Сколько веревочке не виться... | Дальнегорск Онлайн

Сколько веревочке не виться...

Имя Александра Гацанова как человека, промышлявшего браконьерством, мне было известно еще лет 15 назад, но лично встретиться пришлось лишь в июне прошлого года. Мы с егерем охотобщества "Тарга" в тот день обследовали охотугодья в истоках реки Базовой и планировали к исходу дня добраться до берега Большой Уссурки.

На одном из участков лесной дороги наше внимание привлекли свежие следы автомашины, которые привели нас к солонцам. Осматривая их, мы обнаружили настороженные копытницы и в течение почти 2-х часов занимались их съемкой и уничтожением.

Читателям газеты, не связанным с охотой, поясню, что дикие травоядные животные испытывают минеральное голодание, особенно после зимних месяцев, они идут к природным солонцам, на побережье моря, а чаще к тем местам, где человек целенаправленно их устраивает. Солонец - это обычно пень любого дерева или его корневища, или мочажина, а иногда и просто квадратный метр земли, на который высыпается соль. Охотники превосходно это знают и используют такой момент для охоты на самцов изюбрей, у которых к этому времени отрастают еще не окостеневшие рога - так называемые панты (для роста которых и необходимы минералы, соль).

Самцы подходят к солонцам, как правило, в темное время суток и очень осторожно. Самки же, наоборот, менее внимательны, а половозрелые приводят и телят, которых оставляют лежать в ближайшем кустарнике.

Добыча лосей, изюбрей, косуль копытницами - запрещенный метод охоты, он считается самым варварским и жестоким. Суть его в том, что животное, подойдя к солонцам, попадает ногой в петлю, сделанную из стального троса толщиной 8-10 мм, а освободиться от петли не позволяет сама копытница - сколоченный из деревянных брусков квадрат с вбитыми к его центру железными прутьями. Трос же длиной 1,5-2 м вторым концом крепится к отрезку ствола дерева, обычно длиной 2 м и диаметром 20-30 см. Вес такого потаска (бревна) колеблется в пределах 50-70 кг.

На месте, где браконьеры оставляли машину, мы нашли самодельную трость, которая навела на мысль о ее владельце. Закончив дела в лесу, решено было заехать к Гацановым в их гараж. Отец занимался какими-то хозяйственными работами, а сам
Александр ремонтировал "ГАЗ-69", очевидно, готовя машину к очередной вылазке в тайгу. Разговор был крайне резок и закончился тем, что они признали свою причастность к установке копытниц на обоих солонцах, и Александр клятвенно заверил, что больше никогда не будет заниматься этим делом.

Но вот наступил 2010 год, и в начале лета в общество "Тарга" поступил сигнал о подозрительных машинах, курсирующих в районе ключа Верхний Перелаз. Посланные в те угодья егерь с охотником опять вернулись с копытницами, подчеркнув, что манера их установки аналогична гацановской.

Об обоих вышеописанных случаях была поставлена в известность районная служба Го-сохотнадзора.

10 июля обществом организовывается очередной рейд по пресечению незаконной охоты. И каково же было наше удивление и возмущение, когда задерживается уже знакомый нам младший Гацанов с мясом изюбрихи! Отрицать убийство животного он не пытался, и в протоколе опять дал клятву, что с браконьерством он завязал. Компанию живодеру составили дворник ООО "Добрый двор" С.Козлов и слесарь ЗАО "ГХК "Бор" Е.Артяпов. На машине последнего марки "ВАЗ-2121" и вывозилось мясо.

Через день после случившегося с группой лиц мы выехали к месту лесной драмы. Самка, попав в ловушку, установленную метрах в 600 от дороги, идущей через Краснореченский в бывший поселок Дальний, смогла протащить пихтовый потаск вниз по склону сопки метров 200, где и запуталась среди валежин.

Те, кто занимается таким способом браконьерства, оружие с собой не возят, а добивают, считай, привязанное животное обухом топора или ножом, прикрепленным к длинной палке.

Следующая копытница была обнаружена в 1,5 км от первой, в нее попал очень крупный самец, сил у которого хватило протащить отрезок бревна из березы метров 300, где он и зацепился за корневища поваленных ветром деревьев. Место, где билось несчастное животное, и муки, которые оно испытывало, описывать тяжело, пусть читатель сам в своем воображении нарисует картину случившегося.

Невероятно, каким образом, но самец порвал 10-миллиметро-вый стальной трос и, волоча искалеченную ногу, побрел к ключу. Естественно, долго прожить с такой травмой он не сможет, дни его сочтены. Если бы я сам не снимал обрывок троса с потаска, поверить в произошедшее мне было бы трудно.

В этих же местах было найдено и третье место, где от изюбря остались куски шкуры и клочья шерсти. Характерно то, что во всех случаях браконьерства явно прослеживалась гацановская методика. Вспугнутый в урочище реки Базовой, где у общества расположен воспроизводственный участок, Гацанов перебрался в ключ Еловый, таким образом расширив географию своей подлой работы в радиусе до 80 км. А сколько еще осталось не найденных смертельных ловушек, сколько животных примут в них мучительную смерть, знает лишь один Бог.

Без активной помощи, в первую очередь, охотников, да и всех жителей района, кому небезразлична судьба нашего леса с его дикими животными и птицами, пресечь браконьерство будет непросто.

Возвращались в город мы в мрачном настроении, разговор не клеился, а, если и заходил, то обязательно касался сущности человеческой личности, моральных устоев и материальных потребностей. Увиденное и пережитое в этот день не укладывалось в русло обычной житейской суеты.

