Уходит год, да не ушел бы тигр | Дальнегорск Онлайн

Уходит год, да не ушел бы тигр

Уходит год Тигра. Но «тигриные» проблемы остаются. При этом знания большинства людей о тиграх до сих пор, мягко говоря, далеки от действительности. И поскольку сам автор имел не одну личную встречу с этими уникальными животными, то очень актуально рассказать о нашей разновидности тигра — Panthera Tigris Ussuriensis.

Из центральных СМИ многим известно, что с 18 по 24 ноября 2010 года во Владивостоке проходил молодежный тигриный форум, а с 21 по 24 ноября 2010 года в Санкт-Петербурге собирались главы правительств 13 государств ареала тигра. Цель, конечно, благородна. Не только сохранение, но и увеличение его популяции в 2 раза к 2022 году. Планов - громадье. Главное - была выделена огромная куча денег, широченная акция по привлечению спонсоров была подкреплена присутствием настоящего Леонардо Ди Каприо. Интересно, как тигра деньгами заставить размножаться интенсивнее, и, если не сменить, то хотя бы расширить свой рацион питания (и чего он, гад, такой привереда?), и сбиться в стада, чтобы каждый индивид не занимал в одиночку столь огромную площадь обитания?

Предыдущее предложение вполне можно расценивать и как объяснение того, почему даже без губительного влияния человека этот вид не рассчитан на то, чтобы быть многочисленным. Если бы только привередливые тигры знали, кто такой Леонардо Ди Каприо, и как стоически он преодолевал трудности, связанные с транспортировкой своего бренного, но застрахованного на огромные суммы тела на саммит ради них, да они бы немедленно, не перестав жевать, прямо с ходу, начали бы размножаться. А если бы самим не удалось достичь нужной скорости размножения, то обратились бы за помощью к самому Леонардо, ведь, судя по его настойчивости, он знает, как решить эту проблему.

Но нас больше всего интересует реальная польза прошедшего мероприятия для самого тигра. Как бы не вышло так, чтобы тигр просто оказался удобным объектом, под который легко получить немалые деньги чиновникам и различным фондам. Нужно заметить - чтобы спасти тигра, невозможно спасать его одного. Что ему необходимо? Еда, питье, ареал обитания, отсутствие вмешательства человека. И вмешательства не только в его личную жизнь, но и в личную жизнь его еды.

Все дело в том, что рацион питания тигра достаточно ограничен в силу его физиологических особенностей, сформированных длительной эволюцией. Его пища - довольно крупные травоядные животные. Кроме того, тигр - хищник-одиночка, и каждая особь занимает довольно обширный ареал, в сотни квадратных километров. С этой площади тигр стремится выгнать любого из своих собратьев, даже самка выгоняет свое потомство, когда вырастит и воспитает его. И столь огромную площадь тигр занимает не по барской прихоти, он вынужден это делать. Это его площадь питания. Например, огородникам известно, что у каждого растения есть площадь, которая занята его корнями для удовлетворительного снабжения надземной части водой и минеральными веществами. Для тигра подобная площадь — это те места, где могут пастись и жить объекты его охоты в том количестве, которое позволило бы ему не голодать. Чем больше истребляем изюбрей, оленей, косуль, свиней - тем большая площадь обитания нужна тигру, тем меньше места для него, тем меньше его особей сможет выжить. При нехватке питания тигр, естественно, будет посещать животноводческие хозяйства человека, т.е. непосредственно приблизится к жилью и станет «конфликтным». И запомните, убеждение, что тигр нападает на человека, как на добычу, чтобы утолить голод - мягко говоря, ошибочно. Человек тигру не кажется пищей, напротив, он для тигра - как для нас инопланетянин. Мы пахнем таким букетом непонятных, синтетических запахов, какие в его сознании никак не ассоциируются с пищей. Лишь в пылу самозащиты или защиты своей добычи тигр, повредив человека, вдруг с удивлением чувствует вкус настоящих мяса и крови. После подобного случая мы перестаем быть для него «табу». Но и это еще не значит, что все, попробовавшие человека на вкус тигры становятся людоедами. Они становятся более «конфликтными», но далеко не всегда людоедами. Что мы из этого видим? Мы сами создаем «конфликтных» тигров, беспардонно и губительно вмешиваясь в природные процессы, но наказание за это, в конечном итоге, несет сам Амба.

