Завершается срок полномочий Думы Дальнегорского городского округа шестого созыва, избранной в декабре 2012 года. Особенность этого состава депутатского корпуса в том, что он был сформирован по пропорциональной системе, то есть по партийным спискам. Выборы 10 сентября 2017 года прошли по мажоритарной системе, т.е. по одномандатным избирательным округам.
Напомним, полномочия Думы четко определены законодательством, и их превышение является незаконным. Деятельность Думы, в основном, носит законотворческий характер. Депутатский корпус разрабатывает нормативно-правовые акты местного назначения, определяет условия, порядок действий органов исполнительной власти, обязанности и права населения в той или иной сфере жизнедеятельности городского округа, формирует законодательную базу, в рамках которой живет город и действует власть.
О том, каких результатов достигла Дума за пятилетний срок работы, о вопросах и наиболее значимых решениях, принятых за эти годы, и как они отразились на жизни городского округа, рассказала председатель Думы ДГО Светлана Артемьева.
– Депутаты не только разрабатывали новые нормативные акты, но и постоянно приводили в соответствие с действующим законодательством уже имеющиеся. Точно также работали с Уставом – главным документом городского округа.
Наш главный финансовый документ – это бюджет городского округа, своего рода план на год. В конце каждого года мы его утверждали на следующий финансовый год, и это решение является результатом большой предварительной работы, особенно в наших условиях дотационной территории, когда проблем много, а средств не хватает. И практически на каждом заседании мы вносили в бюджет коррективы.
Замечу, что формирование бюджета – это не просто «дележка денег», как думают некоторые. У города есть определенные обязательства, которые мы не можем избежать, и они должны быть подкреплены финансами и, следовательно, прописаны в бюджете. К сожалению, после установления этих обязательных статей – зарплата бюджетников, «коммуналка» – мало что остается. Есть много проблем, точек приложения сил, как и пожеланий населения сделать что-либо, но вот своих финансов у города не хватает. Поэтому так важно правильно распределить имеющиеся средства, проконтролировать их использование, проанализировать эффективность муниципальных программ, не допустить накопления долгов и неэффективных трат. Поэтому, когда говорят, что Дума придирается к работе исполнительной власти, ищет недостатки – это неправда. Мы просто делаем свою работу. И контроль, в том числе финансовый, – одно из важнейших направлений работы Думы. Если на достижение максимальной эффективности бюджета будут направлены совместные усилия представительной и исполнительной власти, то и результат будет очевидным для всех.
К сожалению, многие не понимают, что круг полномочий Думы в основном ограничен законотворчеством и задают нам вопросы или предъявляют претензии, связанные с полномочиями другой ветви власти — исполнительной: что-то надо построить, отремонтировать, решить вопросы благоустройства, выделить средства на то или иное и т.д. Однако мы не вправе напрямую вмешиваться в дела исполнительной власти, принимать решения вместо нее – это будет превышением полномочий Думы. Хотя понимаю, что вопросы, связанные с законотворчеством, гораздо меньше интересуют жителей, чем касающиеся деятельности исполнительной власти. Законотворчество не менее важно, просто эта работа* часто остается, так сказать, за кадром, она не видна, но требует большого приложения сил.
– Однако депутаты не могут оставаться в стороне от решения насущных и актуальных проблем, связанных не с законодательной деятельностью, а непосредственно с жизнью города.
Конечно, Дума никогда не принимает позицию стороннего наблюдателя и использует все рычаги влияния на проблемные ситуации. Это письма во все инстанции, обращения, депутатские слушания, круглые столы, законодательные инициативы по внесению изменений в краевое и федеральное законодательство и другие способы привлечь внимание к проблеме и заставить ее решить.
Понятно, что за все годы работы отчитаться сложно, но давайте вспомним самые важные ваши решения по наиболее актуальным проблемам жизни города. Вот вы говорите, что один из рычагов влияния на проблему – письма и обращения. Насколько эффективным может быть такой «бумажный» способ?
Напомню проблему, которая перед нами стояла несколько лет назад. Сегодня об этом забыли, но тогда это была самая животрепещущая тема – вопрос о возможном участии Приморского края в пилотном проекте по введению социальной нормы потребления на электрическую энергию. Мы тогда направили ряд обращений, доказывая несостоятельность этого проекта. Представители Дальнегорска, в том числе и я, как председатель Думы, были включены в состав Общественного Совета при губернаторе Приморского края по изучению этого вопроса. По результатам работы Общественный Совет рекомендовал губернатору отказаться от участия в пилотном проекте и, прислушавшись к его мнению, Владимир Миклушевский принял именно такое решение.
