Чтобы ребенок не заигрался | Дальнегорск Онлайн

Чтобы ребенок не заигрался

Развитие интернета оказало влияние абсолютно на все сферы жизни, но параллельно создало проблемы. Ведь интернет – это виртуальная реальность, где действуют иные правила и тенденции, и это может таить в себе множество опасностей.

В последнее время общественность и специалисты бьют тревогу по поводу так называемых «групп смерти», опасных игр, в которые попадают, как правило, дети и подростки. Развитие интернета породило и такое явление, как интернет-зависимость.

Как предотвратить негативное влияние интернета на детей, как сделать безопасным пребывание в сети, с какого возраста ребенок может быть пользователем компьютера рассказывает заведующая психиатрическим отделением КГБУЗ «Краевая психиатрическая больница № 5», врач-психиатр, психотерапевт Валерия Крашенинникова.

– Валерия Алексеевна, в том, что интернет стал неотъемлемой частью современной жизни, больше положительного или отрицательного?

– Действительно, представить нашу жизнь без интернета уже невозможно. По оценкам, в настоящее время пользователей интернет-ресурсов – более 3,5 миллиардов человек. Конечно, интернет несет много пользы, и, в первую очередь, она заключается в получении информации. Вторая составляющая положительного влияния – общение. Однако за этими плюсами кроется и негативное влияние интернета. Ведь информация может быть заведомо ложной, но оценить это человек, особенно ребенок, не всегда в состоянии. В плане коммуникации минус заключается в том, что человек, особенно подросток, может все больше погружаться в интернет-общение, лишая себя прямого общения с живыми людьми. Кроме этого, большой минус интернета – зависимость, в первую очередь перед играми.

– Есть ли какие-то общие рекомендации – с какого возраста можно приобщать к интернету детей?

– Во многом это зависит от позиции родителей. Есть родители, которые адаптируют окружающий мир под ребенка. А есть, наоборот, те, которые адаптируют ребенка под окружающий мир. Не нужно стремиться создать для ребенка тепличные условия, оградить его от опасностей (путем ограничения передвижений, общения, введения какой-то цензуры), ведь все равно придет время, когда ребенок столкнется с реальным миром, а как себя вести в нем, он не научен. Поэтому главное – адаптировать ребенка под наш окружающий мир, и создать для этого соответствующие условия. Первое условие – достаточный уровень интеллекта. Если ребенок дошкольник, и еще многого не знает и не понимает, общаться с интернетом ему проблематично. Второе условие – развитие моральных качеств и нравственности. Ребенок должен понимать, что такое хорошо, что такое плохо, и он должен принять эти нормы для себя. Третье условие – ребенок должен уметь контролировать свои желания, импульсы, чтобы потом вовремя остановиться в игре, в интернет-общении. Чем старше ребенок, тем больше у него этих способностей. Пик таких способностей приходится на возрастной отрезок от 8 до 12 лет. В этом возрасте можно уже разрешать пользоваться интернетом осознанно, и особенно таким детям, которые уже умеют снимать ролики, что-то писать. Подросток может пользоваться интернетом уже как взрослый. Но мы должны ограничить его по времени, потому что если не сделаем этого, ненормированное пользование интернетом может нанести вред психологическому и даже физическому здоровью подростка. При этом совсем запрещать подростку пользоваться интернетом нельзя, потому что это вызовет ответную реакцию: либо запретный плод сладок, и его будет тянуть туда с удвоенной силой, либо запрет вызовет агрессию в адрес родителей.

– Как распознать зависимость, на что родителям обратить внимание?

– Интернет-зависимость по своей природе – психологическая, сродни наркомании. Она проявляется в первую очередь зависимостью от компьютерных игр. Вообще для любой игровой зависимости есть специальный термин «лудомания».

Первые признаки зависимости – у ребенка есть острая заинтересованность и озабоченность игрой. Он постоянно говорит, какой уровень он прошел, какие достижения в игре получил. Дальше появляется ложь или утаивание своего участия в игре. Ребенок может говорить родителям: нет, я перестал играть, я играю меньше. А на самом деле это не так. Появляется непослушание, сложности в общении, в распорядке дня, вообще в планировании какой-либо деятельности, самоизоляция от семьи и от друзей.

Почему дети и подростки так легко увлекаются играми? Во-первых, это возможность самостоятельно принимать решения. У ребенка формируется собственный мир, куда нет доступа ни родителям, ни друзьям, и в этом мире нет ответственности за свои Действия.

Сама игра может быть очень реалистична, и за счет этого идет полное абстрагирование от окружающего мира. В игре есть возможность исправить ошибки, причем многократно. В игре ребенок самостоятельно принимает решения, при том, что в семье эту функцию несут родители. И самое главное, что в игре есть какие-то достижения, и эти достижения ценны для ребенка. В такой игровой зависимости есть подводные камни, потому что эксплуатируется доверие ребенка, его могут соблазнить на какие-то непристойные действия, вовлечь во что-то незаконное, противоправное. К сожалению, есть игры, в которых изначально заложено деструктивное, агрессивное поведение (к примеру, по изготовлению взрывных устройств или наркотических веществ, или планированию диверсий, терактов), эти игры и повышают агрессивность подростков. И эта агрессивность может быть направлена на общество, а может -внутрь человека, и последнее как раз приводит к суицидальному поведению и суицидальным попыткам.

– Как снизить риск компьютерной зависимости?

– Прежде всего, важно понимать причины, почему ребенок так увлекается компьютерной игрой. Кому-то просто нечем заполнить свободное время. Кто-то пытается найти друзей. Кому-то необходимо общение, которого ему не хватает в реальном мире. Кто-то хочет быть успешным и считает, что в действительности его принижают и не ценят. А кто-то хочет уйти от тотального контроля взрослых.

