Наша газета уже дважды за этот год обращалась к теме так называемого ОДН - оплаты электроэнергии, потребленной на содержание общедомовых нужд. Тема эта поднимается там и тогда, где и когда специалисты ОАО «Дальнегорская электросеть» устанавливают общедомовой счетчик. Многие жители оказываются неприятно поражены, увидев в квитанциях суммы, значительно более высокие, чем те, которые показывает их собственный счетчик. Понятно, что закон «Об энергосбережении» требует установки приборов учета на дома, но где же здесь сбережение? Энергоразорение получается!
Впрочем, не будем голословны, обратимся к письму нашей читательницы Е.Тарощиной и попробуем разобраться, что к чему.
«Получив квитанцию от электросети за июль, - пишет Е.Тарощина, - я, признаться, была шокирована: начисление за месяц чуть ли не вполовину превышало то, что показывал мой внутриквартирный счетчик.
89 киловатт плюсовалось за электроэнергию, потребленную на содержание общедомового имущества. Где и когда, в каком месте, кроме подъезда, я могла «потребить» столько энергии? И чем это я могла заниматься в подвале, где, кстати, даже освещения нет, или на чердаке, где, как я предполагаю, тоже нет никаких энергоемких устройств?
Оказалось, всему виной общедомовой электросчетчик, который работники электросети установили в трансформаторной будке неподалеку от дома (Индустриальная, 5). Но вот тут-то и возникают вопросы. Почему ни представители от жильцов, ни от управляющей компании не были уведомлены о времени установки счетчика? Никто из нас не видел его начальных показаний. И почему дополнительные киловатты обсчитаны по дневному тарифу, если освещение подъезда происходит в темное время суток?
Энергетики популярно объясняют, что, хотим мы того или нет, нам придется оплачивать все потери, которые насчитывает общедомовой счетчик. И опять вопрос: почему мы должны электроэнергию на ОДН оплачивать дважды - по тарифу УК - 8,36 рубля, и еще 140 рублей (по моей квартире), которые насчитывает электросеть -«пропорционально показаниям внутриквартирного счетчика», как объяснила начальник энергосбыта О.Фатьянова. Т.е. чем больше я израсходую электроэнергии на свои нужды, тем больше мне приплюсует электросеть. Здорово, верно?
А откуда вообще берутся эти непредсказуемые потери электроэнергии, которые электросеть так хочет покрыть нашими деньгами?
Да все очень просто. Нам теперь предстоит по воле энергетиков оплачивать счета воров и неплательщиков. А еще предлагается нам самим искать утечки энергии, менять проводку, обновлять распредустройства и Т.д.
Только мне почему-то не хочется платить деньги за несуществующие услуги, а также за тех, кто ворует, кто не оплачивает электроэнергию...»
Иными словами, общедомовой счетчик установил своеобразный «энергообщак», куда стекаются деньги от тех, кто платит, и покрываются как утечки, так и «несанкционированные подключения», т.е. воровство.
Е.Тарощина обратилась в ОАО «Дальнегорская электросеть» за разъяснениями, и эти разъяснейия были даны. Выяснилось, что электросеть обращалась в ООО «Жилсервис-Горького» - управляющую компанию, обслуживающую дом № 5 по Индустриальной, по вопросу установки общедомового счетчика. Управляющая компания, как пишет О.Фатьянова, данное обращение проигнорировала. Тогда энергетики ввели в эксплуатацию счетчик, установленный на ТП № 33 по фидеру «Индустриальная, 5».
Далее в письме объясняется, что электроэнергия, потребляемая общим имуществом дома, расходуется не только на освещение подъездов, но и на всю систему электроснабжения: это вводные шкафы, внутридомовые распредустройства, аппаратура контроля и защиты, этажные щитки и шкафы, освещение. Отсюда, мол, и потери.
И еще один любопытный момент отмечу в ответе на имя Е.Тарощиной. В пункте 4 сказано, что «при обращении жителей представителями обслуживающей организации должны быть проверены схемы подключения и составлены акты в случае выявленных нарушений».
Довольно туманный пункт. Во всяком случае, окончательно не ясно, будет ли подобная проверка вестись в отношении лиц, заподозренных в воровстве электроэнергии.
Опять-таки непонятно, кто же должен преследовать неплательщиков и воров. Е.Тарощина уверена, что это дело самой электросети. В электросети полагают иначе. Где же правда?
Сама Е.Тарощина обращает наше внимание на прецедент, созданный прокуратурой Хорольского района, которая оспорила выставление счетов за общедомовое потребление электроэнергии и доказала в суде, что данная услуга входит в тариф на текущий ремонт и отдельной оплате не подлежит.
На чем основывались доказательства прокуратуры?
В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса РФ, структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника жилья включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включая капитальный ремонт, а также плату за коммунальные услуги - плату за XBC и ГВС, водоот-ведение, отопление и электроснабжение.
При этом Правила содержания общего имущества предусматривают в ст.29, что плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в таком размере, который обеспечивал бы содержание и внутридомовых электросетей. Т.е. плата за текущий ремонт уже включает расход электроэнергии на общедомовые нужды согласно установленному тарифу. Цитируем: «Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена плата за электроэнергию на общедомовые нужды, и, следовательно, выставление счетов-квитанций
является незаконным».
Хорольский райсуд согласился с иском прокурора и удовлетворил их в полном объеме.
Правда восторжествовала? Как сказать...
Осталось ответить еще на несколько мелких вопросиков.
Во-первых, хорольская прокуратура защитила в суде права группы граждан, которым счета оплаты за электроэнергию выставила управляющая компания «Уютный дом». Так ведь то Хо-роль, а в Дальнегорске, жители оплачивают коммунальные услуги не в УК, как положено законом, а напрямую ресурсоснабжающим организациям. За холодную воду и канализацию мы платим в «Горводоканал», за отопление и горячую воду - в «Примтеплоэнерго», за электроэнергию - в «Дальнегорскую электросеть».
В принципе, это незаконно, жильцы должны платить за коммунальные услуги в свою УК, а уже та - расплачиваться с поставщиками и улаживать возникающие проблемы. У нас, как раньше, все шиворот-навыворот и задом наперед, но вопрос в другом: можно ли отнести хорольский прецедент к дальнегорской действительности и заявить претензии нашей электросети?
Во-вторых, не будем забывать, что «Дальнегорская электросеть» совершила умный поступок: по соглашению с некоторыми УК, оплата за электроснабжение общедомового имущества (в размере 10 копеек) была выведена из тарифа 8,36 рубля. Сбором этих 10 копеек занялась «Дальнегорская электросеть» напрямую. Таким образом, статья 29 как бы обойдена. Или нет?
В общем, подождем консультации сведущего юриста! Или обратимся сразу в прокуратуру? Вдруг явим миру «дальнегорский прецедент»?