Сборник задач по оптимизации | Дальнегорск Онлайн

Сборник задач по оптимизации

Вообще-то, оптимизировать - не значит обязательно закрыть или уменьшить. Под оптимизацией применительно к школьным и дошкольным учреждениям обычно понимают рациональное распределение финансовых и других ресурсов на определенной территории, позволяющее обеспечить доступность и качество образования. Более того, закон «Об образовании» дает право муниципальной власти поддерживать и содержать школы, дать образовательному учреждению статус малокомплектного городского. Да, администрация ДГО школы финансирует, но лишь исходя из скудных возможностей местного бюджета.

В последнее время по поводу оптимизации системы образования в городе ходит множество слухов и домыслов. Об этом идут разговоры на улице и работе, звонки в редакцию в изрядном количестве... А потому вопросы наших читателей мы адресовали начальнику городского отдела народного образования Сергею Абрамову.

- Сергей Иванович, осенью 2009 года, при принятии бюджета ДГО на 2010 год депутатам Думы был представлен план оптимизации расходов бюджетных учреждений. В котором, в частности, значилось объединение школ №№ 2 и 27. От этой идеи уже отказались?

- Действительно, в плане оптимизации объединение школ №№ 2 и 27 значилось. Но решение было изменено по двум причинам. Во-первых, Президент РФ объявил 2010 год Годом учителя. Во-вторых, осенью пройдут выборы в Думу ДГО, и кандидаты в депутаты наверняка будут пытаться заработать на объединении школ политический багаж.

23 апреля при губернаторе Приморья Сергее Дарькине состоялось совещание глав муниципальных образований. Рассматривались на нем серьезнейшие вопросы, в т.ч. неэффективное использование субвенций в образовательных учреждениях края. Сумма неэффективно используемых средств составила 900 млн.рублей, из которых 82 млн.рублей приходится на Дальнегорский городской округ. Поэтому нам в срок до 30 мая необходимо было предоставить в департамент образования администрации края план мероприятий по устранению замечаний.

Львиную долю из этих затрат составила заработная плата работников дошкольных учреждений. Сегодня эта проблема решена следующим образом - детские сады стали функционировать самостоятельно. Если говорить о школах, то мы провели анализ эффективности использования ими средств. Взять сельские малокомплектные школы. Такова МОУСОШ № 7 в Каменке, но село значительно отдалено от других населенных пунктов, и поэтому в любом случае школа будет работать. То же можно сказать и о школе № 16 в Тайге. Сегодня в ней занимается чуть более 100 человек, но вопрос о ее реорганизации путем присоединения к другому образовательному учреждению не ставится.

Как известно, финансируются школы за счет местного бюджета и субвенций из бюджета краевого. Сбоев у нас нет, педагоги своевременно получают заработную плату. С 1 сентября мы выведем из оплаты за счет субвенций воспитателей групп продленного дня. Учитывая пожелания пап и мам, «продленка» в школах останется, но финансироваться она будет за счет родительской платы.

- Какова судьба гимназии «Исток»? Ее переведут в здание школы № 27. вовсе закроют или оставят все как есть?

- Из числа неэффективно используемых средств на гимназию «Исток» приходится более 2 млн.рублей. Постановлением Министерства образования № 1313 от 2008 года установлена специальная методика расчета, в соответствии с которой на 1 учителя должно приходиться 15 учеников. В гимназии «Исток» по этому параметру самый низкий показатель в ДГО - 6,6 учеников на учителя. И еще один важный момент: наполняемость в школах должна составлять 25 человек в классе, на что было еще раз указано в протоколе совещания, прошедшем при губернаторе 23 апреля. К сожалению, в гимназии «Исток» обучается 11 человек в 10-м классе, 15 учеников в 9-м и т.д. Фактические затраты на школьника в год - 55 606 рублей, т.е. самые высокие в ДГО. Есть и вопросы по родительской плате, составляющей более 20 тыс.рублей в год. Я считаю, что это неправильно. Ведь родительскую плату мы не имеем права тратить на выполнение государственного образовательного стандарта. Скажем, во Владивостоке есть гимназия, в которой папы и мамы несут лишь небольшие затраты на оплату дополнительных занятий ребят, и не более того.

Не так давно прошло расширенное совещание с участием родителей школьников, членов правления. По его итогам была создана рабочая группа, которая будет заниматься устранением замечаний. Для того, чтобы гимназия 1 сентября начала учебный год, необходимо привести в соответствие показатели наполняемости классов и количества учеников, приходящихся на одного учителя. Действительно, сегодня «Исток» не имеет технических условий для того, чтобы в классе сидело по 25 человек. Поэтому правлением гимназии было принято решение о составлении проектно-сметной документации на перепланировку с целью расширения помещений.