А теперь давайте поговорим о проблемах текущего характера, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Депутаты, Дума принимают участие в их решении?
Конечно. На комитетах рассматривали вопросы санитарного содержания территории, работы административной комиссии. Об устройстве и работы городского рынка, проблеме отлова и содержания безнадзорных животных, поднимали вопросы водоснабжения жителей улиц Ватутина, Партизанской, Солнечной.
Так, по результатам обращения депутатов Думы ДГО к губернатору Приморского края по круглогодичному обеспечению горячим водоснабжением жителей городского округа был получен ответ, что «...проектом инвестиционной программы «Примтеплоэнерго» в сфере теплоснабжения на 2018– 2028 годы предусмотрено строительство новой угольной Центральной котельной и новой угольной котельной в микрорайоне Горелое. На реализацию этих мероприятий программой предусмотрено 1,317 млрд руб. за счет предприятия и частных инвесторов со сроком реализации в 2019-2023 гг.».
Вот еще пример: после того, как на конференции Дальнегорского отделения Всероссийского общества инвалидов была озвучена проблема с приобретением льготных проездных билетов, необходимых для поездок в Дальнегорск для приобретения руководителями первичных отделений общества в селах медикаментов, продуктов для инвалидов, – этот вопрос был решен председателем комитета по городскому хозяйству.
А помните, какой ажиотаж вызвало новшество в законе, касающееся формирования фонда капитального ремонта многоквартирных жилых домов?
Да, вопрос был важный, касался всех, и был населению не совсем понятен. По инициативе Думы в Дальнегорск были приглашены руководители государственной жилищной инспекции Приморского края и центра общественного контроля по вопросам ЖКХ для встреч с жителями, представителями обслуживающих организаций и органов местного самоуправления для информирования по вопросам капитального ремонта жилых многоквартирных домов. Руководитель государственной жилищной инспекции С. Мандрыко, напомню, по нашей просьбе на этой встрече предоставил информацию о последних изменениях в Жилищном кодексе РФ, о правах и обязанностях собственников жилья, полномочиях государственных органов жилищного контроля и др. Встреча с населением подтвердила актуальность проблемы капитального ремонта многоквартирных домов. Председатель координационного Совета центра общественного контроля ЖКХ ПК С. Садовой осветил подробно новую систему капремонта, дал разъяснения по нормативным документам. Дума не могла обойти вниманием такую актуальную проблему. И этими мероприятиями работа по вопросам капремонта не ограничилась...
Какие еще важные вопросы были подняты, решены с подачи дальнегорской Думы?
Мы всегда стараемся использовать для этого встречи с губернатором, вице-губернаторами, заседания совета председателей представительных органов городских округов и муниципальных образований. Депутаты неоднократно обращались к губернатору Владимиру Миклушевскому по вопросам, волнующим жителей, в частности, касающимся развития малой авиации, строительства мусороперерабатывающего завода и полигонов ТБО в Дальнегорске и селах Каменка, Рудная Пристань, Краснореченский; реконструкции участка краевой трассы Лидовка-Пластун; расчистки и укрепления русел рек на территории ДГО; ремонта поликлиники в Дальнегорске.
Дальнегорцы знают, что некоторые серьезные вопросы из этого перечня решены: центральная поликлиника переведена в отремонтированное здание, организовано регулярное авиасообщение. И мы рады, что внесли свою лепту в решение этих проблем.
Депутаты не могли остаться в стороне от проблем предприятий Дальнегорска, мы поддержали обращение АО «ГМК «Дальполиметалл», ООО «Дальнегорский ГОК», ООО «Форест-Карго» о создании пункта пропуска в морском терминале Рудная Пристань морского порта Ольга для захода судов под иностранным флагом. Если наше предложение будет поддержано, будет внесен заметный вклад в экономику этих предприятий, что позволит высвободить дополнительные средства на модернизацию и развитие производства, приобретение новой техники, создание новых рабочих мест.
Есть проблемы, решение которых сейчас на контроле у Думы? То есть те, что перейдут «по наследству» новому депутатскому корпусу?
На контроле сейчас решение краевых властей по нашему обращению «Об увеличении норматива по финансированию бесплатного питания обучающихся в начальной школе». А также социально значимый вопрос – сохранение филиала ДВФУ в Дальнегорске. По этому вопросу было получено положительное мнение губернатора, и это дает нам основание надеяться на то, что филиал будет сохранен.