Встречи

Я три раза встречался «лицом к лицу» с тиграми, несчетное количество раз проходил в двух метрах от затаившегося тигра или тигрицы с тигрятами, неоднократно ходил по тигриному следу, еще чаще тигры «тропили» меня. И никогда у меня не было причин обвинять тигра в агрессии.

Впервые мы встретились с ним на довольно близком друг от друга расстоянии.

Произошла эта встреча в июне 1992 года, когда я был на производственной практике в одном из лесхозов Приморья. Мы с лесниками и лесорубами поехали провести окашивание лесных культур - посадок кедра под пологом дуба монгольского. Пройдя по коридорам, в которых был высажен кедр, чтобы оценить состояние саженцев, я спустился со склона и пошел вверх по ключу в поисках черемши. Заметив на влажном перегное под ногами огромные тигриные следы, я по неопытности не придал значения, что иду по ним. Так и шел бы дальше, если бы не услышал в ту пору незнакомый мне звук. Это был очень низкий рокот, но откуда он, по причине его низкочастотное™ было непонятно. Я остановился, прислушался - тихо. Сделал еще 2-3 шага вперед — звук повторился. Я снова остановился, размышляя: что бы это могло быть? Тогда до меня дошло, что звук этот - не что иное, как предупреждающее рычание хозяина следов, по которым я столь бодро вышагивал. Паниковать нельзя было, поскольку за моей спиной люди, а я - мастер, старшее над ними должностное лицо. Поэтому, приняв непринужденный вид, начал пятиться туда, откуда пришел. Отойдя спиной вперед на безопасное расстояние, повернулся и уже быстрее пошел собирать людей в вахтовку. Нужно было уберечь тигра от близкого контакта с полупьяными лесниками. Это могло вынудить его напасть. Все уже собрались в машину, однако тракторист не спешил. Он долго не мог понять, почему я отговариваю его заводить трактор и прокладывать новые коридоры под культуры. А я не хотел говорить людям о тигре, чтобы не началась паника и дезорганизация. И тут Амба появился собственной персоной, неожиданно оказавшись со мной и упорствующим трактористом нос к носу. Пришел он прямо по дороге, никого не стесняясь, а мы в пылу спора его и не заметили. В глазах читалось раздражение: вы еще здесь? Я мгновенно оказался в машине. А тракториста неведомая сила, мгновенно оторвав от земли, занесла на крышу кунга вахтовки. Тигр молча постоял, обошел машину, трактор, и устало побрел вниз по дороге, туда, куда нам предстояло убраться. Мы немного посидели, нервно покурили, достали сверху тракториста и поехали. Через некоторое время наша машина стала нагонять шедшего по дороге хозяина тайги. Я еще удивился, как он умудрился за столь короткое время пройти так много. Он обернулся, посмотрел на нас и, спокойно отойдя в сторону, пропустил машину.

