Фотовыставка под таким название открылась 28 мая в читальном зале Центральной городской библиотеки, экспонаты которой были любезно предоставлены Еленой Николаевной Сергеевой, историком, уже в течение 20 лет занимающейся изучением биографии Юлия Ивановича Бринера и его семьи.
Открытие выставки прошло в торжественной обстановке, при активном участии членов клуба краеведов «Тетюхе» и его бессменном руководителе, писателе — краеведе, Викторе Анатольевиче Татарникове. Григорий Михайлович Выголов, помощник депутата Законодательного Собрания С. В. Слепченко сердечно поздравил всех присутствующих, поблагодарил сотрудников Центральной городской библиотеки, ее заведующую Марину Александровну Потоня за активное участие в краеведческой работе, вручил грамоту и премию в размере 40 тысяч рублей. В. Татарников в ответном слове поблагодарил Г. Выголова и сообщил, что решением клуба «Тетюхе» из полученной суммы 10 тысяч рублей будет потрачено на сбор средств для установки памятника Ю. И. Бринеру, основателю г. Дальнегорска (Тетюхе), а 30 тысяч рублей пойдет на издательское дело — публикации исследовательских материалов. Почин этот поддержала генеральный директор ООО «Дальсеверглавстрой» И. И. Баева. Она внесла средства в размере 50 тысяч рублей на строительство памятника Ю. И. Бринеру.
Затем члены клуба «Тетюхе» собрались на заседании, где обсуждался волнующий всех вопрос, как и когда станет возможным начать строительство памятника Ю. И. Бринеру. На заседании присутствовал заместитель и. о. главы администрации В. В. Кириченко.
Ранее краеведы обратились к главе ДГО с просьбой разрешить установить памятник Ю. И. Бринеру и такое разрешение было получено. В прошлом году глава Дальнегорского округа Г. Крутиков дал краеведам согласие на выделение земли под возведение памятника в районе домов по адресам: ул. Набережная, 26 или проспект 50 лет Октября, 76 (бывший сквер Комсомольцев). Место достойное, территория будет облагорожена, сквер очень уютный и приятный. Эскизные наработки памятника есть у художника-монументалиста из Владивостока Алексия Бокия. Молодой, талантливый скульптор уже стал автором памятника Юлу Бриннеру, установленного у дома семьи Бринеров во Владивостоке. Памятник ярко отражает характер и талант киноартиста Юла Бриннера, внука Ю. И. Бринера, обладателя высшей премии кинематографистов — Оскара, известному многим по голливудским фильмам 50-х годов. А. Бокия изготовил макет будущего памятника в виде бюста из бронзы и его сметная стоимость составляет 465 тысяч рублей. Е. Н. Сергеева сообщила, что вносит свой вклад на памятник — 100 тысяч рублей. Таким образом, на сегодняшний день собрано уже 160 тысяч рублей.
В. Татарников, открывая тему для обсуждения, отметил, что Ю. И. Бринер, открывая работу рудника «Верхний», а затем все остальные рудники и поселения на них, действительно основал наш город, который сейчас стал таким, как он есть.
Обратимся к истории.
В 1887 году Ю. И. Бринером была снаряжена на реке Тетюхе экспедиция во главе с горным инженером Масленниковым с целью застолбить горные месторождения Тетюхе. В 1902 году горный департамент выделил Ю. И. Бринеру 4 горных отвода, которые составили рудник «Верхний». Тяжелый труд рудокопов ценился хозяевами акционерного общества: они получали самую высокую заработную плату в крае, для них были построены хорошие дома, больница на 10 стационарных и 40 амбулаторных мест и это при общей численности работающих всего 200 человек. Но с 1914 года в связи с войной и оттоком немецкого капитала, предприятие стало экономически не выгодным, его сначала пытались продать, отстранив при этом от руководства Юлия Ивановича, а 1 мая 1918 года работа рудника была остановлена. Ю. И. Бринер умер в 1920 году и был похоронен в семейном склепе Сидеми. Имя Ю. И. Бринера увековечено в Дальнегорске названием морского мыса — мыс Бринера и названием годы — гора Бринеровка у левого берега реки Рудной в районе поселка Садовый.
По окончании заседания клуба «Тетюхе» Елена Николаевна Сергеева ответила на вопросы для читателей нашей газеты.
— Многие недоумевают, почему фамилия Бринер пишется всегда по-разному: с одной и двумя буквами «н». Поясните, пожалуйста.
