Юлий Иванович или Юлиус Жозеф? | Дальнегорск Онлайн

Юлий Иванович или Юлиус Жозеф?

Маленькое предисловие от редактора

Не так давно на Совете общественности обсуждалось предложение краеведческого клуба «Тетюхе» и его председателя В.Татарникова. Предложение заключалось в том, чтобы к 115-й годовщине Дальнегорска возвратить первоначальные названия реке Рудной и деревне Черемшаны, а также увековечить имя Ю.Бринера, как основателя Тетюхе-Дальнегорска - Проспект 50 лет Октября переименовать в улицу Бриннера, установить его бюст на центральной площади и утвердить премию имени Бринера из средств местного бюджета.

Надо сказать, что реакция на данное предложение получилась весьма неоднозначной. Что ж, мнение «за» - от клуба «Тетюхе» - уже было высказано на страницах газеты, теперь очередь за мнением «против» - от клуба «Общение».

«Считаем, что нет оснований для закрепления за географическими объектами на территории ДГО китайских названий, чуждых русскому языку, так как Приморье никогда Китаю не принадлежало, - утверждается в протоколе собрания клуба «Общение». - Пребывание китайцев на территории Уссурийского края в 19 веке всегда было браконьерским, контрабандистским.

У клуба «Общение» есть встречное предложение: установить бюст Бринера Ю.И. в музейно-выставочном центре г.Дальнегорска с надписью, достойной памяти его, а также наших предков и фактов истории (после проведения соответствующего конкурса). Мотивы такого предложения следующие. Сразу оговоримся, что закулисная сторона деятельности Бринера Ю.И. - неизвестна. Наше мнение сформировалось после ознакомления с темой по печатным материалам краеведческого клуба «Тетюхе»:

Наши предки в 20 годах двадцатого столетия, знавшие об условиях жизни здесь не понаслышке, не захотели сохранить название «Борисовская падь» (по имени Бориса Бринера) и назвали ее «Партизанской». Это название сохранилось до сих пор.

Можно уверено предполагать, что идея с переименованием центральной улицы и площади города поддержки с их стороны не получила бы. Не считаем себя вправе игнорировать мнение и память наших предков.

Неоспоримы заслуги Бринера Ю.И. благодаря его связям, уму и энергии, в привлечении иностранных (английских и еще более немецких) капиталов для разработки недр русской земли, как сказали бы сегодня - иностранных инвестиций, как проявления в 20-м веке глобалистических тенденций в экономике. В самой России в конце 19-го, начале 20-го веков не было спроса на столь крупную полиметаллическую разработку. Вся добываемая руда морем (другого пути не было) шла за рубеж и в конечном итоге в Германию, притязания которой на мировое господство в 20-м веке общеизвестны. Все большие финансово-затратные вложения - узкоколейка, пирс, жилье, служили одной цели - извлечению максимальной прибыли из русской земли. Размах эксплуатации подтверждает факт двухмесячной забастовки рабочих рудника, начиная с апреля 1910 года. Печать того времени сравнивала ее масштаб с событиями на Ленских золотых приисках. В нынешнем 2010 году был 100-летний юбилей этого события, кстати говоря, никак не отмеченного краеведами.

С начала Первой мировой войны царское правительство запретило вывоз руды в Германию. Как следствие однобокости глобалистского подхода к разработке местных ресурсов, жизнь на руднике и в поселке замерла на несколько лет. Таким образом, кроме оптимистичных тенденций, вокруг горнорудных дел во времена Бринеров было много и негатива. «Вестник Азии» в 1916 году писал: «Бывают случаи, когда богатствам лучше бы пролежать еще несколько лет в земле, чем быть расхищенными, как в данном случае, да еще на нашу голову, так как руда давно в Германии и немцы, вероятно, делают оружие против нас же».

Сам Бринер Ю.И. в здешних местах не бывал. Родитель, не посетивший свое дитя, - заслуживает ли он титул «отца города»? Осторожность, всесторонняя аккуратность в обращении с терминами в данном случае явно не повредят, как в заповеди «не сотвори себе кумира».

Дальнегорску нужны инвестиции, город должен, просто обязан в нынешних условиях найти путь к процветанию, какое было во второй половине 20-го столетия. Только бы по наивности или близорукой небрежности не повторять бы ошибки прошлых лет. Поэтому при заключении договоров на разработку природных ресурсов, необходимо учитывать долгосрочные перспективы по жизнеобеспечению разрабатываемой территории.

По нашему мнению - вот такая связь времен и имен. Краеведы хранят материальные свидетельства эпох, историю эпох творят народы и политики. Это неразрывная связь, но каждому свое.

