Тепло и закон | Дальнегорск Онлайн

Тепло и закон

Теплый дом - это уют и комфорт, долгожданный покой, который каждый из нас желает почувствовать, возвращаясь с работы или из командировки. Для уюта хватит обычного электрического камина, а обеспечить тепло, снабдить им квартиры далеко не просто - работники филиала «Дальнегорский» КГУП «Примтеплоэнерго», занятые производством и поставкой тепловой энергии, хорошо знакомы со всеми сложностями процесса.

В данном материале мы затронем лишь одну сторону продажи «теплого» товара - взглянем на нее с точки зрения права. Сразу уточним, что теплоснабжение квартир - это именно продажа, продажа тепла потребителям, т.е. жильцам. Надо сказать, что процесс этой продажи во многом не до конца отрегулирован, поскольку основывается, как считают некоторые специалисты, на не совсем конкретных, а порой противоречащих друг другу законодательных актах.

Однако вопросов возникает масса, самого разного плана, и разобраться в них человеку несведущему бывает очень непросто, а то и вовсе невозможно. Именно поэтому мы попросили осветить хотя бы некоторые вопросы, интересующие дальнегорцев, начальника юридического отдела филиала «Дальнегорский» А.Петряева.

- Антон Витальевич, надо ли понимать так, что законодательство упустило из виду взаимоотношения в такой сфере деятельности. как теплоснабжение?

- Не совсем так, но ряд законов, которые бы защищали не только интересы абонентов и потребителей, но и интересы ресурсоснабжающих организаций, в т.ч. их экономические риски, до сих пор не приняты. Яркий тому пример - проект закона «О теплоснабжении», который находится на рассмотрении в Госдуме уже более 10-и лет.

На сегодняшний день многие интересующие как потребителей. так и теплоснабжающие предприятия юридические моменты остаются не до конца освещенными с законодательной точки зрения, а освещенные вызывают много дополнительных вопросов. Все это делает данную сферу весьма неповоротливой и подчас просто не готовой к новым изменениям.

- А вы можете привести пример?

- В качестве примера можно привести вступившее в силу еще в 2006 году постановление правительства № 307, которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Данные правила регулируют взаимоотношения между исполнителем коммунальной услуги (ТСЖ, управляющая компания) и потребителем, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг. Согласно данным Правилам, ТСЖ или УК обязаны самостоятельно, на основании договоров, заключенных с ресурсоснабжающей организацией (КГУП «Примтеплоэнерго», ОАО «Дальнегорская электросеть», МУП «Горводоканал ДГО»), предоставлять весь спектр коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, которым ТСЖ или УК управляет. Правила также устанавливают ответственность данных организаций за качество предоставляемых коммунальных услуг.

- С одной стороны, это действительно так, однако Правила регламентируют и такие взаимоотношения. когда договоры у того же КГУП с УК или ТСЖ отсутствуют - пункт 7 Правил устанавливает, что в этом случае собственники жилья вольны заключать договоры непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (что мы. собственно. и делаем), закон это допускает. И в этом случае ресурсоснабжающая организация тоже несет ответственность за качество предоставляемой услуги. Да. можно посетовать на непорядок и непослушание закону в дальнегорской сфере ЖКХ, но такова жизнь. А что бы вы лично посоветовали конкретному потребителю, жильцу, если качество услуги его не удовлетворяет?

- В таком случае потребитель должен обратиться письменно или устно к своему исполнителю, в ТСЖ или УК, а тот, в свою очередь, должен установить причину плохого качества услуги (составить акт), устранить ее и сделать перерасчет за тот период, который услуга имела отклонения от своих качественных характеристик.

Позвольте, позвольте... Надо ли понимать так, что, если у меня дома холодно, я должен обращаться в свое ТСЖ или в УК, и это они будут делать мне перерасчет? Не «Примтеплоэнерго»?