Дома я никак не мог найти себе места, не брал меня и сон. В памяти всплывали различные эпизоды, связанные с моей работой, большей частью с лесом' и его обитателями.

Вспомнился и случай, который периодически, как на экране, встает перед глазами, и который, очевидно, я не забуду до конца дней своих. Как-то несколько лет назад с проводником мы обследовали один из охотничьих участков, в перспективе планируя сделать его показательным. Намечались места строительства охотизбушек, пути подхода к ним, планировались и другие работы. Неожиданно мы вышли на звериную тропу и, пройдя по ней несколько сот метров, оказались на солонце. Напарник, осмотрев его, уверенно заявил, что здесь были установлены копытницы, и что в одну из них недавно попал изюбрь. До этого с таким ремеслом браконьеров мне сталкиваться не приходилось, и я пошел за проводником, прислушиваясь к его разъяснениям. Вдруг он остановился и показал рукой в сторону густых зарослей подлеска. Там за валежиной просматривался силуэт изюбря. Мы осторожно стали подходить к лежавшему на земле животному. То была самка изюбря средних размеров и примерно 6-летнего возраста. Волоча за собой потаск, она, в ужасе от страха и боли, выкорчевывала им из земли лежавшие на пути камни и ломала мелкий кустарник. Затем зацепилась тросом за огромную валежину и, падая, вывихнула ногу в коленном суставе. Сил подняться у нее, очевидно, уже не было, и лежала она не на боку, как обычно, а почти на спине, с приподнятой задней правой ногой. Ошеломленные увиденным, мы обратили внимание на ее набухшее вымя, и я сразу же предложил идти искать теленка. К сожалению, почти часовые поиски оказались безрезультатными. На второе наше появление, как и на первое, изюбриха не реагировала. Ее выразительные глаза излучали глубочайшую тоску, невыносимые страдания и, возможно, боль утраты своего малыша. Вся голова самки была облеплена оводами, усеяна раздувшимися от выпитой крови клещами. В месте, где в переднюю левую ногу врезался трос и вонзились штыри копытницы, вовсю хозяйничали черви. Несметное количество мух ждало своего часа. По нашему мнению, в этих адских муках животное пролежало дней 5, спасти его было не возможно, и поэтому пришлось выстрелом оборвать ее жизнь. От голода и гнуса, в страданиях не меньших, чем выпали на долю матери, погибнет и теленок. Забросав тушу лесным хламом, мы молча двинулись прочь от этого страшного места.

За 2 прошедших летних месяца в правление общества трижды доходили слухи о том, что в городе кто-то торгует изюбрятиной. Выявить продавцов нам не удалось, но предположительно имена их назывались.

Люди, покупающие мясо, скорее всего, не знают (а возможно и знают), что добыто оно незаконно, что животные после холодной и многоснежной зимы крайне истощены, что вместе с убитой самкой гибнет и теленок. Вполне вероятно, что продается мясо умершего животного, т.е. мертвечина. Как такой кусок может лезть в горло, представить мне трудно.

А.Гацанов в прошедшие годы дважды привлекался к ответственности за нарушения правил охоты, но свою грязную работу не бросал. Закономерен и финал ее. Сотрудником Госохотнадзора, возглавлявшим рейд, на браконьеров составлен протокол и направлен для принятия мер в милицию.

А.Чуб, охотовед общества "Тарга"

Взгляд не со стороны

Как лесоинженер, охотовед, более 10 лет проработавший в лесу, я многократно встречал подобные орудия варварского лова копытных. Задаешься вопросом: что в душах людей, обрекающих безобидного зверя на муки, очень часто неоправданные? Ведь не голодаем же! Нередко по причине непогоды или запоя браконьеру просто лень идти проверять копытницы, а в это время животное погибает в страшных муках от боли, жажды и голода, с вывихнутой ногой, в которую до кости впились острия копытницы. Лично знаю подобных извергов.

Кроме копытниц не раз встречал и загородки для лова кабарги, и не просто загородки, а масштабные сооружения, ведь сейчас на службе человека есть очень легкие и мощные мотопилы. Часто у браконьеров не бывает возможности проверить и кабаржатники, тогда множество этих редчайших оленей гибнет в петлях, никому не принеся этим пользы.

Желание извлечь деньги? Давайте подумаем. Это очень нелегко - тащиться по жаре и мошкаре или морозу с мешком мяса на спине. Плюс еще опасность быть пойманным на месте преступления или по дороге, перевозя добычу в машине. И по какой цене продашь это мясо? По 200-300 рублей за килограмм. Стоит оно тех трудов, опасности? Сейчас через интернет можно найти покупателей на лекарственное дикорастущее сырье. Наш лес богат уникальными лекарственными растениями. Между прочим, москвичи охотно покупают дальневосточные дикоросы за весьма высокую цену. Настоянные в 100 граммах меда 5 ягод лимонника плюс маленький корешок элеутерокока - за 600 рублей. Как вам? А москвичи готовы за все это хорошо платить, достаточно лишь через тот же интернет наладить контакты. Лично я не раз отправлял подобные посылки в Москву по заказу покупателей, и это очень поддерживало финансово.

А обрекать безвинных животных, которых и так подкосили многоснежные зимы, на мучения из-за каких-то копеек, да еще, возможно, нарываться на крупные штрафы или уголовные дела - идиотизм.

Понятно, что в военных конфликтах врага не щадишь, но безобидные травоядные - они не враги, скорее, союзники и помощники.

Стали свидетелем интересного события или происшествия в ДГО? Присылайте фото/видео на наш WhatsApp +7 914 672 83 19