Что касается именной премии Бринера из средств городского бюджета, то это, по нашему мнению, утопия. Премия была бы оправдана при условии процветания за счет одноименных инвестиций или пожертвований, что на сегодняшний день отсутствует. Долги перед компанией Бринеров Россией погашены.

Предлагаем как один из возможных вариантов подписи к бюсту Бринера Ю.И. текст следующего содержания:

«Юлиус Жозеф Бринер 1847-1920 гг. швейцарец немецкого происхождения, русский подданный. Пионер иностранных инвестиций в горнорудную промышленность Приморья на территории Дальнегорского района».

Н.Хлыстова, председатель клуба «Общение», Л.Смирнова, член Совета общественности при главе ДГО

Небольшое послесловие от редактора

Мы живем в стране, которую принято называть демократической, стало быть, всякий гражданин имеет право на свое мнение.

Я не стану выявлять победителя в поединке между клубами «Тетюхе» и «Общение» - это дело самих читателей. Жлишь позволю себе небольшой комментарий.

Говоря о наших предках, члены клуба «Общение» допускают, на мой взгляд, серьезную ошибку. Во-первых, те, кто жил здесь в 20-е годы, были уже детьми и внуками истинных первопроходцев и не имели права отменять названия, данные их отцами и дедами, не имели права «игнорировать мнение и память своих предков». Во-вторых, 20-е годы - это время распада, развала и величайших бедствий, когда старый мир разрушался, а новый строить никак руки не доходили.

Многие по привычке считают всех партизан «красными», между тем, в Белой армии существовал целый Партизанский полк под командованием генерала А.Богаевского. Но это так, к слову.

Главное же заключается в том, что и река Тетюхе, и деревня Синанча были переименованы в 1972-м году, во дни нашего детства или молодости. Так о каких же предках речь? Но и не в этом истина. В ином.

Мне кажется, что члены клуба «Общение», отвергая топонимы китайского происхождения, повторяют ошибку ЦК КПСС, постановившую убрать с карты Приморья все «подозрительные» названия — это случилось вслед за событиями на Даманском. И чего уж было больше в этом решении - наивности или махровой глупости, я не знаю, но такое деяние мне лично напомнило дела 1914-го года, когда император переименовал Санкт-Петербург в Петроград - в пику немцам. Представляю, какой это был «страшный удар» по германскому кайзеру!

Так стоит ли уподобляться членам Политбюро, зачеркнувшим четыре сотни исторических названий по всему краю?

Наши предки, проходя тропами Уссурийской тайги, вели себя уважительно - принимали те имена гор, озер и рек, которые бытовали тут издавна. Иман, Даубихе, Тадуши, Эльдорадо, Лангоу - это все из тех времен.

Стоит пролистать нашу газету за шестидесятые годы, и вы много узнаете об успехах тружеников Синанчинского комбината или тетюхинского комбината «Сихали». Отчего же не вспомнить и об этих людях, большую часть жизни проживших на берегах Тетюхе, а не какой-то «Рудной»? Не кажется ли уважаемым членам клуба «Общение», что как раз названия советского происхождения, вроде бесчисленных «горсков» и «реченсков», чужды русскому языку?

Всеволож, Либава, Ополье, Добрый Сот - вот истинно русские названия! Они неповторимы и единственны. Когда-то таким было и название нашего города. Теперь мы его утратили. А не велика ли потеря?..

Что же касается Бринера, то называть его Юлиусом Жозефом я бы не стал, ибо он был Юлием Ивановичем, русским купцом. Знаете, если рыться в генеалогии, то можно до многого докопаться.

Екатерина Великая - чистокровная немка. Сталин - грузин. Или прикажите Хрущева «Мыкытою» именовать, по украинскому его происхождению? А с Лениным как быть? Одна его бабка, Мария — немка шведского происхождения, другая - из калмыков. Один дед - чуваш, другой и вовсе Израиль Мойшевич. Или Мойша Израилевич — не помню точно. Так кто тогда Ленин по национальности?

И последнее. Называть Бринера эксплуататором - это уж как-то слишком по-пролетарски. Да, вся добываемая тогда руда уходила за рубеж, в ту же Германию. А что, сейчас - не так? Свинцово-цинковый концентрат ГМК «Дальполиметалл» не швейцарской ли фирмой скупается?

Так чем же мы, неблагодарные потомки, лучше предков, которых не желаем числить в основателях? Имеем ли мы право рушить то, что было создано до нас, даже если это слова-названия? Не долг ли наш — восстановить порушенное хотя бы в малости?

Да, тут надо еще думать и думать, но свет - виден.

Стали свидетелем интересного события или происшествия в ДГО? Присылайте фото/видео на наш WhatsApp +7 914 672 83 19