Детской школе искусств - 50 лет | Дальнегорск Онлайн

Детской школе искусств - 50 лет

Октябрь 2010 года. Детской школе искусств г. Дальнегорска исполняется 50 лет. Много это или мало? Для человека это зрелый возраст, для истории города это очередной факт, для коллектива ДШИ - это вся жизнь.

Музыкальная школа начинает свою работу после решения Исполкома Тетюхинского райсовета депутатов трудящихся от 7 ноября 1959 года. Учебный процесс в школе начинается осенью 1960 года. В 60-80-е годы поселок Тетюхе, переименованный впоследствии в поселок Дальнегорск, славится своими знаменитыми на всю страну предприятиями, славными делами своих тружеников, хорошим экономическим развитием, перспективами на будущее и, как было принято говорить, уверенностью в завтрашнем дне. Все это привлекает многих людей. Огромное сильное государство отправляет из всех республик на Дальний Восток молодых специалистов: врачей, учителей, инженеров.

Создаются молодые семьи, появляются дети, строятся дома, школы и сады. Поселок живет радостно, постепенно разрастаясь и хорошея на глазах, Руководители советского периода прекрасно понимают, что подрастающему поколению необходимо дать всестороннее и качественное образование. Ежегодно появляются новые кружки и студии для детей. Помимо секций технического и гуманитарного направления активно продолжают открываться новые музыкальные школы.

1964 год - открывается детская музыкальная школа в п. Краснореченском.
1965 год - открывается вечерняя музыкальная школа в п. Тетюхе.
1968 год - открывается филиал детской музыкальной школы ДМШ в п. Рудная Пристань.
1976 год - открывается филиал ДМШ в п. Сержантово.
1989 год - открывается ДМШ в п. Каменка.
1992 год - открывается художественное отделение и музыкальная школа № 1 г. Дальнегорска становится Детской школой искусств.

Учениками школ и филиалов были дети работников БОРа, Дальполиметалла, треста ДМС. Учатся дети врачей, учителей, работников райкома партии и горисполкома.

Уважительное отношение к профессии учителя было сформировано в обществе, как одна из основных ценностей человеческих отношений в нашей стране. Быть учителем было престижно, быть учителем в музыкальной школе было престижно вдвойне.

Воспитание и образование в ДШИ проходило и проходит на основе изучения лучших образцов классической музыки. Это развивает в ребенке чувство красоты, доброты, радости, позитивного отношения к жизни. Задача преподавателей ДШИ состояла и состоит в формировании эстетических ценностей у детей -той части человечества, которая до сих пор является носителем добра, красоты и сострадания.

Школа понимает простую вещь. В человеке - и в детях, естественно, есть и хорошее и плохое. Все зависит от влияния. Поэтому преподаватели воздействуют на позитивные и добрые чувства детей, стараются сформировать в них любовь, сочувствие, отзывчивость, стараются уменьшить жестокость и равнодушие.

Развиваются и профессиональные способности учеников: великолепная память, умение самостоятельно работать, нести ответственность за свое выступление, трудолюбие, высокая концентрация внимания, результативность.

Музыка развивает душу, заставляет трепетать сердце. С утра и до вечера из динамиков домашних радиоточек звучит музыка Верди, Чайковского, Мусоргского, Шопена, Глинки, Рахманинова и других композиторов. Классическая музыка объединяет людей разных поколений и разных профессий, а школа искусств становится центром преподавательской и концертной работы.

При первом директоре школы Тамаре Владимировне Еремеевой преподаватели организуют музыкальные лектории, затем Университет культуры при ДК «Горняк». И начинается большая общественная работа коллектива. Создан хор учителей района под руководством преподавателя музыкальной школы Кузнецовой Е.Н. Работает местное ТВ, где силами преподавателей организованы музыкально - просветительские программы. Все преподаватели, являясь членами общества «Знание» и «Хорового общества». Участвуют в концертах города и района, читают лекции о музыке в школах, больницах, цехах предприятий, создают музыкальный клуб «Зеленая лампа». Люди города молоды, образованы и полны желания узнавать новое и интересное. Поэтому лекция о музыке в 7 утра перед сменой на производстве или в обед никого не удивляла и не раздражала. Мы были желанными гостыми на всех предприятиях. Все с удовольствием слушали интересную информацию, задавали вопросы, спорили, обменивались мнениями.

С открытием художественного отделения, которым руководит Батяев В.А. школа начинает активно заниматься выставочной работой. В 70,80-е годы в школе работает 42 преподавателя, которые обучают детей игре на фортепиано, скрипке, аккордеоне, баяне, домре, а также теории музыки и академическому хоровому пению. Средний возраст преподавателя 30 лет. Все молоды, энергичны, полны вдохновения и творческих идей.

Глядя на своих преподавателей, многие выпускники школы принимают решение продолжить свое музыкальное профильное образование дальше и получить диплом, дающий право работать в музыкальной школе. Первыми начинают преподавать в родной школе её бывшие ученики: Нехристова (Хван) Наталья, Колоти-лина (Бойко) Галина, Бирюкова (За-батурина) Валентина, Думнова (Савицкая) Галина, Чернявская (Бабко) Валентина.

