренция, разнообразней ассортимент. Чем населенный пункт мельче, тем хуже для свободы торговли. Именно поэтому селяне из глухой деревушки вынуждены ездить за покупками «в город» — у себя, в местном «сельпо», им купить просто нечего.

В принципе, это тоже закон экономики — набор товаров разнообразить выгодно именно в крупном городе, где больше потенциальных покупателей, стало быть, и оборот тоже значительней.

Но что нам законы? Нам, простым потребителям из Дальнегорска? Мы хотим придти в магазин, и купить там то, что устроит нас, а не продавцов. У них свои резоны, у нас — свои.

Приведу парочку примеров для наглядности. Я не в курсе последних трендов, и не знаю, о чем нынче пищит мода, поэтому сошлюсь на опыт предыдущих лет, когда успехом пользовались так называемые пихоры. У нас они шли за 5-6 тысяч рублей, причем, выбрать можно было из трех-четырех моделей. В то же время на уссурийском рынке (откуда пихоры, собственно, и доставлялись в Дальнегорск) выбор был на порядок выше — десятки моделей, а цены вдвое-втрое ниже. Создавалась парадоксальная ситуация: дальнегорцу было выгодно съездить на выходных в Уссурийск, купить себе там два — два! — пихора на выбор, и вернуться. Самое интересное, что расходы при этом составили бы те же 5-6 тысяч.

Не будем рассуждать о чьих-то жадности и отсутствии предприимчивости, просто припомним сказанное выше — маленький городишко имеет свои сложности.

Вспомню и собственный опыт. Хотел однажды купить к 8-му Марта духи «Шанель № 5», однако в продаже их не оказалось. Продавцы разводили руками: «Элитарку мы не возим!». В то же время, на витринах стояли парфюмы, стоимостью не ниже «Шанели», но, как говорится, не то.

Примеров этих можно изложить сколько угодно, но мы не станем заниматься критикой чьей-то неразворотливости. Лучше проанализировать проблему и дать варианты ее решения, чем мы и займемся.

Задание на дом

В Дальнегорске не так уж много больших магазинов, от которых стоит требовать широкого ассортимента. Это «Фреш 25» (которому ребрендинг не помог, так супермаркет и останется «Пятерочкой»), «Дом быта» и «Универсам», «Алиса», «Глобус», «Шанс», «Хускварна», «Азалия», «Чайнатаун», да и все, пожалуй.

Спору нет, ассортимент в этих торговых точках выдерживается, а все ж многого не купить.

Сейчас по всем каналам идут передачи о ремонтах квартир, где перечисляются различные современные стройматериалы и устройства — лайтбрус, декоракрил, фитомодули, пузырьковые, бамбуковые или пробковые панели. Эти замечательные товары способны украсить любой дом, придать ему новые, подчас необычные свойства, но ведь ничего из перечисленного, к сожалению, в Дальнегорске не купишь. Все последние годы наши хозяйственные магазины предлагают, по сути, один и тот же набор обоев или потолочных панелей, хотя и то, и другое отвергается дизайнерами, как устаревшее. А нового-то нет!

Или посмотрите кулинарные передачи — сколько всего вкусного, оказывается, можно приготовить! Но не из чего! Тайский суп том-ям-кунг удовлетворит любого гурмана, однако нам не из чего его варить. Где достать корень галангала, стебли лемонграсса, листья кафрского лайма? Все эти экзотические по звучанию приправы можно купить в крупных московских супермаркетах, кое-что имеется в подобных заведениях Хабаровска, но только не в Дальнегорске. Наш давний стандарт — это зеленый лук, укроп, петрушка и салат. Ладно, там, каффир-лайм, но ведь тот же розмарин вырастить нетрудно в любой теплице, как укроп. Или базилик, или кинзу. И где они?

Хотелось бы озадачить наших бизнесменов-поставщиков подобным наказом: попробовали бы вы, в самом деле, разнообразить наше меню.

И привычный завоз стройматериалов тоже стоило бы расширить за счет всего того нового, что давно появилось и пользуется спросом, но только не у нас. (А ведь мы этого достойны, как твердит реклама «Л’Ореаль»)

В принципе, подобный недостаток касается всей розничной торговли в ДГО. Когда я бываю в Хабаровске или Владивостоке, то обязательно заглядываю в магазины «Кассиопея» и «Терранова» — приобретаю там модную и недорогую одежду. Книги я покупаю в тех же местах — у нас книжный привоз скуден. Ну, и так далее.

Доходит до смешного — дальнегорцы ездят в Кавалерово, и отовариваются там! Находят в кавалеровских магазинчиках обувь, которой почему-то нет в Дальнегорске, и дешевые свадебные платья, и детские вещи, и печки, которых в ДГО и вовсе днем с огнем не найдешь, а в тамошней «Стройке» их полно. Почему так?

Давайте «расшивать узкие места»!

Внутренние резервы

К сожалению, не только «зауженный» ассортимент портит дальнегорцам кровь. Есть еще такие понятия, как сервис и удобство. По этим показателям впереди близкий нам Китай. В Хуньчуне и Сунь-фейхэ вас стараются обслужить, вам улыбаются, вам рады, для вас будут бегать все, от продавщицы до хозяина, лишь бы вы ушли с покупкой. Можно — и нужно! — торговаться, капризничать, перебирать...

