На суше, в небе и воде | Дальнегорск Онлайн

На суше, в небе и воде

20 октября 1696 года по настоянию Петра I Боярской Думой было принято решение о создании регулярного военно-морского флота России. В ту эпоху Петр I развернул российское военное кораблестроение, суда строились в Петербурге, Архангельске, Воронеже и на Ладоге. Были созданы Балтийский и Азовский флоты, немногим позже - Северный и Тихоокеанский.

Российским флотом был одержан ряд блестящих побед, совершенствовалась тактика боевых действий на море. Во второй половине XVIII - начале XIX вв. по количеству боевых кораблей Российский ВМФ вышел на третье место в мире.

В годы Великой Отечественной войны советский флот надежно прикрывал фланги фронтов, громил неприятеля на море, в небе и на суше, выдержал все испытания. Моряки-подводники, морские летчики и воины частей морской пехоты вписали новые страницы в историю морской славы Отечества.

Наши военно-морские волки

Казалось бы, а нам-то что? Ведь у нас даже прибрежный флот уже в прошлом. А ведь есть в Дальнегорске боевые морские офицеры, да еще какие! Кадровые, ныне в отставке офицеры военно-морского флота Юрий Шумилов и Геннадий Ивасько, члены Всероссийской общественной организации «Боевое братство», сейчас работают в кадровом агентстве «Мир работы», помогая трудоустройству наших земляков, а также организуют на базе ДПЛ № 39 два профильных военно-морских кадетских класса ВМФ и ВДВ. Все особенности службы в ВМФ России они познали изнутри, настоящие морские волки. Кроме того, служба этих доблестных военных моряков была непосредственно связана с военной разведкой и связью.

Геннадий Ивасько на вопрос о нынешнем состоянии ВМФ России ответил так:

- Сейчас время срочной службы, как в сухопутных войсках, так и в ВМФ сокращено до 1-го года, но чему можно научиться за год? Только стрелять или водить машину. На моем корабле было 5000 помещений, это 5 палуб вниз и 4 вверх. Как можно за 1 год выучить их расположение, чтобы не заблудиться, не говоря уже о навыках по боевой работе? Если делать ставку на контрактников, то все равно берут даже тех, кто раньше служил в сухопутных войсках. Ну какие же из них профессионалы на море? При этом вся нагрузка ложится на офицеров, ведь мичманов, их опору, упразднили. А каждый матрос должен знать весь корабль, как свои пять пальцев. Был случай возникновения пожара на корабле, и матрос ценой своей жизни спас корабль и экипаж. Но ведь это нужно было знать, где, что крутить, открыть - закрыть и т.д. А были случаи, когда по халатности одного офицера погибали и экипаж, и корабль. Сегодня квалификация личного состава ВМФ оставляет желать лучшего, техническое состояние кораблей плачевное. Сейчас у нас только 2 больших противолодочных корабля в действии остались и 1 или 2 эсминца, остальные стоят, а значит, их боеготовность со временем убывает. Тем не менее, ныне служащие в ВМФ специалисты продолжают достойно выполнять воинский долг.

Далее в беседу включился Юрий Шумилов:

- Я окончил в 1983 году Донецкое высшее военно-политическое училище в звании лейтенанта. Для прохождения службы был направлен на Краснознаменный Тихоокеанский флот, на ракетно-техническую базу обеспечения надводных кораблей, авиации и подводных лодок, затем перевелся в политотдел спецчастей флота, куда входили как надводные корабли, так и береговые части обеспечения ТОФ - радиоразведка, части наблюдения и т.д. Отсюда попал в 47-ю бригаду охраны водного района, базирующуюся на острове Русском, в бухте Парис, на флагман этой бригады - сетевой минный заградитель «Вычегда». Корабль этот настолько высокотехнологичен, снабжен уникальным водометным движителем. После службы на «Вычегде», в связи с повышением я был переведен в отдельный военно-морской батальон связи Приморской флотилии в бухте Разбойник. Послужив там, по заданию КПСС был направлен на целину в Казахстан - убирать хлеб. Приехав из Казахстана с почетной грамотой от Курганского обкома КПСС, был назначен заместителем командира боевой части связи на большой авианесущий крейсер «Минск», где прослужил 4 года вплоть до момента отправки его на разбраковку, с целью продажи под видом металлолома в Китай. С гибелью СССР погиб и корабль, верно служивший этой стране. По моей инициативе меня назначили в отдельный учебный центр ВМФ, где я прослужил 1 год, затем перевелся в заместители командира большой атомной многоцелевой подводной лодки, проект № 670, это 4-я флотилия атомных подводных лодок, 26-я дивизия. Тогда и началась интересная и увлекательная служба с боевыми походами. Но реформенная нелепица уже крепко укоренилась и в атомном флоте. Не успеет подлодка прийти из ремонта, как через пару месяцев приходит приказ из Генерального штаба - лодку в «отстой», что равносильно ее гибели. Под видом истины была запущена ложь, что врагов у нас нет. В это время АПЛ медленно разбирали на запчасти, после чего ее не восстанавливали, а отправляли на разбраковку в Большой Камень. Поэтому был период, что не имелось лодки, где бы я мог служить, а штабная работа не по мне. Были боеспособные экипажи, но не было лодок. Поэтому больше года пришлось проработать психологом дивизии. Затем подлодка освободилась, и я вернулся к настоящей службе. Однако вскоре такой «бардак» в вооруженных силах пошел, что разногласия среди руководства флотилии заставили многих сослуживцев уволиться. Я тоже анализировал ситуацию, учитывая следующие факты: впереди никаких перспектив, к тому же лодку начали эксплуатировать сверх допустимого. А корабли данного типа не предназначены для длительных переходов. Я решил, что лучше уйти. После моего увольнения сократили IV флотилию. Две дивизии «слепили» в одну, а затем и эту, 26-ю, дивизию сократили. После этих «меропритий» в Приморье перестала существовать флотилия атомных подлодок. В настоящее время в нашем крае нет ни одной АПЛ (атомной подлодки), они сейчас сосредоточены на Камчатке - II флотилия АПЛ, там служит мой младший сын командиром штурманской боевой части в звании капитан-лейтенанта. У нас здесь сохранилась лишь бригада прибрежных дизельных подводных лодок. От той мощнейшей военно-морской организации, которая процветала в годы моей службы, в Приморье ничего не осталось. В наши дни мощнейшие большие противолодочные корабли выполняют функции международной полиции, вместо охраны рубежей Отечества. Даже флагман Тихоокеанского флота «Варяг» сейчас не выполняет свои функции, стоя на 33-м причале, или с «визитами» ходит. Учебные заведения, которые раньше готовили личный состав ТОФ, сокращеныи возможности обновлять состав специалистов для службы на АПЛ, утрачены.

Оставив службу в ВМФ в звании капитана 2-го ранга, я не смог оставить море. В Дальнегорск переехал жить по зову бывших сослуживцев - двоих моих рулевых сигнальщиков, отличных специалистов. Это Дмитрий Титов и Александр Ряжнов. Здесь существовала организация «Крейсерская слава», на базе которой мы создали «Школу юных моряков им. адмирала Макарова», существовавшую 3,5 года. 14 выпускников этой школы поступили в военные ВУЗы. В ту пору мы взяли у ДПМ в аренду лагерь отдыха «Чайка» на 2 года. Воспитателями в отрядах работали квалифицированные военные моряки, не ниже капитана 3-го ранга, зам. директора лагеря был капитан 1-го ранга. Флот подарил нам 3 яла, у нас была своя яхта «Петр Великий», свой воздушный шар. Мы вели судомодельные и авиамодельные кружки, обязательные занятия по стрельбе из всех видов стрелкового оружия. В нашей школе постоянно обучались 80 человек, которые были одеты в полный комплект военно-морской формы. Мы открывали в Дальнегорске всевозможные парады, ставили почетный караул у мемориала в честь погибших в годы ВОВ дальнегорцев. Парад 60-летия Победы тоже наши воспитанники открывали. Но бывший глава ДГО Геннадий Лысенко сказал: «Моряки городу не нужны», после чего нас стали вытеснять из арендованных помещений, а затем школа юных моряков совсем закрылась, хотя город не тратил на нас ни копейки, финансировалось все за счет ТОФ и обучение в школе было бесплатным. А ведь, например, в с. Кировском до сих пор действует прекрасный военно-патриотический центр краевого значения.

В будущем, помимо создания профильных классов в ДПЛ № 39, мы планируем возродить военно-спортивный лагерь.

Но, несмотря ни на что, сегодня российские моряки продолжают и развивают славные традиции военно-морского флота России, имеющего уже 300-летнюю историю, они при поддержке простого народа выдержат все, ведь они - воины.

Поскольку 20 октября - это еще и День военного связиста, наши морские волки поведали о значении системы военной связи.

