На заметку потребителям | Дальнегорск Онлайн

На заметку потребителям

При кредитовании физических лиц банки могут заключать договоры страхования от своего имени в интересах и обязательно – с добровольного согласия заемщиков. Страхование жизни и здоровья заемщика является законным способом обеспечения возврата кредита (ФЗ № 395-1).

Как отказаться от навязанной страховки

Несмотря на то, что банк вправе включить соглашение об оказании данной услуги в кредитный договор, это возможно только по желанию и с согласия клиента, что обусловлено ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей». На добросовестность кредитной организации может указывать пункт общих условий предоставления кредита, в котором говорится, что страхование жизни и здоровья заемщика осуществляется исключительно на добровольной основе и не является обязательным условием выдачи банком кредита.

Банк России (он же Центробанк) является главным надзорным органом для всех страховых компаний. По закону ЦБ имеет право своим нормативным актом установить для страховщиков стандартные требования к условиям договоров добровольного страхования.

С 1 июня 2016 года страховые компании обязаны выполнять указание Центрального Банка РФ от 20 ноября 2015 года (№ 3854-У), которое устанавливает обязанность для страховщиков включать в договоры добровольного страхования следующие условия:

  • о возврате страховой премии в течение пяти дней после, заключения договора (по своему желанию страховая компания может увеличить этот срок);
  • о том, что договор добровольного страхования считается прекратившим свое действие с даты получения страховщиком письменного заявления страхователя об отказе от договора;
  • о возврате суммы по выбору страхователя наличными деньгами или в безналичном порядке в срок не более 10 рабочих дней со дня получения письменного отказа.

Главное условие для возврата страховки – отсутствие страховых случаев за период ее действия.

К договорам страхования, заключаемым банками при оформлении кредита с физическими лицами, от которых можно отказаться, относятся договоры страхования жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события; договор страхования от несчастного случая; договор страхования финансовых рисков и др. То есть указание № 3854-У ЦБ РФ от 20.11.2015 является обязательным для всех страховых компаний.

В то же время необходимо отметить, что эта норма закона распространяется только на договоры, заключенные после вступления в силу Указания ЦБ РФ, т.е. после 1 июня 2016 г. Ко всем ранее заключенным договорам будут применяться старые правила в соответствии с нормами гражданского кодекса РФ.

В случае отказа страховой компании следовать этим требованиям, у граждан-заемщиков имеется право:

  • написать жалобу в ЦБ РФ по поводу нарушения их прав через интернет-приемную на сайте ЦБ РФ. В случае установления нарушения, ЦБ РФ может наложить штрафные санкции в отношении страховой компании, нарушающей требования законодательства, а также выдать предписание об устранении нарушений;
  • обратиться за защитой своих прав в суд, потребовав возместить, в том числе и моральный вред, причиненный незаконными действиями страховой компании.

Что нужно для проведения внеплановой проверки?

3 июля этого года был принят Федеральный закон № 277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Согласно этому закону, с января 2017 года изменяются требования к рассмотрению Роспотребнадзором обращений потребителей как возможному основанию для проведения соответствующих внеплановых проверок в рамках осуществления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

Согласно новой редакции подпункта «в» пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 277-ФЗ) необходимым условием для того, чтобы обращения граждан, потребительские права которых нарушены, могли стать законным основанием для проведения внеплановой проверки, будет являться подтверждение заявителем в его обращении в орган государственного контроля (надзора) факта того, что до обращения в Роспотребнадзор он «обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены».

Указанное означает, что для граждан, целью обращения которых в Роспотребнадзор является постановка вопроса о проведении в отношении соответствующих юридических лиц и/или индивидуальных предпринимателей внеплановых проверок, организация и проведение которых регламентирована положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, вышеназванными новеллами фактически вводится обязательный предварительный претензионный порядок обращения потребителя с соответствующими требованиями непосредственно к хозяйствующем субъекту.

Кроме того, не смогут служить основанием для проведения внеплановой проверки обращения и заявления, не позволяющие установить обратившееся лицо. Причем, в случаях, когда изложенная в обращении или заявлении информация сама по себе может являться основанием для проведения внеплановой проверки, но имеются обоснованные сомнения в авторстве такого обращения или заявления, должностное лицо органа государственного контроля (надзора) обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица. При этом обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

Анонимность обращения или заявления либо заведомая недостоверность сведений, содержащихся в обращении или заявлении, ставших поводом для организации внеплановой проверки, выявленные после начала её проведения, являются основанием для принятия руководителем, заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора) решения о прекращении такой проверки. При этом в отношении взыскания расходов, понесенных органом государственного контроля (надзора) в связи с рассмотрением обращений, содержащих заведомо ложные сведения, орган государственного контроля (надзора) вправе обратиться в суд с иском к соответствующему заявителю.

Стали свидетелем интересного события или происшествия в ДГО? Присылайте фото/видео на наш WhatsApp +7 914 672 83 19