В первое воскресенье апреля отмечается День геолога. Ещё десять лет назад, этот профессиональный праздник занимал почётное место в одном ряду с Днём металлурга, Днём химика или Днём строителя. Сейчас «даты в календаре» проходят практически незамеченными. Рыночные реформы привели к развалу геологических организаций, рабочие были сокращены, а многие специалисты не востребованы. Между тем, градообразующие предприятия Дальнегорска и сегодня нуждаются в геологических изысканиях, ведь именно геологи способны расширить минерально-сырьевую базу, обеспечивая работу горнорудных производств на десятки лет вперед...
В 1897 году Юлий Бринер за два мешка белой муки-харбинки выкупил у китайцев Тана Сихо и Су Шувиня тщательно оберегаемую тайну – они рассказали, где находится месторождение Верхнее. И в 1907 году, ровно 110 лет тому назад, на Верхнем началась промышленная добыча свинцово-серебряных и галмейных (цинковых) руд. До 1 января 1909 года на руднике было добыто 566 тысяч пудов цинковой руды, из них 62 тысячи вывезли в Антверпен.
Акционерное Горнопромышленное общество «Тетюхе» (АГОТ) просуществовало до 1932 года последним управляющий «Тетюхе майнз корпорейшн» Джеймс Джексон передал концессию первому директору комбината «Сихали» Михаилу Кокшенову.
Да, Дальнегорск строился вместе с рудниками и фабриками. Вся история посёлка Тетюхе связана с горняцким делом, с добычей и переработкой руды. Даже появление «химии» не изменило положения дел, поскольку выпуск боропродуктов начался, опять-таки, с добычи и переработки полезного ископаемого-датолита.
С другой стороны, если уж разбираться вдумчиво, то выходит, что горняки пришли «на готовенькое». Безусловно, труд рудокопов тяжел, сложен и опасен, но он начинается там, где заканчивается работа геолога.
Недаром те дальнешрцы, что были против увековечивания Бринера, как основателя города, утверждали, что первым являлся не купец, а изыскатель. Тогда же, в 1897 году, Юлий Бриннер пригласил к себе горного инженера Сергея Масленникова, до этого участвовавшего в разведке месторождения магнитного железняка в районе залива Святой Ольги. Китайцы указали лишь положение горы в долине реки Инзы, где у них был небольшой плавильный заводик. Масленникову было поручено вести обстоятельную геологическую разведу, составить карты, дать оценку запасов руды.
Маршрут экспедиции пролегал морем от Ольги до бухты Тетюхе, далее – пешим ходом по долинам рек, до самых «Скал» на левом берегу Инзы (не путать с Кедровкой – она впадает в Рудную рядом с ДК «Горняк», а в начале пади Шубинской она соединяется с Инзой, протекающей мимо рудника Верхнего).
Еще древние бохайцы, а после них китайцы оставили в долине Тетюхе следы добычи и переработки руд. По этим-то следам Масленников и определил рудные выходы на площадях будущих Мариинского («1-й Советский») и Нининского («2-й Советский») горных отводов.
В 1940 году В. Булыго, старший геолог комбината «Сихали», в отчёте по подсчёту запасов руд и металлов «Верхнего» рудника писал: «Находки шлаков в долине рек Тетюхе, Инзы и Шубинской пади, древние выработки в верхней окисленной зоне месторождения и находки в этих выработках примитивных горных инструментов свидетельствуют, что месторождение было известно много лет тому назад. Предположительно, наиболее древние работы относятся к XIII-XIV векам. Однако открытие месторождения состоялось лишь в 1897 году, когда в Тетюхе прибыла небольшая экспедиция во главе со штейгером С.В. Масленниковым, организованная владивостокским купцом Ю. Бринером. С этого года, можно считать, и началась разведка месторождения. Особенно интенсивно разведочные работы развернулись с 1903 года, когда инженером Альбертом Бордо были обнаружены богатые галмейные руды».
С подачи геологов шла добыча свинца, цинка, серебра, кадмия, висмута, индия. Благодаря открытию в 1934 году Больше-Синанчинского месторождения касситерита (оловянного камня), Приморье стало первым крупным поставщиком олова в стране. Тогда контора «Союзникельоловоразведка» послала в Тетюхе геолога В. Бастракова, тогда же начал строиться комбинат «Синанчаолово» и посёлок при нём, население которого достигало (в пору расцвета) пяти тысяч человек. За успешную работу в годы Великой Отечественной войны комбинату было установлено на вечное хранение Красное знамя Госкомитета обороны СССР.
