Бюджетные рубли защищены от коррупции 44 ФЗ | Дальнегорск Онлайн

Бюджетные рубли защищены от коррупции 44 ФЗ

О механизме проведения муниципальных закупок в интервью с Ольгой Булатовой.

Потратить бюджетные деньги на нужды города, оказывается, не так просто. Расходование любого казенного рубля производится в рамках 44 Федерального закона, который с одной стороны строго ограничивает любые коррупционные схемы, приводит к экономии, а с другой – затягивает сроки покупки любого вида товаров, работ, услуг. Система закупок абсолютно прозрачна и доступна любому интересующемуся на портале Госзакупок. О том, как производятся муниципальные закупки, рассказала главный специалист отдела экономики и поддержки предпринимательства администрации Дальнегорского городского округа Ольга Булатова.

– Ольга Вячеславовна, вот уже несколько лет невозможно сделать закупку за счет бюджета лишь по желанию. Расскажите, каким образом расходуются бюджетные средства?

– Существует определённая система, которая устанавливает порядок закупок. Для соблюдения принципа открытости и прозрачности, любая закупка начинается с ее планирования, то есть с размещения Плана-графика закупок на очередной финансовый год (а с 1 января 2017 года и Плана закупок на трёхлетний период), чтобы все потенциальные поставщики (исполнители, подрядчики) могли заранее спланировать своё участие в интересующих их закупках.

Ранее это был 94-й Федеральный закон, сегодня это 44-й, который чётко описывает механизм приобретения любого вида товаров, работ, услуг для государственного или муниципального заказчика, которым также является администрация Дальнегоркого городского округа. Повторюсь, что принципы закупок в том, чтобы все они проходили прозрачно, открыто, обеспечивали конкурентность. Поэтому, если администрации нужна закупка, например, по ремонту дорог, мы не можем заключить контракт с каким-либо участником напрямую, только в исключительных случаях, предусмотренных законом, и это необходимо обосновать. Наиболее распространённый метод закупки, который есть сегодня – это объявление электронного аукциона.

– Расскажите об этом подробнее.

– Администрация готовит всю документацию по конкретному аукциону, включая извещение, техническое задание, проект контракта, обоснование начальной (она же максимальная) цены контракта и размещает всю документацию в Единой информационной системе на сайте закупок(далее – ЕИС). В техническом задании Заказчик описывает предмет закупки, например, наименование дороги, границы и конкретный объем работ, требования к результату: что бы он хотел увидеть после того, как объект будет отремонтирован: сколько асфальта нужно положить, какую площадь нужно отремонтировать, какие-то особые требования – с установкой бордюрного камня, без него и прочее. Таким образом, желающие поучаствовать в аукционе видят весь объем предстоящей работы, условия контракта (сроки исполнения, оплату, гарантийные сроки, ответственность).

После размещения аукцион интегрируется на одну из электронных площадок (ранее их было пять, сейчас Правительством определена ещё одна площадка), которую определил Заказчик в своей документации. Как правило, потенциальные участники закупок регистрируются на всех электронных площадках, заранее не зная, на какой можно поучаствовать в интересующих их закупках.

Все процедуры по подаче заявок участниками, размещения Заказчиком протоколов рассмотрения заявок, проведение непосредственно аукциона между участниками происходят на электронной площадке.

Бывают такие аукционы, на которые заявляются много участников, а иногда не поступает ни одной или только одна заявка.

Если подано несколько заявок от участников, то система устроена так, что мы не видим, кто именно подал заявку на участие в аукционе – все участники скрыты для нас под порядковыми номерами. После того, как заканчивается срок приёма заявок, оператор электронной площадки открывает нам первые части заявок участников. В них нет ни наименования участников, ни адресов, где они расположены. И только в случае, если подана одна заявка, оператор электронной площадки отправляет Заказчику обе части заявок и тогда мы видим, от кого она поступила.

В дальнейшем в работу вступает единая комиссия по осуществлению закупок (далее – комиссия), которая рассматривает первые части заявок участников, потом между допущенными участниками проходит аукцион, только после аукциона комиссия рассматривает вторые части заявок и определяет победителя.