Е. Сергеева:
— Фамилия Юла Бриннера пишется с двумя буквами «н», потому что по-английски эта фамилия с одной N читается как «Брунер», а Юл хотел оставить ее прежнее звучание и добавил второе N, получается Brynner, читается «Бриннер». Вслед за ним все его сестры, проживающие в Америке в то время, и Вера, и Ирина, стали так же писать свою фамилию и с ней вошли в историю. В то время, как другие члены семьи, не иммигрировавшие в Америку: Юлий Иванович Бринер, Борис Бринер, Феликс Бринер и их жены имеют фамилию Бринер с одной «н». Однако, младшая дочь Юлия Ивановича Бринера, Нина, проживающая в Америке, имеет прежнюю фамилию с одной «н». Алекс, приезжавший к нам, говорит, что чаще всего его фамилию произносят «Бранер».
— Елена Николаевна, расскажите о себе. Вы не житель нашего города, как, когда и почему вы начали изучать архивные документы семьи Бринер, почему вы так этим заинтересовались?
— Действительно, я никогда не жила в Дальнегорске, проживаю в г. Уссурийске. Получив образование историка, 16 лет проработала по специальности, преподавала историю в школе, история для меня — все. Однако, жизнь продиктовала свои условия, что в настоящее время работаю совсем в другой области, которая не имеет никакого отношения к истории, но от этого я историком быть не перестала. Работа по истории семьи Бринера — это мое увлечение. Вообще я человек увлеченный, я люблю кино. Однажды, еще в перестроечный период, когда на наши экраны хлынуло зарубежное кино, я впервые столкнулась с творчеством Юла Бриннера в фильме «Великолепная семерка», открыв его для себя. Многие голливудские фильмы в то время были оцифрованы и переведены на DVD — диски. С того момента я смогла не только познакомиться с фильмами Юла, но и из 43 его работ в кино собрать в личную фильмотеку 36. Моя любовь к этому актеру была велика. Уже потом, когда я узнала, что это не просто голливудский киноактер, а еще и наш соотечественник, родившийся во Владивостоке, сын Бориса Юльевича Бринера, внук Юлия Ивановича, тогда во мне «нажалась педаль» историка и я начала всерьез заниматься историей этой семьи, открыв для себя ее уникальность. К сожалению, я во многом опоздала. Опоздала в том плане, что ушли из жизни многие люди, которые знали эту семью и во многом могли бы мне помочь. Уже нет Бориса Дьяченко, который первым начал заниматься изучением архивов, ушли многие из семьи Бринеров. Я не считаю, что я сделала что-то значимое для вашего города, пока еще ничего. Я привезла только коллекцию фотографий, которую мне удалось собрать. В музее г. Арсеньева мне предоставили материалы, касающиеся семьи Бринер, но их немного. В частности, материалы Аллы Дворжецкой, подруги детства Юла Бринера, с которой мне не удалось встретиться при жизни. Мне достался весь ее архив. Она родилась и выросла в Харбине. Ее воспоминания о том периоде позволяют приоткрыть завесу тайны жизни Юла в тот период, ведь он никому и ничего не рассказывал об этом, его личная жизнь была под семью печатями. Вот этим богатством я сегодня обладаю и горжусь этим, как человек, неравнодушный к его творчеству. У меня есть задумка написать книгу «Юл Бриннер, так начиналась легенда». Книга будет посвящена не его творческой деятельности, а его жизни и судьбе. Его сын, Рок написал о нем книгу, как о киноактере «Человек, который мог бы быть королем». Вся американская жизнь Юла была описана, но сын ничего не знал об отце в период его жизни во Владивостоке и в Харбине.
Юлий Иванович Бринер — отдельная история, с него начиналась история Бринеров в России, где он прожил 45 лет и эти 45 лет столько в себя вместили, что наверное, жизни не хватит, чтобы это описать. На сайте появились высказывания против того, чтобы Бринеру, как основателю Дальнегорска, был поставлен памятник, потому, что он был капиталистом.
