Как защитить свои права? | Дальнегорск Онлайн

Как защитить свои права?

Наверное, каждый житель Дальнегорского городского округа в своей повседневной жизни хоть раз, но сталкивался с проблемами, связанными с жилищно-коммунальной сферой, сферами здравоохранения и торговли.

Если учесть тот факт, что, приобретая товары и получая услуги, мы автоматически становимся потребителями, то возникает вопрос – какими правами обладает гражданин, являясь потребителем, и что делать, если вдруг эти права нарушаются?

За разъяснением мы обратились в территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю в г. Дальнегорске.

На актуальные и частые вопросы в сфере защиты прав потребителей ответила специалист-эксперт Светлана Лакийчук.

– Светлана Геннадьевна, как защитить свои права, если, например, УК или ТСЖ начисляют слишком высокий тариф за содержание и текущий ремонт жилья, а гражданин не согласен с указанным в платежной квитанции тарифом?

– С 1 сентября 2012 года соблюдение юридическими лицами требований законодательства в части создания и деятельности УК и ТСЖ, соблюдения правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соблюдения правил и порядка предоставления коммунальных услуг, а также оценки соответствия многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности (их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов), является предметом государственного жилищного контроля. У Роспотребнадзора в этом случае отсутствуют правовые основания рассматривать обращения, проводить проверки и применять меры административного воздействия с целью соблюдения прав собственников при оказании жилищно-коммунальных услуг (за исключением соблюдения требований санитарного законодательства).

Предоставление услуг ресурсоснабжающими организациями по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, электроснабжению является коммунальной услугой и нормируется постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах». Нужно только внимательно ознакомиться с этим документом. Предоставление услуг по содержанию и текущему ремонту относится к жилищной услуге и нормируется постановлением от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».

Взаимоотношения исполнителей жилищных услуг, к которым относятся управляющие организации и товарищества собственников жилья, и потребителей этих услуг, которыми являются собственники и пользователи жилья, нормируется Жилищным кодексом РФ. В частности, ст. 162 ЖК РФ установлены требования к наличию Договора управления многоквартирным домом. Именно Договор является юридически значимым документом, на соответствие которого выполняются работы и предоставляются услуги по содержанию и текущему ремонту жилых домов.

В указанных документах подробно описано бремя ответственности, как исполнителей жилищных и коммунальных услуг, так и их потребителей.

– А как обстоят дела с защитой прав потребителей услуг медицинских?

– Медицинские услуги, их качество нормируются ст. 64 Федерального закона № 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» – экспертиза качества медицинской помощи является самостоятельным видом медицинских экспертиз и проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи. В том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выборов методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата. Экспертиза качества медицинской помощи является полномочием Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения. Назначение экспертизы качества медицинской помощи осуществляется только по определению суда. Предоставление платных медицинских услуг происходит в соответствии с Правилами предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением правительства РФ за № 1006, а вот исполнение этих Правил является предметом контроля нашей службы.

– Услуги торговли, качество приобретаемых товаров... Как обстоят дела в этой области?

– Отмечу, что ни «продавцы», ни покупатели (потребители) толком не знают ни своих обязанностей, ни прав. Это печально, так как основной рабочий документ для «продавцов» существует с 1998 г. и называется «Правила продажи отдельных видов товаров». Утверждены они постановлением Правительства РФ 19 сентября 1998г. (№ 55). Если внимательно прочитать этот документ, то масса проблем, возникающих при продаже продовольственных и непродовольственных товаров, просто не возникнет или же они разрешатся без каких-либо последствий.

Для потребителей товаров и услуг еще 7 февраля 1992 г. был принят Закон РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей», где в понятной, доступной форме изложены все права потребителей товаров и услуг, требования, которые можно предъявить исполнителям, и в какие сроки. На мой взгляд, этот Закон должен быть всегда в кармане или сумочке потребителя, чтобы в случае необходимости воспользоваться своими правами компетентно и вовремя.

– Что бы вы хотели пожелать потребителям, порекомендовать им?

– Я бы акцентировала внимание вот на чём – все вышеперечисленные нормативные документы объединяет то, что в случае нарушения прав граждан (потребителей товаров и услуг) необходимо соблюдать заявительный или претензионный характер. Не нужно стесняться оставлять свои отзывы в «Книге отзывов и предложений» – наличие этой книги предусмотрено во всех сферах, связанных с обслуживанием потребителей. Если речь идет об исполнителях жилищно-коммунальных услуг, необходимо письменно обращаться с заявлением, претензией, жалобой, так как в случае судебного разрешения возникшего конфликта необходимо наличие доказательной базы, что потребитель боролся, пытался в досудебном порядке урегулировать конфликт.

В поддержку потребителям на базе филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае в г. Дальнегорске» создан консультационный пункт, где юрист организации ответит на вопросы потребителей, а также окажет помощь в написании претензии или искового заявления в суд. Консультационный пункт расположен по адресу: г. Дальнегорск, ул. Инженерная, 8. Можно также обратиться по телефону: 8-(42373)-2-71-68 ежедневно с 9:00 до 17:00 (перерыв на обед с 12:00 до 13:00).

Стали свидетелем интересного события или происшествия в ДГО? Присылайте фото/видео на наш WhatsApp +7 914 672 83 19