1 сентября в школах вновь зазвучат детские голоса, прозвенит первый, после летних каникул, звонок. Для первоклассников этот школьный звонок ознаменует начало большого пути, для выпускников – очень важный период, в финале которого предстоят экзаменационные испытания, для учащихся других классов он станет очередным шагом к знаниям. Учебный год начинается и в дошкольных учреждениях, и в учреждениях дополнительного образования. Как подготовились учреждения к новому учебному году? Насколько материально-техническая база в системе образования соответствует требованиям времени? Какие результаты показывают дальнегорские школьники? Об этом накануне учебного года рассказала начальник управления образования администрации Дальнегорского городского округа Анна АВЕРЬЯНОВА.
– Анна Михайловна, образовательные учреждения живут по особому календарю – новый год для них начинается не 1 января, а 1 сентября. Как вы оцениваете готовность школ и детских садов к новому учебному году? Сколько школьников и дошкольников начнет этот учебный год?
– Закончились летние каникулы, образовательные учреждения готовятся встретить детей. 1 сентября двери наших школ распахнутся для 4620 учащихся, в том числе впервые школьный звонок прозвенит для 489 ребятишек. Особо отмечу, что в этом году численность первоклассников больше, чем в предыдущие годы, на 100 человек, т.е. в среднем на 4 класса. К сожалению, количество детей в дошкольных учреждениях уменьшается. Если на конец этого учебного года дошкольные учреждения посещали 2304 ребенка, то 1 сентября начнут учебный год 2278 дошкольников. Это связано с некоторым падением рождаемости в городском округе.
С другой стороны, при такой ситуации достаточно свободных мест в детских садах, поэтому кто желает устроить ребенка в дошкольное учреждение, можно встать в электронную очередь в МФЦ и затем у нас в управлении образования получить путевку.
Приемка образовательных учреждений прошла в намеченные сроки. В этом году в вопросе подготовки школ к новому учебному году мы как никогда почувствовали поддержку администрации города и депутатского корпуса, поскольку из бюджета на эти цели было выделено 29 млн. рублей. Конечно, частично это были федеральные деньги на ликвидацию последствий тайфуна «Лайонрок» (5 млн. рублей) и краевые средства по программе ремонта сельских спортивных залов (в пределах 3 млн. рублей). О последнем хотелось бы сказать особо.
Благодаря этой программе мы сможем улучшить условия занятий физической культурой в сельской школе № 7 с.Каменка. Капитальный ремонт спортивного зала включает замену полового покрытия, установку современных душевых кабин, наладку освещения в спортивном зале. Для Каменки ремонт спортивного зала очень важен, поскольку в селе нет клуба, и вся спортивная, творческая жизнь сосредоточена в школе. Поэтому в школу дополнительно выделяется ставка педагога дополнительного образования, для организации занятий детей в кружках и секциях. Сумма 29 млн. рублей включала в том числе 500 тыс.рублей на приобретение хозтоваров для нужд детских дошкольных образовательных учреждений. Благодаря этому мы ушли от вопроса повышения родительской платы, и все деньги, которые оплачивают родители за ребенка (2200 рублей) будут тратиться только на питание. Благодаря бюджетному финансированию удалось также построить новые павильоны в тех детских садах, где их не было. Это детские сады №№ 33 и 1, сейчас здесь на участках появились современные красивые теневые навесы. В этом году удалось, наконец, закончить ограждение школ №№ 8 и 25 и отремонтировать в них спортивные залы. Нам удалось приобрести новое технологическое оборудование для пищеблока в школу № 3 с.Рудная Пристань. Попутно отмечу, что в прошлом году школа сильно пострадала во время тайфуна «Лайонрок», и в этом году выполнен большой объем восстановительных работ: заменены окна на пластиковые, отремонтирована кровля.
Практически во всех учреждениях образования обновилась школьная мебель. Хочется сказать огромное спасибо своим коллегам, потому что усилиями коллективов образовательных учреждений даже солидные по возрасту школы обретают «второе дыхание». Например, старейшая школа № 1 сейчас заканчивает обязательные конкурсные процедуры по 44-ФЗ, к октябрю здесь будут установлены пластиковые окна, новый узел учета тепловой энергии, в ряде кабинетов появятся новые светодиодные светильники, которые соответствуют требованиям СанПИН и при этом экономичны.