Этот человек был не только предпринимателем. Он был краеведом, занимался изучением края, в который его занесла судьба. Мало кто знает, что Юлий Иванович в Сидеми, есть такое местечко в ста семидесяти километрах от Владивостока, арендовал 50 га земли. Обратив внимание на странные ракушковые холмы, он предположил, что это, скорее всего, древнейшие захоронения. Вкладывая деньги, он приглашает историка Маргаритова, они раскапывают и действительно обнаруживают артефакты — черепа, фрагменты домашней утвари, относящиеся к каменному веку. Все это Маргаритов несет в общество изучения Амурского края, но как всегда, нет денег на то, чтобы сделать литографии, качественные фотографии, а ведь это ценнейший материал для антропологов. Юлий Иванович на свои деньги заказывает в Германии эти литографии, которые приходят в 1886 году во Владивосток, они сохранились и до сих пор являются пособием для тех, кто изучает антропологию наших мест.
Он не только занимался горными разработками в Тетюхе, он добывал уголь в Моноугальских копях (п. Барабаш), он занимался лесом и многим другим. Даже удивляет, как одна человеческая жизнь может вместить столько. Конечно, главное его детище — Тетюхе, на которое он бросил все — все свои деньги, имущество, чтобы дать жизнь этим рудникам, этому району. Не думаю, что другой предприниматель решился бы на такое, но он решился и не прогадал.
— Думаю, ваше мнение поддерживают многие, хотя есть и противники. Роль Ю. И. Бринера в развитии нашего округа трудно переоценить. Ведь если бы не он, не было бы сейчас ни нашего города, ни градообразующих предприятий — «Бор» и «ДПМ».
— Я могу сказать так: на территории Приморья было много всяких разработок. Да, были промышленники: Старцевы, Суворовы, Сухановы. У вас в районе был промышленник Назаренко, разрабатывавший рудники, об этом есть документы. А кто о нем знает? Никто не говорит, что он основатель города. Еще хочу сказать своим противникам, называющим Бринера эксплуататором. Стоит вспомнить факты: это Бринер открыл для детей шахтеров начальную школу на 60 мест, где обучали не только чтению и письму, но и основам горного дела, рассказывая, что такое руда и почему она нужна людям, по сути, говоря современным языком, давались уроки профориентации. На предприятии была самая высокая зарплата во всем Южноуссурийском крае. Кто-то скажет, труд горняков тяжел, так и труд угольщиков не легче. Почему никто не вспоминает, что всем рабочим Бринер обеспечивал бесплатное снабжение дровами на отопление? Был организован, пусть даже и за деньги, подвоз продуктов к каждому дому. Рабочим предоставлялось медицинское обслуживание. У других предпринимателей этого и близко не было. Да, были забастовки. Вопрос в том, кто их организовывал и зачем? Он построил узкоколейку, разрабатывая новые рудники, называл их именами членов своей семьи. Первый рудник он назвал именем своей жены «Натальинским», затем последовали имена детей: «Леонидовский», «Борисовский», «Феликсовский», «Ниниский», «Мариинский», «Борисовский» распадок затем был переименован в Партизанский. Юлий Иванович построил на руднике «Верхний» («Натальинский») канатную дорогу, предназначенную для перевозки руды. Спросите сегодня тех, кто кричит, что Бринер эксплуататор, а кто из них видел эту канатную дорогу, ездил по ней? А она была! По ней рабочие поднимались на работу. Сколько денежных средств и труда было положено на все это. Для освоения Тетюхе Ю. И. Бринер от многого отказался. Колоссальные усилия были приложены им на то, чтобы убедить корейского короля в необходимости получения концессии на лесную промышленность в трех пограничных районах, Япония «встала на дыбы» и получив все это, менее чем через год, Бринер отказывается от всего этого, чтобы начать промышленные разработки в Тетюхе, предприятие, которое он посчитал своим детищем. Не каждый предприниматель способен на такие шаги. Дело по организации работы на рудниках продвигалось трудно и долго. Раскопки датируются 1884 годом, а весной 1887 года Ю. Бринер привез готовые литографии во Владивосток, это архивные данные. И только в 1909 году было организовано акционерное общество. В 1897 по 1909 годы Юлий Иванович занимался оформлением документов. Сохранилась переписка, ярко демонстрирующая известную всем русскую бюрократию. Нужно было заплатить каждому чиновнику, чтобы получить подпись на документе. А ведь сообщение с Петербургом было не простым, почта шла очень долго. Нужно было всем кланяться, посмотрите, как он обращается в письмах к чиновникам: «Всемилостивый государь...»
В настоящее время я общаюсь с родственниками Бринера и надеюсь, что если вопрос с установлением памятника будет решен положительно и памятник будет установлен, все ныне живущие Бринеры приедут в Дальнегорск на его открытие.
— И мы, дальнегорцы, на это надеемся.