Кадры решают все | Дальнегорск Онлайн

Кадры решают все

Поводом для масштабной милицейской реформы, по словам Президента РФ Дмитрия Медведева, стали события и преступления, вызывавшие значительный общественный резонанс и оказавшие немаловажное влияние на снижение авторитета органов внутренних дел. "Все это свидетельствует о нарушениях в организации как работы самого министерства, так и в осуществлении надзора за его деятельностью со стороны органов прокуратуры", - отметил Президент.

Милиция, которая призвана защищать граждан от бандитского произвола, соблюдать законность, все чаще сама нарушает этот закон и совершает преступления. Поэтому неудивительно, что глава государства заявил о неэффективности работы милиции. Почти половина преступлений в стране остаются нераскрытыми, отметил он на очередной коллегии Генпрокуратуры. Кроме того, во многих случаях не соблюдаются правила приема и регистрации сообщений о преступлениях, как и сроки расследования, предусмотренные законом.

Несмотря на снижение количества преступлений за 2009 год почти на 7%, "криминальная ситуация в стране остается очень и очень сложной". В соответствии с законом "О прокуратуре РФ", генпрокурор России и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за законностью деятельности милиции, - напомнил он.

Поэтому совсем не случайным оказалось наше решение встретиться и побеседовать о реформе МВД с Павлом Зинченко, работавшим в свое время прокурором Дальнегорского района и знающим работу органов внутренних дел по собственному опыту.

Павел Илларионович Зинченко начинал работу в Приморском крае следователем в Дальнереченске, затем в аппарате прокурора края, с 1985 по 2000 годы был прокурором Дальнегорского района. В настоящее время находится на заслуженном отдыхе.

- Павел Илларионович, период вашей работы прокурором района совпал с неблагоприятным временем - началом перестройки.

- Нет, было благоприятное время. В 1985 году на государственном уровне были приняты меры по борьбе пьянством, вследствие чего наблюдалось снижение преступности. В 1987 году был зарегистрирован самый низкий показатель преступности, на уровне 120-130 преступлений в год. Резко упал травматизм, мелкое хулиганство - в общем, всё, что связано с антисоциальными проявлениями.

Потом кривая преступности поползла вверх. Буквально 2 года назад, по моим сведениям, количество зарегистрированных преступлений составляло почти в 10 раз больше.

- Хотя для всех очевидно, что регистрируются далеко не все преступления.

- Конечно, латентная (скрытая) преступность всегда была и есть. Случается, что не всегда потерпевшие обращаются в правоохранительные органы. А бывает, что милиция «отфутболивает» заявления граждан, уголовные преступления прячут за административными. Поэтому одна из функций прокурорского надзора - вскрытие подобных нарушений, соблюдение законности в интересах граждан.

- Сам собой напрашивается вывод, что чем больше преступлений. тем больший процент и их сокрытия.

- Вы знаете, меня очень поражает наш силовой блок - милиция, армия. Возьмем то же заявление министра МВД Р.Нургалиева о том, что за незаконные действия подчиненных будет отвечать начальник регионального управления. Это же прямой путь к сокрытию преступлений и правонарушений, совершенных сотрудниками милиции! Скажите, какой начальник захочет рисковать своим профессиональным ростом и званиями из-за неправомерных действий рядового участкового, инспектора уголовного розыска и т.д.? Если бы делали наоборот - поощряли начальника за раскрытие преступлений среди своих подчиненных, то, на мой взгляд, милиция через 3-5 лет стала бы совсем иной. Ведь то, что сегодня творится в милиции, не укладывается ни в какие рамки, на страницы газет, на экраны телевизоров попадает далеко не всё, а лишь то, что уже скрыть невозможно.

- Павел Илларионович, почему ситуация складывается таким образом? Почему милиция перестала пользоваться доверием и уважением со стороны рядовых граждан?

