В черно-белых тонах | Дальнегорск Онлайн

В черно-белых тонах

Осенью Дальнегорск будет отмечать свое 120-летие. Для России, с ее многовековой историей, это не срок, однако для Дальнего Востока – дата значимая. Особенно памятуя, что самые старинные поселения появились здесь в начале XVII века.

К сожалению, далеко не каждый город может похвастаться стариной. Как правило, потомки не слишком берегут наследие предков, разрушая созданное ранее.

Настоящий строительный бум охватил города Приморья во время строительства Транссиба – возводились вокзалы, жилые дома, заводы – из камня и добротного кирпича.

Но, как говорится, что имеем, не храним.

Даже во Владивостоке и Уссурийске, где с имперских времен существовали целые кварталы построек прошлого и позапрошлого веков, творится беспредел – здания сносят или уничтожают «по-тихому», буквально выедая их изнутри, оставляя одни лишь наружные стены.

То же самое можно сказать и о Тетюхе-Дальнегорске, хотя, конечно, масштабы строительства у нас, по сравнению даже со Спасском, были мизерными. Да и строили в Тетюхе, в основном, из дерева.

Первые постройки из более прочного стройматериала появились лишь в начале XX века. Кое-что с тех времен еще существует. Например, железнодорожное депо и здание лаборатории в Центре, станционное сооружение на Садовом (хотя несколько лет назад оно лишилось крыши, используемое, как дачный дом), контора Плавзавода на Рудной Пристани.

Впрочем, о тех далеких временах все уже забыли. Старшему поколению дальнегорцев памятны 60-е годы, время их молодости, по счастливому стечению обстоятельств совпавшее с настоящим расцветом поселка Тетюхе.

Расспрашивая пожилых, узнаешь о тогдашних их впечатлениях, удивительно схожих. Они переживали коренной перелом в отношении к их месту жительства – заброшенный, забытый всеми поселок вдруг начал разрастаться, украшаться, принимать невиданные ранее городские черты.

Пожалуй, именно тогда, в 60-е, Тетюхе-Дальнегорск обрел некую основательность, постоянство. Времянки решительно сносились, и на их месте вырастали многоквартирные дома из кирпича и бетона, а пыльные, ухабистые улочки покрывали асфальтом.

Ощущение временности пропадало, сменяясь стабильностью. Достаточно сказать, что до 40-х годов в Тетюхе даже не было названий улиц! Обходились названиями районов – «Верхний рудник», «Склад руды», «Нижний рудник»...

И вот, после военного лихолетья, Тетюхе стал преображаться. Пожалуй, стоит напомнить, что вплоть до конца 60-х годов единого поселка Тетюхе не существовало. Их было три – Горелое, Тетюхе и Горбуша. До сих пор границы между ними не стерты – рощи или пустыри разграничивают Светлый ключ и Черняховского, Рабочую и Данбуритовую.

Можно сказать, что название Дальнегорск было дано объединенному поселку, позже получившему статус города.

Жизнь в Тетюхе времен 60-х налаживалась, чему поспособствовало включение поселка в перечень населенных пунктов Крайнего Севера, которые обслуживал Ленинградский продснаб.

Тетюхинцы, в отличие от жителей российской глубинки, частенько видели в магазинах те продукты, которые считались в СССР дефицитом.

Люди ехали в Тетюхе в надежде заработать и получить квартиру. И надежды эти сбывались.

Одной из первых в поселке Горбуша была застроена улица Трудовая – потом ее переименовали в улицу Горького. Практически половина пятиэтажек на Горбуше была выстроена в 60-е. Импульс массовому строительству придало появление ПГХК, будущего «Бора». Горбуша и стала, в принципе, поселком химиков.

Правда, проектировщики малость ошиблись с расположением улиц и кварталов – они не учли «розу ветров», отчего жители района маются до сих пор. Зимой задувает резкий ветер со стороны водохранилища, а летом, бывало, доносило дымы «химии».

Было предложение развернуть строительство домов в Довгалевке, но как-то не сложилось.

Интересно сравнить те годы с нынешней жизнью, хотя бы по старым фотографиям. В этом случае можно обратиться к снимкам, сделанным Николаем Максимовичем Авдюховым. Он более 60 лет отработал токарем на комбинате «Сихали» (ныне «Дальполиметалл»), в то же время сотрудничая с газетой «Трудовое слово», как внешкорр.

Многие уголки города на его фотографиях неузнаваемы, порой становится даже неприятно и неуютно – как же много мы потеряли!

Оживленная толпа людей перед ДК «Горняк»... Памятник Ленину перед кинотеатром «Знамя»... Мощные каскады Краснореченского ГОКа... Размах промышленной зоны за улицей Ватутина (бывшей Парковой), где шла работа на обогатительной фабрике № 1, и где ныне заброшенный пустырь...

Смотришь на старые снимки, и видишь милый провинциальный городок, рабочий поселок, где люди живут, трудятся, а после смены спешат на занятия в вечерний индустриальный техникум. Непривычно выглядит центральная площадь без могучих елей – тогда нынешние хвойные гиганты были маленькими незаметными елочками.

И везде, повсюду – молодые лица, мамы с колясками, дети. Тетюхе был тогда молод, он рос и развивался.

60 тысяч человек проживало в Дальнегорске в далекие 80-е. Ныне дальнегорцев вдвое меньше. По большей части, это старики, для которых лучшие времена уже прошли.

Грустная картина, далеко не праздничная. А что делать?

Если бы перестройка не прервала развитие города, то к настоящему времени в Дальнегорске проживало бы 125 тысяч человек, повсюду стояли бы девятиэтажные дома и прочие объекты соцкультбыта. Как все портит частица «бы»!

Стоит ли надеяться на лучшее, на возврат к былому расцвету? Все возможно.

Чтобы возник большой Дальнегорск, государство вкладывало немалые средства в строительство, в развитие и рост. Сотни и сотни миллионов полновесных советских рублей.

Для того, чтобы привести в движение нынешний город, потребуются инвестиции в миллиарды российских рублей.

Есть мечты вполне реальные – о строительстве порта на Пристани, к примеру, или о пробое туннеля на Высокогорском перевале, чтобы спрямить путь и не зависеть от погоды (предполагаемый туннель протянется всего лишь на 600 метров), или о ТОСЭР.

Существуют мечты и другого плана. Например, о строительстве железной дороги от Ново-Чугуевки до Ольги, а оттуда – через Дальнегорск – на Дальнереченск. Такая «стыковка» с Транссибом весьма желанна для всех дальнегорцев, но пока что эти наши желания воспринимаются как «хотелки».

Забавно, что политики время от времени вспоминают об этих самых «хотелках», и пересказывают их нам, как вполне реальные проекты. Спору нет, железная дорога, на которой Дальнегорск будет одной из станций, моментально даст сильный толчок и бизнесу, и производству. Тогда и прирост населения начнется, и молодежи на улицах прибавится, строительство пойдет...

Но кто выделит потребные миллиарды? Вот в чем вопрос. Слов нет, любые деньги для города полезны – и по части монопрофильности, и по другим программам. Эти средства помогают городу не угаснуть, поддерживают его, но даже большие деньги не способны возродить Дальнегорск в полной мере.

Для этого требуются очень большие деньги. Увидим ли мы преображенный Дальнегорск на цветных фото, или расцвет города так и останется запечатленным на черно-белых снимках?

Стали свидетелем интересного события или происшествия в ДГО? Присылайте фото/видео на наш WhatsApp +7 914 672 83 19