Заявку в администрацию города на получение гранта по программе поддержки малого и среднего бизнеса может подать любой начинающий предприниматель. И за время действия программы в комиссию представлялось множество проектов, связанных с производством товаров, с бытовыми услугами, общественным питанием.
В 2016 году в числе заявок оказался проект индивидуального предпринимателя Натальи Игумновой по организации образовательной и коррекционной работы с дошкольниками, и этот проект по тематике выбивался из привычного ряда. К сожалению, проект не получил грант, но был отмечен как интересный и перспективный.
Финансовая поддержка для развития детского клуба «Росточек», организатором и руководителем которого и является Наталья Игумнова, была бы очень кстати. Но независимо от сложившихся обстоятельств, детский клуб планирует развиваться. Ведь есть самое главное – спрос со стороны родителей, заметные результаты у детей, а как следствие – уже сложившаяся хорошая репутация. В маленьком городе обмен информацией между людьми опережает даже официальную рекламу. Поэтому новичков на занятиях в детском клубе все время добавляется.
Идея открыть детский клуб возникла не спонтанно, а стала продолжением профессиональной деятельности. Наталья Игумнова – педагог дошкольного образования, с 19-летним стажем работы в муниципальных дошкольных учреждениях, в том числе в должности заведующей детским садом «Ручеек». Этот садик хорошо знают в Дальнегорске, поскольку это единственный детский сад, в котором ребятишкам оказывают специализированную логопедическую помощь, исправляя проблемы с речью. К сожалению, с изменением законодательства в сфере образования, подобные учреждения лишились своего коррекционного статуса. Наталья Игумнова успешно руководила коллективом детского сада 4 года, этого было достаточно, чтобы понять: административная работа – это не ее призвание. И хотя трудов было вложено много, и оставлять детский сад было жаль, она решила направить свою энергию в другом направлении. Открыла развивающие курсы для дошкольников. Первое время хватало небольшой арендованной комнаты, но когда количество учащихся увеличилось, потребовалось более просторное помещение и другой статус. Так осенью прошлого года в отдельном помещении в жилом доме по Осипенко, 13 появилась вывеска – Детский клуб «Росточек». В больших городах эта форма популярна уже давно, поскольку она позволяет совместить образовательные, развивающие и досуговые направления. И если родители хотят, чтобы дети получали качественное образование уже в дошкольном возрасте, форма детского клуба является для них оптимальной.
– Если говорить с позиций детской психологии, то основные психические процессы закладываются у ребенка уже в дошкольном возрасте, – отмечает Наталья Владимировна.
– В школе что-то исправлять будет сложно, поскольку важные зоны в голове ребенка, отвечающие за его развитие, блокируются, школьный материал усваивается с трудом, возникает негативное отношение к учебе. Детский клуб для дошкольников – это как раз та оптимальная форма, которая позволяет пополнять знания, развивать навыки учебной деятельности и социальную активность. Важно и то, что у ребенка формируется положительное отношение к информации, которая приходит извне. Он учится принимать ее, быть открытым для новых знаний. И еще очень важно, что формируется мотивация к успешности. В конце каждого занятия мы подводим итог, и каждый ребенок говорит: я сегодня молодец, потому что ... Вы не представляете, как трудно бывает детям сказать о себе «я молодец». Обычно в семьях взрослые считают своими главными задачами по отношению к ребенку – накормить, напоить, одеть, купить самое лучшее. А вот похвалить за что-то, привить ребенку чувство собственного достоинства – как-то не принято. Ребенок потрудился на занятии, хорошо поработал с материалом, хорошо выслушал инструкцию, хорошо сумел посчитать, хорошо поиграл в игру. Это его маленькие заслуги. И сначала он говорит «я молодец», а потом – «мне понравилось». Это означает, что у ребенка формируется положительная мотивация к учебной деятельности.
В детском клубе учебный материал подается в разных формах, в зависимости от его сложности, возраста детей, тех задач, которые ставят перед собой специалисты. Практикуются групповые и индивидуальные занятия, игровые тренинги. В любом случае в группе не более 10 ребятишек. Это позволяет уделить внимание каждому ребенку, а тем, кто слабее, оказать индивидуальную помощь. Как показательный пример – занятия по математике.
– По отзывам родителей тех ребятишек, которых мы выпустили в прошлом, позапрошлом году, в школе они успешно и с удовольствием занимаются математикой, потому что здесь получили базовые знания, – рассказывает Наталья Игумнова. – У нас своя, специально разработанная система преподавания. Мы не учим детей красиво писать и автоматически запоминать цифры. Но мы учим детей понимать, что такое число, и что такое цифра, понимать смысл знаков – больше и меньше, плюс и минус, и правильно оперировать ими. Для улучшения результатов, для осмысления всех этих понятий, мы используем игровые тренинги. В ходе тренинга каждый ребенок имеет возможность закрепить полученные знания опытным путем: превращаясь в какое-то число, он взаимодействует с другими числами в числовом ряду. При этом дети могут взаимодействовать как в числовом ряду, так и хаотично передвигаться. В этот момент ребенка можно остановить, задать вопрос относительно его числа, и он сходу выдает ответ. Правильный ответ – показатель того, что материал прочно усвоен. Интересные технологии практикуем в обучении грамоте – даем детям понятия звука, буквы, чем они отличаются. Дети уясняют, что буква – это знак звука, и в одной букве может быть даже 2 звука. Понятия, которые мы даем детям, порой даже родителей ставят в тупик. Учебная программа постепенно расширяется. В ближайших планах – открытие двух новых курсов. Один из них – «Строилки». Работа со строительным материалом – это развитие пространственного мышления, которое в том числе помогает усваивать математику, геометрию. В этом курсе – «Строилки» – будет собрано много хороших современных образовательных технологий, которые позволяют подключить внимание, воображение, логическое мышление, память. Курс будет доступен деткам с разным уровнем интеллекта и психических процессов.