Чтобы снизить риск компьютерной зависимости, важно придерживаться нескольких правил. Первое: четко регламентировать время и количество игры. Чем младше ребенок, тем проще это сделать – обговорить границы времени, и, что очень важно, соблюдать их без всяких оговорок. Второе – помогать ребенку в поиске новых увлечений и интересов. В системе дополнительного, внешкольного, дошкольного образования существует множество секций, кружков, студий. Чем больше ребенок будет занят в действительности, тем меньше времени будет проводить за компьютером. Необходимо показать ребенку окружающий мир за пределами компьютера, а для этого взрослые должны как можно больше времени проводить с ребенком, ходить в кино, ездить на природу и т. д.

Очень важны гармоничные отношения между родителями и ребенком, а для этого родители должны поработать над собой. Важно научить ребенка ставить перед собой цели и достигать их, тогда развлечения и игры будут для него не единственным занятием.

Я бы разделила советы родителям на несколько пунктов, в зависимости от возраста детей. Детей дошкольного возраста нужно держать подальше от интернета, по крайней мере, до момента, пока они не пойдут в школу. И не надо бояться, что ребенок будет более отсталым в компьютерной грамоте, чем его сверстники, потому что придет время – и ребенок быстро всему научится.

К слову, родители должны показать пример для подражания: ограничить и свое время за компьютером, за игрой, особенно, когда дети рядом. Когда дети старше 6-ти лет, где-то до 9-ти, у них появляются вопросы, на которые родители могут и не знать ответа. В данном случае воспользоваться интернетом можно, но вместе с ребенком, показать, как вы добываете эту информацию.

Можно помочь ребенку сделать первые шаги: оформить почтовый ящик, включить несколько адресатов, в том числе себя. Если ребенок умеет читать, знает клавиатуру, можно научить его составлять и оформлять письма. С детьми постарше (10-15 лет) очень важен контакт, обговорите с ними, что есть люди, которые используют интернет для неблаговидных целей, чтобы обмануть других, втянуть ъ какие-то авантюры, связанные с порнографией, деньгами. Проверьте сами или вместе с ребенком сайты, которые популярны среди подростков. Если ребенок позволяет вам читать переписку в соц-сетях, серьезно воспринимайте то, что там написано. Внимательно отнеситесь к угрозам, даже шуточным. Если у вас дети подросткового возраста, постарайтесь приобрести хорошее программное обеспечение, которое поможет вам отслеживать активность ребенка в интернете и посещение определенных сайтов и чатов. Сообщите ребенку, что вы будете в курсе, й не забывайте сдерживать свое обещание.

Интересуйтесь, чем ребенок занимается в интернете, поинтересуйтесь темами, связанными с ним, его одноклассниками, другими детьми.

– Почему именно дети, подростки становятся мишенью для негативного воздействия на них через интернет? Какие подростки подвержены этому более всего и составляют группу риска? В каких случаях нужно обращаться за помощью к специалистам?

– Чаще в группу риска входят подростки, которые неуверенны в себе. Подростки, которым не хватает общения. Подростки, которые считают, что их недооценивают. К такому ребенку трудно пробиться. Он считает, что его не понимают, что он одинок, и он закрывает от окружающих свой внутренний мир. Появляется депрессия, психический дискомфорт, ребенок находится в постоянном стрессе, напряжении и пытается игрой заполнить эту пустоту. Он не понимает, как себе помочь, а игра дает возможность заменить чувство психологического дискомфорта на комфорт – победу. Эта грань очень тонкая. Родителям важно это не пропустить, потому что последствия могут быть печальными: стресс, депрессия, которая сопровождает интернет-зависимость, может закончиться в том числе суицидом. Увы, взывать к здравому смыслу бесполезно. Даже если подросток понимает пагубность, вред этой привычки, он не в силах ей противостоять. Поэтому, конечно, в таких случаях нужно обращаться к специалистам, можно пойти к психологу, психотерапевту, психиатру. Можно обратиться за помощью к человеку, который является для ребенка авторитетом. Важно постараться исключить стрессовые ситуации, постараться заполнять время какими-то делами и увлечениями, чтобы у ребенка не образовалась пустота, дискомфорт, неустроенность.

Возможно, понадобится и медикаментозная помощь, не надо этого бояться. Лечение будет направлено на поддержание физического здоровья, восстановление физических, психических сил. Потому что интернет-зависимость вызывает в первую очередь истощение – и физическое, и психическое. Если есть признаки депрессии, то назначаются антидепрессанты. Лечение проводится в амбулаторных, домашних условиях. Скорее всего, следует оздоровить и отношения в семье. Ребенок должен знать, что в любой ситуации он может рассчитывать на понимание, на поддержку, что он важен, что вы отслеживаете его чувства, интересуетесь его жизнью. Родителям следует строить свое общение в таком ключе: я вижу, что ты чувствуешь, переживаешь. Слово «вижу» мы редко употребляем в своей лексике, а оно говорит о том, что вы отражаете чувства другого человека. Даже если вы не угадали, ребенок вам сам подскажет, что у него вместо грусти апатия или что-то еще. Нужно проявить поддержку: я тебя понимаю, я на твоем мосте чувствовал бы то же самое, давай поищем выход из этой ситуации вместе. Выстраивайте совместно с ребенком цель, задачу, к которой вы будете идти вместе и вместе предпринимать какие-то усилия. Очень важно строить отношения на доверии.

Стали свидетелем интересного события или происшествия в ДГО? Присылайте фото/видео на наш WhatsApp +7 914 672 83 19