В школе работают преподаватели с Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, центральной и западной части России. Весь синтез многонациональных культур, традиций, знаний, привнесенные преподавателями воплощаются в яркий, неповторимый ритм жизни школы. Результаты говорят сами за себя.

Учащиеся блистательно играют на академических концертах. Два кабинетных рояля « Красный Октябрь» и «Петроф» в зале школы звучат с утра и до вечера. Постоянно выступает ансамбль народных инструментов. Отчетные концерты проходят на сценах ДК химиков и ДК « Горняк» при переполненных залах.

Знания, накопленные предыдущими поколениями, преподаватели старательно передают своим ученикам. Помогают освоить музыкальные ценности, выработанные мировой культурой, ориентируют в выборе профессии. Подрастает новое поколение талантливых учеников, желающих стать и ставших преподавателями школы. Получили профессию и приехали работать в родную школу Воробьева Наталья, Тройнич Ольга, Дмитроченко Анатолий, Кислов Владимир. Остаются в коллективе Инкина Наталья, Кислинская (Пискунова) Людмила, Иванась (Гаврик) Марина, позже к ним присоединяется Богомолова (Чернявская) Елена.

90-е годы - это новые времена и новые ценности. Уважение к профессии преподавателя в обществе постепенно исчезает. Школа начинает переживать тяжелый и затяжной кризис. Работать при свечах в холодном классе, обнадеживая себя, что завтра будет лучше, продолжали и дети и учителя школы.

Не все преподаватели остаются в городе - заложнике экономических интересов различных структур. В стране много благополучных городов и прекрасных мест. Люди начинают уезжать из нашего города. И только «надежды маленький оркестрик»... помогает сохранить любовь к своей профессии, помогает пережить этот сложнейший период.

Начинаются двухтысячные годы. В школе остается работать 22 преподавателя. На фортепианном отделении Мареева О.А., Ластова Т.М., Ющенко Е.Г., Никулина Ю.В., Козлова Г.А., Кислинская Л.В., Инкина Н.Н.

На струнно - смычковом Отделении - Леонтьева С.П., Шутова Т.А., Иванась М.Ю. На отделении народных инструментов - Дядиченко Л.С., Кипчук Т.П., Бирюкова В.Н., Гребенник Л.Л., Чернявская В.И., Богомолова Е.Ю., Витюгова Е.М. На теоретическом отделении Нечаева О.Б., Колотилина Г.А., Гуцал Н.И. На художественном отделении Горко-венко И.Г., Злобина Г.Н.

«Оптимизированы» Каменская ДМШ и Краснореченская ДМШ, превратившись в филиалы ДШИ г. Дальнегорска. Закрыт филиал в п. Рудная Пристань. Школа лишается половины своих кабинетов, уменьшается учебный план, в классах стоят давно состарившиеся инструменты.

Изменились родители, изменились и дети, родившиеся в 21 веке. Приоритетными становятся иные ценности. Так называемые « фабрики звезд» с центральных каналов ТВ перекочевывают в наш городок. Становится неинтересно кропотливо учиться, пытаться получить серьезные знания, которые могут помочь в выборе профессии, перенимать мастерство у преподавателей.

Технологии, от которых надо было спасать современного ребенка - это «штампующая» среда массовой культуры, когда каждый второй становится «звездой» или «жемчужиной» на очередном самодеятельном конкурсе. Школа начинает заниматься кропотливой работой по расчистке музыкального мироощущения ребенка. Ведь в нем до него еще можно дотянуться, можно разбудить, можно увлечь. Начинает работать « Малая филармония» школы, задачей которой является популяризация классической музыки. Организовывает эту работу преподаватель Нечаева О.Б. Затем появляется «Детская малая филармония», где выступают ученики школы искусств.

Жизнь не стоит на месте, а природа не терпит пустоты. Подрастает новое талантливое поколение выпускников нашей школы, которые сегодня продолжают свое профессиональное музыкальное и художественное образование: Леонтьева Полина, Халявина Настя, Твердох-лебова Лиза, Корнев Витя, Гамова Аня, Тарасова Надя, Дорохова Майя, Марзаёв Владимир.

Вернуться ли они в родную школу? Станут ли нашими коллегами? Произойдет ли смена поколений преподавателей школы?

... Сидит за фортепиано маленькая девочка, старательно играет вариации на тему русской песни. За окном октябрь 2010 года.

- Кем ты хочешь стать, Лиза?
- Волшебницей. Хочу учить играть детей на фортепиано.
- Почему?
- А это красивая и волшебная работа. И я стану волшебницей, и будет звучать красивая музыка, и все станут добрыми и счастливыми.

Я смотрю на маленькую Лизу и улыбаюсь. Вечная профессия на земле - учитель. Одна из самых главных. 50 лет не возраст для нашей школы. Обязательно придут молодые, талантливые преподаватели, обязательно будет звучать хорошая музыка, школа будет жить.

« Я играю на рояле, Пальцы тихо замирают. Это - музыка Вселенной...»

С Юбилеем, Детская школа искусств.

Стали свидетелем интересного события или происшествия в ДГО? Присылайте фото/видео на наш WhatsApp +7 914 672 83 19