- В том-то и дело! Именно так и должно быть, но постановление просто не работает на территории ДГО, и причиной тому является вовсе не жесткая правовая политика КГУП «Примтеплоэнерго», а элементарная неспособность УК и ТСЖ держать тот ритм работы, который им предписан вышеуказанными Правилами. Т.е. на сегодняшний день УК и ТСЖ не готовы взвалить на себя дополнительные функции, предписанные постановлением правительства, из-за чего многие ситуации, которые возникают в процессе взаимодействия с потребителями, юридически трудноразрешимы.

- Трудноразрешимы? А можно в подробностях? Чем, собственно. вызываются трудности?

- Понимаете, права и обязанности как КГУП «Примтеплоэнерго», так и УК с ТСЖ четко регламентируются нормами закона, и каждый из вышеуказанных участников взаимоотношений должен работать в рамках своего правового поля и не вмешиваться в чужую хозяйственную деятельность. КГУП подает тепловую энергию и отвечает за ее качество в рамках своих границ эксплуатационной ответственности (до фундамента здания), а УК или ТСЖ, обслуживая внутридомовые инженерные сети, несет ответственность от фундамента здания до непосредственно потребителя.

- Ясно. То есть граница проведена четко, а взаимоотношения ТСЖ. УК и КГУП в Дальнегорске постоянно выходят за линию правового поля, что границу размывает. отсюда и споры. Ясно. В принципе, управляющая организация потому так и названа - она должна управлять домом, быть посредником между теми, кто производит тепло, и теми, кто его потребляет. На деле - увы. Тогда ответьте вот на какой вопрос. Жильцы все чаще ставят вопрос о качестве услуги, попросту говоря. или в квартире холодно, или горячая вода идет грязная. В чем вы видите причину такого... выражаясь в юридических терминах - существенного отклонения от нормативных показателей?

- Причиной низкого качества отопления или ГВС в 99% случаев является неудовлетворительное состояние внутридомовых сетей, которые просто не доводят тепло до потребителя, или доводят его не в требуемом объеме. Или служат источником загрязнения в системе горячего водоснабжения.

- Да. об этом мы говорили уже не раз - и об отсутствии надлежащей промывки внутридомовых сетей, и о забитых батареях. Я так понимаю, что граждане, получая некачественную услугу, должны, по идее, обращаться в суд. Однако практика последних лет показывает, что дальнегорцы чаще всего решают проблему проще - демонтируют радиаторы отопления, отрезаются в надежде на то. что все это не возымеет соответствующих последствий, и платить за тепло не придется...

- На деле все выглядит иначе. После демонтажа приборов отопления и уведомления КГУП «Примтеплоэнерго» квитанции на оплату продолжают поступать. что становится ппичиной для частых обращений в прокуратуру и суд. А судебная практика по данным категориям дел, как правило, отрицательная для горожан.

- Вы можете привести конкретный пример?

- Я процитирую мнение Приморского краевого суда: «Самовольное переоборудование гражданами системы центрального отопления в отдельной квартире многоквартирного дома (например, со снятием радиаторов отопления) не может служить основанием для освобождения от оплаты за предоставленные услуги теплоснабжения». Как отмечается далее - «приборы отопления служат частью отопительной системы жилого дома, и их демонтаж может привести к нарушению порядка теплоснабжения многоквартирного дома, что противоречит положениям ст.29 Жилищного кодекса РФ».

- В общем, судебные органы не приветствуют самовольный демонтаж системы отопления.

- Безусловно. Хотелось бы отметить, что выбор способа решения своих коммунальных проблем и защиты своего нарушенного права, конечно же, является прерогативой потребителя, однако не стоит забывать и положения Жилищного кодекса, которыми установлено, что основанием для проведения переустройства является решение органа местного самоуправления, которым данное переустройство согласовано, а не само по себе переустройство является основанием для его согласования.

- Переведу данное положение на простую речь. Если вы желаете отказаться от центрального отопления, то это необходимо согласовать с администрацией ДГО. Если же вы уже «отрезались» и думаете, что этого достаточно для согласования, то вы глубоко ошибаетесь. Можно по-человечески понять самовольщиков. уходящих от центрального отопления (и от оплаты за него!), но суд их не поймет.

Стали свидетелем интересного события или происшествия в ДГО? Присылайте фото/видео на наш WhatsApp +7 914 672 83 19