Все хорошо осведомлены о том, что одна из главных проблем дальнегорцев кроется в сфере ЖКХ, а основная статья расходов семейного бюджета приходится на отопление. У кого-то батареи греют неплохо, у кого-то не греют совсем, но и те, и другие платят за тепло, хотя частенько слово это надо бы брать в кавычки, ибо температура +16, а то и +9 плохо сочетается с определением «комфортная». Можно ли почувствовать уют, сидя на диване в двух свитерах?
Все бы ничего, но уж очень дорого обходится центральное отопление. Конкретный пример: 4-комнатная квартира, этажом ниже - брошенное жилье с выбитыми окнами, поэтому пол холодный. Однако за отопление начислено 7 тыс.рублей - вынь да положь. А хозяин квартиры работает на химкомбинате, получая (с опозданием) все те же 7 тысяч...
В этом-то и заключается причина массовых самовольных отрезаний от центрального отопления: плата непомерная, вот и ставят электрические «козлы», а то и вовсе заводят буржуйки, складывая дрова на балконе...
И есть у этой причины следствие: самовольщики не всегда даже предупреждают «Примтеплоэнерго» о том, что они отключились. Впрочем, это и не важно - отключение от системы отопления без разрешения и согласования является незаконным. Безусловно, Гражданский кодекс предоставляет право пользоваться тем источником отопления, который нам больше подходит. Но любые права предполагают и обязанности: например, надо учитывать мнение соседей по дому, поскольку изменение системы отопления в вашей квартире затрагивает всю внутри-домовую сеть.
В любом случае, для того, чтобы на законных основаниях «уйти» от дорогостоящих услуг «Примтеплоэнерго», необходимо этот уход оформить «по всей строгости закона», иначе вы продолжите числиться в абонентах.
Не секрет, что так называемые альтернативщики здорово подорвали бюджет филиала «Дальнегорский» КГУП «Примтеплоэнерго», ведь ушли самые добросовестные, самые платежеспособные абоненты. А теперь пошла волна «стихийной альтернативки»: сотни жильцов не хотят дорогого тепла и выкручиваются как могут. По закону все они - нарушители, их призывают к ответу через суды: увы, всякая самоволка наказуема. Причем «уйти в самоволку» просто, а вот выйти...
Чтобы рассмотреть проблемы этого выхода, перейдем к конкретным случаям. Вот передо мной письмо пенсионерки Елены Николаевны Л. Она пишет: «2 года назад я, как и многие жители нашего города, самовольно отрезалась от центрального отопления. Квартира была холодная, угловая. И только эти 2 года я почувствовала себя человеком с теплом.
Но за 2 года квитанции от «Примтеплоэнерго» как шли, так и идут. Долг у меня уже 42 тыс. рублей. За горячую воду я каждый месяц плачу, все до копеечки.
Прошло 2 суда - сами понимаете, не в мою пользу. Вы не представляете, как я устала от всего этого. Я согласна после всех мытарств восстановить батареи, уже новые, и платить по счетам за тепло, но платить за прошлые 2 года я не согласна. Я тогда не пользовалась теплом, у меня все счета за электроэнергию оплачены с ноября по март, по 1900-2100 рублей в месяц.
Уберут ли у меня этот долг, если я восстановлю батареи, или мне продолжать отстаивать и дальше свои интересы?»
Ответить на этот вопрос мы попросили зам.директора филиала «Дальнегорский» КГУП «Примтеплоэнерго» по сбыту Е.Крутикову. Елизавета Андреевна объяснила, что разговор на эту тему с гендиректором КГУП А.Патриным состоялся, и был получен твердый отказ. Т.е. самовольщикам необходимо и батареи восстанавливать, и оплачивать свои долги. Единственное послабление заключается в том, что филиал может предоставить рассрочку по выплатам, для чего заключается соглашение по погашению задолженности. Детали соглашения обговариваются индивидуально.
Что тут скажешь? Вроде бы и несправедливо требовать с человека оплату за товар, который он не получал, но закон и справедливость не всегда пересекаются. Проблема в том, что самовольщик не может доказать факт неполучения тепла. А не можешь, тогда плати - тут закон неумолим. Возможно, стоит самим самовольщикам объединиться и выйти на А.Патрина, попробовать договориться, найти какой-то компромисс? Ведь отказ гендиректора «простить долги» ничего не изменит к лучшему.
А пока что процесс продолжается: число самовольщиков множится, а желающих «выйти из самоволки» что-то не заметно...