Вторая встреча была в Тернейском районе в ноябре 1999 года. «Протянув» по хребту сопки технологический визир и завершив отвод лесосеки, я стал спускаться вниз по склону, зная, что там должна быть старая дорога, которая приведет меня к магистральной лесовозной трассе, идущей вниз по пойме реки Чиинка. Кстати, впервые в жизни я встретил уникальный дубняк. Чтобы наш монгольский дуб был таким прямым и ровным, таким высоким, имел такую компактную и неразлапистую крону, да еще рос вперемешку с пихтой? Дубы достигали примерно 30 метров высоты. Такое я видел впервые. Спустившись на старую, незаросшую вследствие сильного затенения дорогу, я стал отряхиваться, оправляться, собрался развести костер и поставить чай. Но сначала закурил, в задумчивости уставившись на дорогу, резко уходящую за поворот крутой сопки, с которой только что спустился. Из-за поворота как-то обыденно и простецки вышел хозяин тайги. Я с интересом наблюдал за ним, пока он меня не замечал. Через мгновенье в сознании вспыхнуло прозрение: это же тигр, который идет прямо на меня!!! Сразу же память явила советы человека, который 35 лет проработал в этих местах лесничим: «Подними повыше что-нибудь в руках, кричи все равно что, лучше матерись». Я так и сделал. Амба приостановился в недоумении. Я продолжал в том же духе, словно запрограммированный. Тигр, видимо, подумал: «Если он пытается запугать меня, Амбу, маленьким топориком и котелком из нержавейки, то он явно дебил, и если это заразно, то лучше обойти». Он остановился и, оторвав от меня удивленный взгляд, негромко мурко-мявкнув, прыгнул влево, в сторону поймы ручья, зашуршав где-то в стороне. Чаевничать мне расхотелось и, снова закурив, я пошел вниз по старой дороге.

После этого, по долгу работы ходя по лесу, я неоднократно сталкивался с тигром. Однажды, спускаясь к дороге по носку сопки, я услышал его рык впереди. Решив не нарываться, обошел на приличном расстоянии. А через несколько дней, идя тем же путем, только вверх от дороги, я набрел на свидетельство тигриной трапезы дикой козой. Вот почему он на меня тогда рыкнул, я ему ужинать помешал. Впоследствии в тех местах я работал 6 лет, исходил лесоучасток вдоль и поперек. Тигрица, которая там хозяйничала, за это время ко мне привыкла и не нападала на меня, даже если я проходил в двух шагах от нее и тигренка. Это я по следам прочел, когда шел обратно. Тигру незачем попусту на нас нападать. Только для защиты, для защиты тигрят, для защиты еды. Да и то, он предупредит задолго перед нападением. Или постарается скрыться. В общем, нужно еще постараться, чтобы он нас съел. И еще одно главное условие: не нужно держать в мыслях агрессию или желание сделать зло. Тигр это чувствует, подтверждено практикой. Держите сердце открытым и беззлобным. Пришел со злом — оно и найдет тебя. Это не мистика, а объективная реальность.

Сами-то мы как себя ведем в тигрином жилище? Помните, неоднократно выпадал большой снег? Представляете, в каких условиях оказываются копытные, когда среднему человеку снег по пояс? Но, несмотря на это, охоту тогда никто не запретил. Люди показали свой истинный облик - косуль и изюбрей сбивали транспортом, кололи вилами, били палками, даже шарфами душить сподобились. Уничтожали сотнями, словно в стране голод. Да и уничтожали-то далеко не голодающие. В подобной обстановке, когда нормально передвигаться животные могли лишь по дорогам, наделенные природоохранными полномочиями люди должны приложить максимум усилий по охране лесных зверей. Даже хищники, например, в Африке во время засухи, на водопое не трогают тех, на кого охотятся в обычных условиях. А люди, далеко не голодающие, развлекались, упиваясь жестокостью по отношению к беспомощным в глубоком снегу диким копытным. Управление охотничьего хозяйства в ответ на тревожные сообщения, сохраняя невозмутимость, отвечало, что «проверками установлено — нет никаких поводов для прекращения охоты, зверского уничтожения животных не выявлено». Так что радиомаячки не на тигров и леопардов нужно вешать, и анализы, которые берут у усыпленных и обездвиженных кошек не приведут к увеличению их популяции. Радиомаячки, по понятным причинам, нужно вешать на браконьеров и охотинспекторов. И анализы нужно брать у тех, кто, не голодая, упивается жестокостью по отношению к беззащитным лесным животным.

Стали свидетелем интересного события или происшествия в ДГО? Присылайте фото/видео на наш WhatsApp +7 914 672 83 19