Еще в середине XIX века, после изобретения телеграфа, в русской армии появились подразделения связи. В Крымской войне 1853-1856 гг. был использован первый военный походный телеграф. А в 1899 году была сформирована первая в мире военная радиочасть - «Кронштадтский искровой военный телеграф». Уже к началу первой мировой войны 1914-1918 гг. во всех пехотных, кавалерийских, артиллерийских частях и соединениях русской армии имелись подразделения связи. 20 октября 1919 года по приказу Реввоенсовета Советской Республики создали центральный орган по управлению военной связью и ввели должности начальников связи фронтов, дивизий, бригад. Это и породило отдельный род войск - войска связи, которые стали технической основой системы управления вооруженными силами. Поэтому до 2006 года было принято считать 20 октября Днем войск связи Вооруженных сил России. Однако указом президента РФ от 31 мая 2006 г. «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных силах РФ» этот день установлен как День военного связиста. Может и не стоит спорить с президентом, но все же 20 октября 1919 года появились именно войска связи, а вообще военные связисты появились задолго до этой даты.

Геннадий Ивасько рассказал:

- Я с 1986-го по 1991 год учился в Калининградском высшем военно-морском училище, затем служил в г. Фокино на большом атомном корабле разведки и ПВО страны «Урал». Сначала был инженером группы, затем командиром группы, командиром дивизиона. Специализировался по системам связи, без которой ни разведка, ни боевая работа невозможны. Прослужил на флоте 7 лет, а когда корабль в ходе реформ порезали на металлолом - уволился. Корабль этот был уникален, единственный на всю страну, спущен на воду в 1989 году. На нем служили около 2 тыс. человек личного состава. «Урал» мог 9 месяцев находиться в автономном плавании, держа под контролем воды Тихого и Индийского океанов. Этот корабль был крупнее современных авианесущих крейсеров. Но создали его раньше срока, поэтому для таких размеров здесь не было ни снабжения, ни причала. Да и фронт задач для него не был еще конкретно сформулирован. В общем, создали этот уникальный комплекс не к месту и не ко времени. Да еще кое-кому понадобилось, чтобы он был продан в виде металлолома за рубеж. А ведь на нем была установлена уникальная высокотехнологичная аппаратура, не имеющая аналогов и единственная на всю страну. Моя последняя должность была - командир дивизиона радиотехнической разведки, что имеет непосредственное отношение к военной системе связи. Некогда главнокомандующий войсками Дальнего Востока Михаил Фрунзе сказал: «Потеря связи - это потеря управления». Без связи ни одно подразделение не может успешно выполнять боевые задачи. Это передача ланных разведки, указание координат целей, введение корректур при стрельбе по целям, вообще управление ведением современного общевойскового боя с его динамикой и нестандартными ситуациями. Последние события в Южной Осетии показали, что «бойню» можно было предотвратить, если бы была организована эффективная система связи и надлежащая разведка.

Современная система связи - сложный многофункциональный организм, включающий многочисленные узлы связи различного назначения, многие тысячи километров линий проводной, тропосферной, радио и радиорелейной связи. Основное направление развития современных войск и системы связи -интеграция в единое телекоммуникационное пространство на основе применения современных информационных технологий, замена аналоговых средств на цифровые.

По прошествии десятилетий образ героя-связиста остался примером для военных связистов нашей армии. Высокий профессионализм, готовность к выполнению задач в любое время и в любых условиях - вот характерные черты современных отечественных воинов-связистов. В настоящее время российские подразделения войск связи с честью выполняют воинский долг, принимая участие в миротворческих и контр-террористических операциях.

Мы уверены, что не меньше трети наших земляков не понаслышке знакомы со службой в ВМФ, и для них этот рассказ доблестных офицеров далеко не чужд.

Чтобы прояснить суть происходящего с ВМФ, да и вообще с вооруженными силами России за последние 20 лет, стоит, как ни странно, заглянуть в прошлое Соединенных Штатов. Например, при президенте США демократе Гарри Трумене, в процессе подготовки «холодной войны» 18 августа 1948 года была утверждена известная директива Совета национальной безопасности № 20/1. В ней подчеркивается, что независимо от идеологической основы любого некоммунистического режима, могущего возникнуть «на части или всей русской территории», независимо от того, насколько этот режим «будет на словах воздавать хвалу демократии и либерализму, мы должны добиваться осуществления наших целей...», т.е. «Мы должны создавать автоматические гарантии, обеспечивающие, чтобы даже некоммунистический режим:

а) не имел большой военной мощи;
б) экономически сильно зависел от внешнего мира;
в) не имел серьезной власти над главными национальными меньшинствами;
г) не установил ничего похожего на железный занавес».

Как мы видим, задачи, поставленные директивой № 20/1, превратились в действительность и стали реальностью. При этом весь гнет проблем от этих «реформ» ложиться на плечи преданных Родине военных моряков, которым по случаю их профессиональных праздников мы желаем найти в себе силы достойно выстоять времена смуты, кривды и разгула про-НАТОвской олигархии.

Стали свидетелем интересного события или происшествия в ДГО? Присылайте фото/видео на наш WhatsApp +7 914 672 83 19