- Причин более чем достаточно. Например, работа с кадрами. Ведь раньше, если милиционер развелся с женой, то его увольняли из органов. Если судимости имелись у кого-либо из родственников, путь в милицию был заказан, а теперь даже сам сотрудник правоохранительных органов может иметь судимость. Моральному облику придавали первостепенное значение. Не так давно проходила информация в СМИ об одном милиционере, стрелявшем в граждан. В качестве оправдания прозвучала фраза: у сотрудника случился нервный срыв, потому что он жил на две семьи. Это нормально, на ваш взгляд? Что, его начальник не владел ситуацией? А если действительно не знал, то какой он начальник? Требования к моральному облику сотрудников внутренних дел очень снизились.

Другой момент. Не надо сбрасывать со счетов преступные сообщества, которые буквально взращивают свои кадры со школьной скамьи, внедряя их в дальнейшем в милицию, прокуратуру, суды. Двойная мораль в обществе, когда все продается и покупается, в т.ч. и должности, в конечном итоге отражается и на поведении сотрудников и выплескивается в виде таких неадекватных поступков, как дело майора Евсюкова. Стрельба в супермаркете - это итог вседозволенности и безнаказанности.

А заявление опять же министра МВД о необходимости самообороны против неправомерных действий сотрудника милиции? Уже заранее признается, что милиционер - представитель закона — может быть неправ и его действия неправомерны. Или выступление бывшего министра МВД, спикера Госдумы Б.Грызлова сразу после гибели Фотьянова, что это политическое убийство. Заранее задан вектор расследования. Почему молчит Генеральный прокурор, не дезавуирует такие заявления - прямой путь к вакханалии. Все зависит от подбора кадров.

После университета я работал следователем в милиции. Наш начальник РОВД ездил на «Жигулях», и невозможно было представить, чтобы кто-то из подчиненных позволил себе машину дороже, чем у начальника милиции. А вы посмотрите сегодня выставку машин возле с/к «Темп» по средам, когда у наших сотрудников ОВД проходит физ-подготовка! И все говорят, что в органах зарплата маленькая.

Или взять другой момент. Все знают, кто и кого «крышует». У нас город маленький, все на виду, а посмотрите, что делается в крупных городах - наркотики, проституция, азартные игры. Ели в начале перестройки этим занимались бандиты, то сегодня и милиция (конечно, далеко не вся) подобным не брезгует. Отсюда и недоверие к органам со стороны рядовых граждан.

- Павел Илларионович, что вы можете сказать по поводу критерия оценки работы милиции по числу раскрытых преступлений. так называемой «палочной системы»?

- Это было и раньше, хотя данная система показателей в работе неправильна по своей сути. Получается, что каждый отчетный период должен идти по нарастающей, что в корне неверно.

Можно много примеров приводить, но, на мой взгляд, главная и основная причина кризисного состояния органов внутренних дел - социально-экономическое состояние общества, отсутствие единой морально-нравственной, или, как сейчас говорят, национальной идеи. Посмотрите, какое расслоение среди населения: олигархи с их сверхдоходами - и основная часть населения страны, едва сводящая концы с концами. А бытие определяет сознание. И милиция - это часть общества, не всегда лучшая.

- Значит, вы считаете, что предполагаемая реформа МВД не даст ожидаемых результатов?

- Это все полумеры. Возможно. кто-то задумается, подтянется дисциплина, но кардинально ничего не изменится.

Вот на такой, не слишком оптимистичной, ноте закончился наш долгий (по понятным причинам далеко не все вошло в материал) разговор с бывшим прокурором Дальнегорска. И дело не только в политических взглядах моего собеседника. Просто бывших прокуроров не бывает, поэтому в силу своего опыта и знаний Павлу Илларионовичу горько видеть и осознавать последствия происходящего.

Стали свидетелем интересного события или происшествия в ДГО? Присылайте фото/видео на наш WhatsApp +7 914 672 83 19