В 1937-1939 годах в районе Краснореченского разрабатывалось крупнейшее в стране месторождение олова – Сталинское. В период 1940-1946 годов оно разведывалось партией треста «Дальцветметразведка», которую возглавлял инженер-геолог М. Материков. В 50-е годы на базе Сталинского месторождения был выстроен Краснореченский ГОК.
Но, как оказалось, не только металлами были богаты тетюхинские сопки. В 1927 году здешние месторождения исследовал известный минералог И. Григорьев. Он первый обнаружил в местных породах минералы бора – аксинит и даголит. Летом 1936 года геолог Н. Синдеева подтвердила его вывода, а в 1943-м Тетюхе посетил академик С. Смирнов, указавший на необходимость промышленной оценки крупного массива борных руд. Три года спустя запасы разведали. Тогда же были разработаны технологии обогащения даголитовых руд и получения из них борной кислоты, аналогов которым не было в стране и в мире. Уральский НИИХИМ первым разработал получение бората кальция непосредственно из датолитовой руды путем обжига во вращающейся печи. До сих пор дальнегорский химкомбинат выпускает самую химически чистую в мире боропродукцию.
Геология развивалась, геологи-изыскатели находили все новые и новые месторождения, укрепляя позиции комбината «Сихали», а позже и химкомбината.
Тетюхинской геологической экспедиции был присвоен номер 27. В 1954 году в её состав была включена Октябрьская экспедиция, в 1973-м, после того, как было решено переименовать около четырёхсот географических названий, экспедиция стала именоваться Восточной, а семь лет спустя её объединили с Кавалеровской.
Из воспоминаний главного геолога экспедиции Р. Король: «В экспедиции в тот период работало около тысячи человек, 15 буровых бригад, 1-2 горнопроходческие бригады подземных выработок; на строительстве дорог и проходке траншей привлекалось 15-20 бульдозеров и около 100 проходчиков канав. Годовые объемы бурения достигали 60-70-тыс. погонных метров, подземных выработок – 2500 метров, канав и траншей – 350-400 тыс. кубометров. Прокладывалось 35-50 км дорог, строились десятки площадок под буровые вышки; автомобильный парк превышал 100 автомобилей. Экспедиция была крупным индустриально-геологическим предприятием, выполняющим работы полного цикла геологоразведочного процесса: прогнозирование, проектирование, проведение поисков и геологических съемок, поисково-оценочных работ, предварительной и детальной разведки месторождений; инженерно-геологические и гидрогеологические исследования; анализ минерального сырья».
В 1961 году состоялось открытие свинцово-цинкового месторождения в верховьях пади Николаевской. Что интересно, Министерство геологии исключило бурение глубоких скважин для поиска руд, полагая, что они должны залегать близко к поверхности. Однако группа геологов – Е. Павлов, Р. Король, Е. Бедокуров, И. Бородина и другие – под свою ответственность заложили-таки глубокую поисково-структурную скважину, и та вскрыла мощную рудную залежь.
Другим важнейшим достижением экспедиции стало выявление в 1969 году месторождения Садового. Как тогда шутили геологи, месторождение было прямо подведено к узкоколейке Дальнегорск-Пристань. Его разведали за два года, а в 1972-м взялись отрабатывать.
В 1985-1986 годах геологи установили промышленную ценность Майминовского месторождения серебросодержащих руд (ныне оно названо «Королевским» – в честь главного геолога).
К сожалению, геологической экспедиции больше не существует. Геология в масштабах страны потерпела катастрофическую «просадку». Правда, в последнее время наблюдается некоторый интерес к возобновлению разведочных работ.
14 марта в технопарке «Сколково» прошла конференция «Геология будущего-2050». В её рамках ведущие эксперты со всей страны делились своим видением и идеями относительно будущего геологической отрасли в России, вплоть до 2050 года.
Геология – стратегически значимая для России отрасль, развитие шторой непосредственно связано с защитой государственных интересов. Кроме того, геология – одна из самых наукоемких отраслей экономики с высокими запросами на инновации. Достижения геологии, открытие и последующая разработка новых месторождений становятся драйверами экономического развития регионов и всей страны, реализация дорожной карты «Геология будущего – 2050» предполагает проведение рабочих сессий с участием представителей компаний отрасли, науки, госструктур, инновационных предпринимателей, в том числе в рамках форумов Международного арктического, XXI Петербургского международного экономического и Восточного экономического форума.
Летом этого года состоится презентация дорожной карты «Геология будущего – 2050». Что будет дальше, вернётся ли былая поддержка государства геологоразведке, скоро станет известно.
Есть надежда, что в дальнейшем, когда наступит День геолога, можно будет не былые времена вспоминать, а поговорить об успехах, достигнутых в настоящем.
С праздником вас, геологи!