По результатам приемки можно сказать, что в школах и в детских садах на сегодняшний день созданы наиболее комфортные условия, а если и были замечания, то они либо незначительны, либо касаются мероприятий, которые уже запланированы на будущее. Так, в программе развития системы образования были предусмотрены мероприятия по установке фотолюминесцентной эвакуационной системы. Но на оснащение всех образовательных учреждений требуется порядка 18 млн. рублей, поэтому такие эвакуационные системы установлены пока в 6-и учреждениях, остальные будут оснащаться поэтапно. Прозвучало замечание, что не во всех образовательных учреждениях на окнах есть солнцезащитные занавеси (жалюзи), думаю, мы это исправим. Было замечание по освещению в детских садах. Но новые светильники уже закуплены, обслуживающее учреждение постепенно их установит. Хочется отметить детские сады, в которых особенно изменился внешний вид территорий: №№ 2, 31, 29 «Надежда», № 5 с.Краснореченский. Вообще все дошкольные учреждения по результатам проверки оставили прекрасное впечатление. Коллективы детских садов заранее объявляли конкурсы на обустройство участков, игровых комнат, спален, туалетных комнат, раздевалок. И все детские сады, не только педагогическим, но и родительским составом проявили творчество, хорошо поработали. Огромное спасибо и школьным учреждениям. Школа № 17 «Родник», где появился дополнительный первый класс, сделав внутреннюю перепланировку, оборудовала еще два классных помещения. Продолжает преображаться и вышедшая из капитального ремонта школа № 2, и школа № 25, и школа № 8, которая медленными шагами, но идет к созданию комфортных условий, и там тоже в этом году дополнительно набрали первый класс.
– Вы упомянули о том, что выросла численность учащихся в городских школах. А как обстоят дела в селах? Ведь в условиях подушевого финансирования учреждений численность учащихся имеет большое значение…
– Увеличилось количество учащихся не только в городских, но и в школах № 5 с.Краснореченский, № 3 с.Рудная Пристань, пусть и незначительно. На прежнем уровне осталась численность учащихся в школе № 12 с.Сержантово. К сожалению, две малокомплектные школы не выдерживают конкуренции (школа № 7 с.Каменка и № 16 с.Тайга), в каждой из них численность составляет в пределах 90 детей. В школе Тайги в этом году не будет ни 10, ни 11-го класса, поскольку нет учащихся этого возраста. Но это не говорит о том, что школа перейдет на какую-то другую форму обучения или реорганизуется. По перспективному планированию, в следующие годы 10-й класс там появится. Все школы будут работать в прежнем режиме. Ни детские сады, ни школы реорганизации подвергаться не будут. Сеть будет сохранена полностью, и будет развиваться.
– Обеспечены ли наши школы педагогическими кадрами? В достатке ли учителей-предметников? Есть ли приток молодых специалистов?
– На сегодня кадровый вопрос, наверное, самый сложный. У нас не хватает учителей английского языка – в школе № 7 с.Каменка и в школе № 21, да и практически в каждой школе педагоги работают с большой нагрузкой. Ощущается нехватка преподавателей русского языка, математики. На сегодняшний день средний возраст педагогов составляет 52 года. К сожалению, молодых педагогов в этом году не прибавилось. Будем связываться с институтами, будем вести активную профориентацию, готовить кадры. Эта проблема стоит повсеместно. Недобор абитуриентов ощущается и в школе педагогики ДВФУ. Наверное, это связано с падением престижа педагогической профессии. В каждом учреждении хотелось бы иметь психолога с базовым образованием. К сожалению, не получается, опять же по причине дефицита кадров. Но есть у нас и положительные моменты. В прошлом году при школах появились службы медиации. Для того, чтобы они работали эффективно, мы приняли в штат управления образования еще одного психолога, который и будет координировать эту деятельность. Психолог появился также в школе № 8. Думаю, это поможет уйти от конфликтных ситуаций в детской среде, при необходимости нормализовать обстановку. Набирает обороты и внедрение стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья. Определены базовые школы №№ 2, 17, 25, все они оборудованы пандусами, созданы специализированные кабинеты. В этом учебном году планируем вступить в программу создания доступной среды в дошкольных образовательных учреждениях, выделяем 3 базовых детских сада. Но уже сейчас часть детских садов движется в этом направлении – прекрасная сенсорная комната появилась в детском саду № 30. Большие планы есть в отношении Центра детского творчества. В прошлом году здесь открылся кружок робототехники, набор в него продолжается, это очень перспективное направление. Из городского бюджета Центру детского творчества были выделены дополнительные средства на приобретение интерактивной песочницы, это очень интересная для детей форма познания окружающей природы. Также планируем развивать программы дополнительного обучения для взрослых. Это может быть компьютерная грамотность, поделки из глины, бисера, уроки дизайна и прочее.