К нам сейчас активно обращаются мамы с 2-3-летними малышами, поэтому у нас возникла идея запустить один курс – комплексное развитие для 2-3-летних малышей. Работа с детьми этого возраста в корне отличается от всех других. Особенность маленьких детей – это быстрое переключение внимания, неумение концентрироваться на одном виде деятельности долгое время. Соответственно, чтобы занятие прошло плодотворно и результативно, чтобы ребенок не устал, чтобы ему было интересно, нужно подобрать большое количество интересного, и занимательного материала. В настоящее время мы приобрели дидактический материал по методике Воскобовича, который поможем нам организовать работу с малышами на достойном уровне.
Все дети любят возиться с песком. Но в отличие от предыдущих поколений детей, которым был доступен только обычный песок в песочницах, у нынешних малышей выбор больше. Песок сейчас используют как материал в коррекционной работе. Только песок этот должен быть специальный – кинетический. На вид – самый обычный, коричневатый, на ощупь – плотнее обычного, а по своим свойствам этот песок просто чудодейственный. Дети, работая с таким песком, успокаиваются, их нервная система приходит в равновесие. А фигурки и постройки, которые вылепил ребенок, и их расположение в пространстве, о многом расскажут специалисту-психологу: какое место ребенок занимает в семье, как у него складываются отношения со сверстниками, какие проблемы зреют у него внутри. Коррекционная работа с использованием кинетического песка рассчитана не на один месяц. Но она для ребенка не утомительна, а хороший результат очевиден и для специалистов, и для родителей.
Проект, который Наталья Игумнова представляла на получение гранта, предполагал организацию коррекционной работы, но уже на другом уровне.
– Мы планировали на эти средства закупить оборудование по коррекции речи и психического состояния ребенка, – говорит Наталья Владимировна.
– Поскольку я работала в логопедическом детском саду, я представляю масштаб проблемы. Очень много детей нуждается в коррекции речи, но в обычных детских садах им оказать такую помощь не могут, нужны специалисты. Сейчас в России производится специальное оборудование, есть очень хорошие компьютерные программы. Если бы такие программы появились в Дальнегорске, проблем с речевым развитием детей стало бы меньше. Во-первых, программа дает возможность специалисту работать с детками совсем на другом уровне. Ведь когда ребенок занимается с логопедом, он испытывает колоссальную нагрузку – на мышцы лица, на дыхание. А эта программа эмоционально поддерживает ребенка, дает ему стимулы. Для ребенка такие занятия – это еще и увлекательная игра, в которой ему предлагается выполнить разные задания, если задание выполнено качественно, в конце его ждет сюрприз.
Подавая заявку на грант, мы планировали развиваться дальше, вырасти из детского клуба в образовательный центр, возможно, с получением образовательной лицензии. Планов на будущее много. Даже если и в этом году не удастся получить грант на развитие, мы все равно своего добьемся. Хотя это будет не так быстро, как хотелось бы.
В детском клубе «Росточек» в работе с детьми задействованы опытные специалисты: логопед, психолог, педагог по музыке и по вокалу. Процесс обучения приносит удовольствие не только детям, но и взрослым. Важную роль играет комфортная психологическая обстановка. С одной стороны, дети чувствуют себя раскрепощено. А с другой, они понимают, что пришли сюда с определенной целью, и это создает атмосферу некоего делового сотрудничества, самостоятельности. Между собой дети хорошо ладят. Они получают в детском клубе то, что специалисты называют термином «социализация».
– Первые занятия мы посвящаем знакомству, дети играют, обращаются ласковыми именами, – поясняет руководитель детского клуба. – После 2-3 занятий они уже друг друга ждут, встречают. Ребятишки становятся раскрепощенными, в любом обществе они чувствуют себя в своей среде. Бывает, что приходят дети с капризами, которые привыкли быть в своей семье в центре внимания. Через 2-3 месяца и у таких детей самооценка встает на место, они начинают прислушиваться к мнению окружающих, учитывать их интересы. К сожалению, реальность такова, что современные дети утрачивают навыки живого общения, они проводят много времени в телефонах, компьютерах. А наш клуб как раз и дает возможность общения. Бесспорно, в компьютеризации есть положительные моменты. С помощью компьютера можно реализовать обучающие программы. Но при этом должен присутствовать взрослый, который будет ограничивать информацию и контролировать время, которое ребенок проводит за компьютером.
Занятия в детском клубе проходят в определенные дни, по расписанию. Занятия платные, поскольку детский клуб по организационно-правовой форме – индивидуальное предприятие, которое находится на полной самоокупаемости, и соответственно, нужно платить заработную плату работникам, налоги-, арендные и коммунальные платежи. Родители могут оплачивать как каждое занятие в отдельности, так и покупать абонемент на месяц. Кстати, набор детей ведется не только к началу, но и в середине учебного года. К примеру, сейчас как раз набирается новая группа по математике.
Хотелось бы, отмечает Наталья Владимировна, чтобы в городе было единое образовательное пространство, хотелось бы больше взаимодействовать со школами и детскими садами. Ведь детский сад и детский клуб – не конкуренты. У них общая задача-обучение, воспитание детей.
Название у детского клуба символичное. Росточек – маленькое растение, а что из него вырастет – зависит от условий, от внимания, ухода и любви. То, что вложено в ребенка с раннего возраста, и даст со временем свои плоды. И это единственная инвестиция, которая не подвержена инфляции или переменам.