Вы убедительно рассказали о возможности Думы влиять на жизненно важные вопросы, даже если они не касаются напрямую полномочий Думы, т.е. законотворчества. Но вот вопрос, касающийся именно полномочий Думы – организации работы органов местного самоуправления. Я говорю о порядке избрания главы муниципального образования. Сегодня главу избирают депутаты Думы, а не население. Вы считаете это правильным?
Я – за прямые выборы главы. Это всегда было моей позицией, я ее всегда отстаивала и никогда не меняла. В свое время я, исполняя полномочия главы города, сложила их ради того, чтобы население Дальнегорска могло выбрать главу прямым голосованием. И такие выборы состоялись в ноябре 2013 года.
Однако сегодня ситуация совсем другая. У населения нет права избирать главу прямым голосованием. Это прерогатива депутатов.
– Да, таков закон. Нравится он нам или нет – мы его обязаны исполнять. В Федеральное законодательство были внесены изменения, которые предусмотрели один из способов избрания главы – тот, что мы имеем сейчас. Право определить конкретный порядок избрания глав Федеральный закон отдал субъектам федерации. Согласно краевому закону, депутаты Думы избирают главу из кандидатов, представленных специальной конкурсной комиссией. Любой гражданин, достигший 21 года, может подать документы для участия в конкурсе.
Мы говорили с вами о том, что есть вопросы, которые являются прерогативой именно исполнительной власти, и депутаты не имеют права в них вмешиваться. Но ведь контролировать работу органов исполнительной власти имеют право?
Да, есть у Думы такая функция. У нас постоянно стоят на контроле вопросы благоустройства, ЖКХ, состояния дорог. Так, мы неоднократно заслушивали информацию и отчеты администрации Дальнегорска о реализации программ по ремонту дорог и улично-дорожной сети на территории городского округа. В вопросах разбирались основательно. Можно, конечно, поворчать, что Дума была слишком придирчива, но были моменты, когда выяснялось (согласно заключению строительного контроля), что работы, предусмотренные контрактом, выполнялись не в полном объеме. Вы думаете, это мелочи? Нет, не мелочи. Нарушение администрацией ДГО ФЗ-44 привело к тому, что за проведенный ремонт дорог в 2014 г. краевая администрация не выделила финансовых средств.
На заседаниях комитетов депутаты спрашивают с администрации города за качество исполнения полномочий. Были случаи, когда работа администрации ДГО по подготовке к зиме жилфонда была признана неудовлетворительной, строго спрашивали мы за отсутствие благоустройства, грязь и запустение в городе в весенне-летне-осенний период. И это не просто наше право – это наша обязанность!
Немало нападок было в адрес Думы из-за стадиона «Темп»...
Напомню, что проверка материалов, используемых для реконструкции стадиона, была инициирована Думой не по прихоти депутатов, а в связи с многочисленными обращениями граждан. Хочу обратить внимание на то, что мы не стали делать поспешных выводов и безосновательно обвинять администрацию города в нарушениях – заключение о неправомерности использования отходов горнорудного производства для строительных работ сделали не депутаты, а эксперты, специалисты. Обращу также внимание не только на экологическую, но и на финансовую составляющую этой проблемы: использование бесплатных отходов производства вместо сертифицированных строительных материалов, стоимость которых была заложена в смету. Это грубое финансовое нарушение. Куда, в чей карман пошли сэкономленные таким сомнительным способом средства? Разве депутаты должны были молча пройти мимо этих нарушений? Зачем вообще тогда нужна такая карманная Дума, которая будет молчать, закрывать глаза на нарушения закона и со всем соглашаться? А ведь стадион «Темп», его реконструкция – это прямая обязанность исполнительной власти! Стоило ли затягивать на такой долгий срок решение проблемы?
Жаль, что наш прекрасный город с его замечательными, талантливыми, энергичными людьми прославился политическими скандалами, экономическими преступлениями, разборками и конфликтами.
Завершается срок полномочий депутатов Думы шестого созыва. За 5 лет работы было принято около 700 решений по различным направлениям, касающимся нормативно-правовой деятельности, социальных вопросов, вопросов городского хозяйства и др. Я благодарю депутатов за конструктивную слаженную работу, ответственность и заинтересованное участие в работе Думы Дальнегорского городского округа. Депутатский корпус нашего созыва никогда не ставил во главу угла свою политическую принадлежность. Для нас существовала одна главная партия – это жители Дальнегорского городского округа. А новому, 7-му созыву желаю сделать все возможное для развития ДГО, для укрепления социальной стабильности в округе, продолжить начатые депутатами 6-го созыва дела на благо жителей нашего округа.