Следуя за мечтой | Дальнегорск Онлайн

Следуя за мечтой

Когда-то, в 90-х, я прочла книгу Юрия Михайловича Янковского «Полвека охоты на тигров», и с тех пор меня не оставляла мысль познакомиться с Янковскими поближе, и вот почему. Отец автора, Михаил Иванович Янковский, был первопоселенцем и патриотом Приморья, краеведом, основателем первого конезавода в крае, первого женьшенария и т.д. В суете событий - учеба, работа, маленький ребенок - намерения отошли на последний план, но подсознание держало эту мысль цепко. Много лет спустя, будучи во Владивостоке, я натолкнулась на знакомое название - «Нэнуни». Так называлась одна из книг Валерия Юрьевича Янковского о своем отце и о семье. И мечта юности немедленно всплыла в памяти, и желание съездить в Сидими обострилось с новой силой. Л прочитав книгу, я просто влюбилась в этих удивительных, сильных духовно и физически людей, целеустремленных, любящих свою землю.

И вот 31 августа 2010 года я отправилась к своей давней мечте, в село Безверхово - так ныне называется имение Сидими, принадлежавшее этой семье, на полуострове Янковского. Полтора часа морем от Владивостока, и я у цели.

Утром поднялась на сопку. С высоты видны мыс Юлия Бринера, бухта первопоселенца этих мест Фридольфа Гека, справа невысокие горы, местами совершенно безлесные. С другой стороны - бухта, вдалеке два острова и, насколько хватало видимости, горы, горы, синеющие вдали.

Спустившись, пошла искать усыпальницу семьи Бринеров. Красивый, в греческом стиле склеп светло-серого цвета величественно возвышался в глубине леса. Вся атмосфера вокруг создавала покой, печаль и умиротворенность.

Побывала я и у памятника Михаилу Ивановичу Янковскому и нашла место, где стояла его 3~ усадьба. Скульптура (автор Олег Кулеш) находится в негустом, состоящем из дубков и маньчжурского ореха, леске, на взгорке, и обращена лицом к морю. В сильной и мускулистой руке Янковского винчестер стволом вниз - человек готов в любую секунду вскинуть оружие, чтобы отразить нападение хищников или лесных разбойников-хунхузов, часто совершавших набеги на Южно-Уссурийский край на заре его освоения. На мемориальной плите лаконичная и емкая надпись: «Он был дворянином в Польше, каторжником в Сибири и нашел приют и славу в Уссурийском крае. Содеянное им - пример будущим хозяевам земли. Михаил Иванович Янковский. 1842-1912 гг.»

Далее мой путь лежал к тому, что осталось от белого замка-крепости Янковских. На месте усадьбы сейчас стоят 2-этажные дома, до наших дней сохранилась только часть фундамента. Вокруг чернобыльник и запустение. А думалось - будет мемориал, экскурсии...

Земля Безверхова буквально насыщена историческими памятниками. За домом была сопка, тогда еще пустынная, на которой Янковский-отец с детьми высадили молодые кедры в виде инициалов, видных с высоты птичьего полета. Но нынче их потихоньку уничтожают. Сопка называется Обсерватория. С нее Михаил Иванович вел метеонаблюдения. Дети, под стать отцу, были одарены, умны и трудолюбивы. Михаил Иванович Янковский активно окультуривал полуостров, невдалеке от дома он с детьми насадил кедровую рощицу.

Начав обживать свою новую родину, Михаил Иванович ощутил острую необходимость в тягловой силе - лошадях. Он мечтал вывести такую лошадь, чтобы и в плуг, и под седло, и в артиллерии годна была бы. И он вывел такую породу, которая отвечала всем поставленным требованиям: брала первые места на скачках, обрабатывала приморскую землю, ее охотно покупала армия, а не привозила из центральной части России.

Моим добровольным и увлеченным гидом была библиотекарь села Безверхово Светлана Алехановна Кормильцына. С нею я продолжила дальнейшее мое знакомство с полуостровом.

Наш путь лежал к морю, где еще остались следы летней усадьбы семьи промышленников Бринеров: на ровной площадке когда-то был большой сад и грушевая аллея; она угадывается и сейчас, спустя 100 лет. Возвышается обгоревший остов некогда 2-этажной, но скромной дачи Юлия Ивановича Бринера, владельца горнорудного месторождения в поселке Тетюхе. Невдалеке фундамент от летнего дома его среднего сына Бориса, а также погребок да остатки некогда резной беседки. Светлана Алехановна красочно описала свои детские впечатления о времени, проведенном в пионерском лагере, размещавшемся на базе бывшего имения Бринеров. Воспоминания навевали грусть и щемящее чувство утраты.

Разоренная усадьба Янковских, рассеянные по свету потомки, сожженное летнее имение Бринеров и оскверненный склеп...

Мысли материальны, «задуманное - это половина сделанного» - если часто думаешь о чем-то, оно начинает сбываться. Все дни моего пребывания здесь строящийся дом-музей первопоселенцев полуострова был закрыт, а мне так хотелось заглянуть в него! Но вот дверь оказалась приотворена, и я вошла внутрь. Ознакомилась с планировкой дома, территорией и находящимся на ней погребком, который уцелел с 1880 года. Дом-музей почти готов, его строит на свои деньги правнук Фридольфа Гека.

Наверное, мы не имеем права судить и обвинять тех, кто навязывал народу коммунистическую идеологию, когда инициативных, удачливых, предприимчивых людей объявляли эксплуататорами, узурпаторами, сосущими кровь трудового народа. Но мы можем и даже обязаны дать правильную оценку их деятельности и роли в освоении края и донести все это до молодого поколения. Такие люди, как Михаил Янковский и его сыновья, были истинными патриотами своей новой родины. Они создали крупное хозяйство рационального природопользования, которое просуществовало 43 года, до прихода Советской власти. В 1922 году они вынуждены были эмигрировать в Корею, не теряя, однако, надежды вернуться в Россию. Благодаря потомкам Михаила Янковского сейчас мы много знаем об истории родного края.

Уникальна жизнь внука Михаила Ивановича - Валерия Юрьевича Янковского, прожившего долгую трудную жизнь и описавшего все увиденное и пережитое им и его семьей. Умер Валерий Юрьевич 17 апреля 2010 года на 99-м году жизни, оставив после себя 10 замечательных книг о семье, эпохе и родном крае.

Таким же ярким представителем своего времени был Юлий Иванович Бринер — предприниматель, промышленник, меценат, основатель поселка Тетюхе (Дальнегорска) и разработчик первых серебро-свинцовых месторождений. Они, эти «эксплуататоры», осваивали далекую окраину России, строили дома для рабочих и служащих, школы, амбулатории, церкви, заботились, как настоящие хозяева земли своей.

Михаил Янковский, Юлий Бринер и другие предприниматели, разного происхождения и интересов, но единые в своем стремлении изучать Приморье, были первыми членами Общества изучения Амурского края. На их средства было построено здание музея ОИАК, финансировались экспедиции и научные исследования Общества.

За 70 лет существования Советской власти у людей, лишенных собственности, было вытравлено чувство хозяина, а вместе с ним понятие о доблести и чести. Но мы все должны знать не только своих собственных дедов и прадедов, но и помнить тех, кто здесь жил до нас, кто осваивал этот чудный край. И тогда историческое беспамятство не коснется будущих поколений.

Стали свидетелем интересного события или происшествия в ДГО? Присылайте фото/видео на наш WhatsApp +7 914 672 83 19