При рассмотрении первых частей заявок, комиссия сравнивает информацию и документы, поступившие от участников в составе первой части заявки с теми требованиями, что установлены Заказчиком в соответствии с законом в документации о закупке (извещении, проекте контракта и техническом задании), если соответствуют, то комиссия допускает их к участию в аукционе.

Еще раз подчеркну, что весь процесс открыт и подлежит контролю как со стороны общественных организаций, так и контролирующих органов. Если мы незаконно отклонили кого-то от участия в аукционе, либо аукционная документация содержит какие-то излишние требования, тут же поступает жалоба на наши действия в Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС), и комиссия этого контрольного органа уже принимает решение о правомерности действий Заказчика (или комиссии Заказчика).

Чаще жалобы признаются необоснованными (или частично обоснованными). Но бывали случаи, когда мы просто не успевали отслеживать изменения в законодательстве. Например, мы не указали в аукционной документации по ремонту улицы Пионерской информацию о том, что фирмы, аффилированные с Турецкой Республикой, не имеют права принимать участие в аукционе. При рассмотрении дела в УФАС уже были поданы заявки, и специалисты увидели, что среди фирм, желающих участвовать в аукционе, нет аффилированных с Турецкой Республикой. Аукцион оставили в силе. УФАС при поступлении жалобы от участника проводит внеплановую проверку на предмет любых нарушений законодательства.

После того, как участники допускаются до аукциона, продолжает работать электронная площадка. Так, в назначенное оператором электронной площадки время проводится аукцион, мы не имеем к этому процессу доступа. Мы только можем следить за ходом аукциона, как между участниками происходят торги. В аукционной документации мы устанавливаем максимальную цену и, как правило, в ходе торгов она идёт на снижение. Когда между участниками торги за право исполнения контракта завершились, и определился тот, кто предложил минимальную цену, электронная площадка выдаёт нам протокол торгов, а после этого направляет вторые части заявок, в которых мы уже видим наименование участников, которые приняли участие в аукционе (те участники, которые подали заявки и не приняли участия в аукционе, так и остаются неизвестны Заказчику).

Администрация заключает контракт с победителем, который определился в результате рассмотрения вторых частей заявок, предложивший минимальную цену на аукционе и заявка его признана соответствующей требованиям документации, а сам участник соответствующим требованиям законодательства к участникам закупок (а в случае, если одна заявка признана соответствующей – контракт заключается с единственным участником аукциона).

– Сколько времени уходит на всю эту процедуру?

– Любая закупка должна быть включена в План закупок (начиная с 2017 года) и План-график закупок не менее, чем за 10 дней до ее объявления в ЕИС. Не бывает такого, что мы захотели объявить закупку, которой нет в Планах, и объявили её.

Существуют установленные законом сроки приёма и подачи заявок, размещения документации, проведения аукциона, заключения контракта. К сожалению, к минусам, на наш взгляд, относится то, что на процедуру электронного аукциона уходит, как правило, в зависимости от начальной (максимальной) цены контракта, от 35 до 45 дней.

Например, контракт нельзя заключить в срок ранее, чем 10 дней со дня публикации итогового протокола аукциона. Это сделано с целью дать возможность другим участникам как раз в десятидневный срок оспорить результаты определения поставщика (исполнителя, подрядчика).

Документация, которая размещена и на электронной площадке, и в ЕИС, сохраняется там, и можно отследить любую закупку за любой год. Вся информация по муниципальным контрактам имеется в реестре контрактов, который ведёт Заказчик и размещает в ЕИС.

Более того, по результатам электронных аукционов, контракты не подписываются вручную. Заключение контрактов сейчас происходит на электронной площадке с применением электронно-цифровых подписей.

– А достигается ли экономия бюджетных средств при проведении конкурентных процедур закупок (открытые конкурсы, аукционы, запросы котировок)?

– Одна из задач – эффективность использования бюджетных средств. К примеру, в 2015 году экономия от проведения конкурентных процедур составила свыше 5 миллионов рублей, в 2016 году – свыше 6, 5 миллиона рублей. В принципе, этот закон многогранен и даёт положительный эффект по многим направлениям.