– В системе российского образования поставлена задача, чтобы все школьники учились в первую смену. Насколько к выполнению этой задачи близки дальнегорские школы?
– Мы надеялись решить эту задачу за два года. Но в связи с увеличением численности школьников, срок, похоже, сдвигается. На конец учебного года в две смены занимались четыре образовательных учреждения: №№ 2, 17, 1, и 21. Школа № 17, как я уже говорила, оборудовав еще два кабинета, перешла на обучение в одну смену. Школа № 2 с численностью 900 учащихся не может заниматься в одну смену в том числе из-за того, что в школе только один спортзал для занятий физкультурой. Руководство и коллектив учреждения нашли выход в том, что вторая смена начинается в 11 часов, и соответственно, уроки заканчиваются не так поздно. Однозначно будет заниматься пока в две смены школа № 1 – по площади школа маленькая, а численность учащихся в этом году увеличилась еще на один класс. Серьезный вопрос со школой № 21, где просто колоссальная переполняемость. Мы возлагаем надежды на ремонт здания бывшей школы № 2, чтобы перевести туда начальную школу № 21 и, возможно, какие-то классы из основной школы. В этом году, к сожалению, вступить в краевую программу капитального ремонта не удалось, обязательно попытаемся в следующем году.
– Как организовано питание детей в школах и детских садах? Есть ли сегодня нарекания со стороны родителей, и насколько эффективным был переход на единое меню в детских садах?
– По результатам соответствующего конкурса, в школах питание организует ИП Кононенко. Надо сказать, что жалоб на качество школьного питания ни от родителей, ни от руководителей учреждений никогда не поступало. А с дошкольным питанием были разные моменты. Введение во всех образовательных организациях единого меню и переходом на выполнение норм по калорийности, по содержанию в рационе достаточного количества овощей вызвало вопросы и сомнения у многих родителей. Если говорить откровенно, сейчас мало найдется семей, где детей кормят по всем нормам здорового питания. Все мы родители, все мы загружены на работе, и в основном готовим дома еду из полуфабрикатов. Поэтому хотя бы в учреждении ребенок должен питаться правильно. Невысокая родительская плата (а она действительно невысокая при существующих ценах), не позволяет нам включать в меню такие овощи, как капуста брокколи, цветная капуста, кабачки, баклажаны, поэтому в рационе детей присутствует обыкновенная капуста, свекла, морковь, лук. Но по витаминам, микроэлементам эти овощи сопоставимы. Какое-то время к единому меню привыкали не только родители, но и коллективы учреждений. На сегодняшний день, и на это обратила внимание приемочная комиссия, питание в детских садах разнообразное и вкусное. Обращаем мы внимание и на режим питания.
При 12-часовой работе учреждения дети должны получать пищу через каждые 3 часа. Поэтому ужин в детских садах был перенесен на более позднее время – на 18 часов. Такой режим тоже уже стал привычным.
– В разговоре мы больше уделили внимание материально-технической базе учреждений. Но основной показатель все-таки качество знаний учащихся. Каковы результаты дальнегорских школьников в прошедшем году?
– В прошедшем году наши учащиеся показали хорошие результаты и по Единому государственному экзамену, и по итоговой аттестации 9-классников. Все дети участвовали во Всероссийской проверочной работе, которая теперь будет проходить ежегодно и позволяет оценить качество знаний. В этом году результат Всероссийской проверочной работы по Дальнегорскому городскому округу превзошел даже среднероссийский критерий, практически по всем предметам. В связи с этим на прошедшей краевой августовской конференции Дальнегорску было уделено особое внимание. От нашего городского округа в конференции участвовали методисты учебно-методического центра Наталья Юрьевна Калинина и Ольга Владимировна Чехова, директор школы 17 «Родник» Елена Константиновна Борзенкова и я как начальник управления образования. Мы представляли свой опыт работы по муниципальной оценке качества образования, которая практикуется с 2009 года. Результат этой работы – довольно объемный справочник «Информация для анализа и работы», т.е. эта информация используется для оценки образовательных учреждений. В регионе такая система пока не выстроена. Поэтому институт развития образования, который занимается повышением квалификации и переподготовкой педагогических кадров, намерен заключить с нами договор на предмет развития муниципальной оценки качества образования.
Пользуясь случаем, хочу поздравить всех с Днем знаний, пожелать успехов, творчества, оптимизма, развития, а детям – с хорошим настроем начать учебный год.