Увы, обслуживанию в дальнегорских магазинах далеко до азиатского. Да и об удобствах для покупателей не скажешь ничего хорошего. Речь даже не о туалетах и комнатах для детей, где вы можете оставить ребенка на попечение няни, самозабвенно отдаваясь шопингу, хотя и этих услуг ни одна наша торговая точка не оказывает. Прискорбно, но факт.

Однако куда больше удивляет бизнес-политика, как будто специально направленная на снижение выручки. Взять тот же график работы. Зачем в наших магазинах, хоть и не во всех, существуют обеденные перерывы? Я понимаю, что продавцу тоже есть хочется, но ведь частенько именно «в обед» многие женщины спешат пробежаться по магазинам. Прибегают — и видят табличку «Закрыто».

Зачем? Тем более зачем закрываться в 18.00? То есть именно тогда, когда потенциальные покупатели спешат с работы, перед их носом запирают двери! Какой смысл скучать весь день, чтобы под вечер не обслужить толпу жаждущих оставить в вашем заведении свои кровные?

А почему в выходные «промтоварные» магазины работают до трех или не работают вовсе? То есть в будни, когда химики, бюджетники и прочие находятся на работе, «лавки» открыты, а в субботу и воскресенье, когда рабочие и служащие собираются за покупками, они или не успевают приобрести, что им нужно, или вообще не выводят из дома, зная, что потребный им магазин «отдыхает» с ними вместе. Где логика?

Нужно что-то одно делать — либо об удобствах продавцов беспокоиться, либо о прибыли.

Лишь несколько магазинов в Дальнегорске, слава Богу, работают до 22-х, а то и до полуночи. Я не буду приводить пример книжного магазина на Тверской, который закрывается в час ночи — у нас не Москва, но и продлить работу хотя бы часов до восьми вечера — это возможно. Это выгодно, наконец.

Сделайте покупателям удобно, и они понесут вам «наличку»!

Куда девать деньги

Когда наблюдаешь за деловой жизнью Дальнегорска, поражает то, что большинство бизнесменов предпочитает идти путем наименьшего сопротивления. Иначе говоря, они подаются в торговлю.

И плодятся лавки и лавчонки, где на паре полок стоит одинаковый набор банок, склянок и прочих упаковок. Забредешь в такой ненароком, и думаешь: Господи, неужели стоило ломать стену, двери ставить, ремонт делать, чтобы выставить то же самое, что в лавке за углом?

Проходит несколько месяцев, и ты понимаешь — не стоило. Лавка закрывается, пустует, затем снова открывает двери, уже под другим названием. И снова на запор. И так по три-четыре раза.

Самое интересное, что лавки, как на подбор, носят весьма звучные имена, по принципу: чем мельче, тем значительней.

А разве нет в Дальнегорске еще не занятых ниш? Да полно.

Никто, например, до сих пор не занижается функциями прежнего Гортопа — не обеспечивает желающих дровами, с доставкой, распиловкой и порубкой. Весь частный сектор с удовольствием заказывал бы их кубами, тем более что многие хозяева — это пенсионеры, которым рубить дрова самим просто не под силу.

А почему бы не открыть в городе кондитерскую? Не столовку, не кафешку, а такое заведение, где можно хорошего чаю или кофе выпить, да с пирогом, с тортом или с пирожным — тут же сделанными, разумеется, а не купленными во «Владхлебе». Куда девушку пригласить? В «кабак»? Согласитесь, что кондитерская тут более уместна. Но ее в Дальнегорске нет.

Забавно, что в Москве существует магазин «Дальнегорские минералы», а вот у нас ничего подобного и в помине нет. Почему?

И я уж не говорю о производствах — говорить не о чем. Магазинчиков — пруд пруди, а заводиков — увы.

Помнится, нам обещали развивать всякую промышленность, вроде выработки туалетной бумаги, поддонов, тротуарной плитки и так далее. И где оно все?

В прошлом году можно было по случаю достать пахучее соевое масло из Сержантова, а не рафинированное, как в магазине, больше на смазку похожее — ни вкуса, ни запаха, ни цвета. А нынче не видать его. Где дальнегорское пиво? Где хоть один товар из ДГО, который вывозится за пределы этого самого ДГО?

Получается странная картина: незанятых ниш — уйма, есть, куда деньги девать, но все стоит колом. В дальнегорский бизнес ввалили 80 миллионов рублей господдержки. Бизнес их благополучно переварил, и где же отдача, где полезный выхлоп?

Десятки лет подряд на страницах газеты мусолится вывод о большом потенциале ДГО, так когда же, наконец, этот потенциал будет использован, когда он пойдет в дело?

Или, быть может, я чего-то не понимаю, и на самом-то деле все у нас процветает, просто цветение это в глаза не бросается? Очки, что-ли, посильнее заказать? Или, чтоб с розовыми стеклами?..

Стали свидетелем интересного события или происшествия в ДГО? Присылайте фото/видео на наш WhatsApp +7 914 672 83 19