– Сколько в среднем за год заключается муниципальных контрактов?

– В 2016 году было заключено более 160 контрактов. Все они прошли процедуру, предусмотренную 44-м Федеральным законом.

– Можно ли сказать, что среди этих контрактов преобладает какой-то один подрядчик?

– Абсолютно нет. У нас не прослеживается такая тенденция, чтобы кто-то один побеждал постоянно. У нас участвуют фирмы из Владивостока, Хабаровска. Например, выполнение проектных работ осуществляют фирмы из Омска, Перми. Электронные площадки позволяют расширить диапазон участия в закупках. Ремонт Пионерской и Пушкинской в 2016 году выполняла фирма «Автобан-ДВ» из Владивостока.

– А почему не местные фирмы?

– Электронными аукционами обеспечивается здоровая конкуренция между участниками. Мы не можем заставлять фирмы принимать участие в торгах. Возможно, кого-то не устраивает цена, у кого-то нет машин, механизмов, достаточного количества людей. Законом разрешено вести переговоры с потенциальными участниками на стадии определения цены контракта, подготовки технического задания по закупке до её объявления, после чего любые переговоры запрещены на стадии приёма заявок и их рассмотрения.

– Расскажите о конкретных контрактах. Например, контракт на уборку снега. Как проходила процедура заключения контракта в 2016 году, и какие планы в этом?

– Контракт по уборке снега, пожалуй, самый сложный. Ведь мы не можем установить точное количество снегопадов на следующий год.

В 2016 году контракт был заключен с единственным участником аукциона (больше на аукцион никто не вышел), и перед ним стояла непростая задача: у нас только в течение ноября было шесть снегопадов, именно таких, после которых нужно было убирать, подсыпать. Для уборки снега участнику необходимо иметь собственную специализированную технику или он может её нанимать, брать в аренду или привлекать субподрядчиков. Все эти условия делают контракт непривлекательным. Уже несколько лет желающих убирать свежевыпавший снег, как правило, не находится. На аукционах, которые мы проводили, побеждала фирма, которая была всегда единственным участником.

Традиционно на уборку снега в 2017 году мы заранее подготовили всю необходимую документацию и провели аукцион, и в декабре 2016 года определился участник, который должен был заключить контракт с нами на уборку снега, но компания отказалась от подписания контракта. В январе мы снова объявили процедуру закупки данной услуги, но и она не состоялась – не нашлось ни одного желающего принять участие в этом аукционе. Поэтому мы вновь запускаем эту процедуру.

– Нашумевшая покупка квартир для переселения граждан из аварийного жилья проводилась также по 44 Федеральному закону?

– Она не могла проходить по иной схеме, потому что Заказчики не имеют права производить никаких других закупок, кроме как по 44 Федеральному закону. Поэтому закупки квартир проходили на аукционе. Всего было объявлено 18 аукционов. В результате торгов была получена экономия в сумме 660 тысяч рублей. Хотя мы предполагали, что в ходе аукционов произойдет более существенное снижение цены, так как на каждый аукцион заявлялись от 3 до 6 участников, но в самом аукционе, к сожалению, принимало участие меньшее количество участников, допущенных к аукциону.

– Следствие по делу главы ДГО Игоря Сахуты считает, что в результате этой закупки бюджетам разного уровня был причинён ущерб в размере 22 миллионов рублей. Как такое возможно, если система и закон не позволяют администрации никаким образом влиять на процедуру?

– Могу только сказать, что если это касается обоснования начальной (максимальной) цены контракта, то специалистами администрации эта цена была обоснована в соответствии с 185 Федеральным законом. Статьёй данного закона предусматривается, что региональная программа для переселения из ветхого и аварийного жилья устанавливает цену за один квадратный метр на приобретение жилья по Приморскому краю. Данная цена была установлена региональной программой в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства – 36 430 рублей за квадратный метр.

Стали свидетелем интересного события или происшествия в ДГО? Присылайте фото/видео на наш WhatsApp +7 914 672 83 19