- Как сообщили наши читатели, школа № 8 вскоре будет закрыта. Соответствует ли эта информация действительности? Если да. то почему принято такое решение?

- Сумма неэффективно используемых средств краевой субвенции по школе № 8 составляет 932 тыс.рублей, а на одного учителя в ней приходится 12 учеников. В принципе, до 1 сентября есть пути решения проблем, и вполне по силам привести в соответствие этот показатель. Вот простой пример: допустим, что учитель преподает 2-3 часа черчения, при этом значась как единица. Я считаю, что держать педагога на такое время нет смысла - нагрузка должна составлять от 18 часов в неделю. Администрация школы могла бы решить эту проблему, переориентировав педагогов на преподавание других дисциплин.

Фактические затраты на одного ученика в год в МОУСОШ № 8 составляют 47 198 рублей, что является вторым показателем в ДГО после гимназии «Исток» (в школе № 25 - 29 584 рубля). Работает она в одну смену, а во вторую площади не используются. Более того, школа № 8 платит за коммунальные услуги 4268 тыс.рублей, что является очень серьезной суммой. Да, МОУСОШ № 8 в контингенте в последние годы не падает, и количество учеников держится на уровне около 400 человек. Никаких претензий в этом плане к руководству школы нет. Но в нынешних условиях городскому бюджету платить за содержание более 4 млн.рублей слишком накладно. Поэтому главой ДГО было дано указание подготовить экономические расчеты по переводу учеников в школу № 25, и мы их подготовили. МОУСОШ № 25 вполне сможет вместить 950 человек. Когда-то в ней училось 1500 школьников. В случае, если бы объединение произошло, необходимо предварительно провести целый ряд мероприятий, в т.ч. восстановить уличное освещение. Ведь, согласно расчетам, 1-2-е классы учились бы в первую смену, а 3-4-е - во вторую. Конечно, значительно увеличивается расстояние от дома до школы. Но нужно понимать, что в школу № 1 дети ходят из Шубинки, а в краснореченскую - с отдаленных улиц Лесной и Горной, а если взять руднопристанскую...

Также главой ДГО в соответствии с законом «Об образовании» было дано задание создать экспертную группу, которая проведет экспертизу и ответит на вопрос, есть ли сегодня основания для реорганизации путем слияния школ №№ 8 и 25. 10 июня будет принято окончательное решение.

- Перейдем к сельским школам. Объединение МОУСОШ № 7 с.Каменки с детским садом все еще значатся в планах?

- Каменская школа в настоящее время полупуста, ведь в ней обучается всего около 100 учеников. Чтобы перевести детский сад в здание школы № 7, отделу архитектуры дано задание провести экспертизу, изучить технические возможности соответствия такого соседства санитарным нормам. Ведь детям необходимо создать все необходимые условия: туалеты, раздевалки, игровые комнаты... Если окажется, что возможность есть, то следующим шагом будет составление проектно-сметной документации.

- В прошлом году была закрыта школа № 18 д.Мономахово. Как спустя год вы оцениваете это решение? Верным ли оно было?

- Вопрос о закрытии школы № 18 поднимался в течение последних 12 лет. Все финансово-экономические и нормативные показатели говорили не в ее пользу. Считаю, что мы привели все в соответствие с законодательством. Был организован подвоз детей. А главное, они получили гораздо лучшие условия обучения в школе № 12, в которой имеется современное оборудование, хорошая спортивная база и т.д. Не хочу сказать, что в мономаховской школе было совсем плохо, но в сержантовской все-таки лучше. Кроме того, мы трудоустроили большинство педагогов, работавших в школе № 18.

- За последние 10 лет в Дальнегорском городском округе были закрыты школы «Родник». №№ 4. 11. 18. учебно-производственный комбинат, детские сады... Не слишком ли много учреждений мы теряем?

- Действительно, в настоящее время при отделе образования существует очередь для устройства ребенка в детский сад. Причем основной контингент - дети в возрасте от 1,5 до 2,5 лет. На наш взгляд это происходит потому, что многие родители, имея возможность посидеть с ребенком, чтобы он окреп и меньше болел, стараются выдержать этот период дома. Ну а затем считают, что пора определить его в дошкольное учреждение.

Еще одна проблема Дальнегорска в том, что родители занимают места в детских садах, но по разным причинам малыши учреждения не посещают. Многие молодые люди уезжают во Владивосток, другие города края. В силу своей занятости и невозможности устроить детей возле себя, отправляют малышей к бабушкам и дедушкам в наши дошкольные учреждения, регулярно забирая его к себе на время. При этом место в детском саду за ребенком сохраняется, а оплаты за это нет. Сегодня ежедневно в ДГО около 300 детей садик не посещают. Да, есть объективные причины, болезни, например. Но мы дали твердое указание заведующим детских садов требовать медицинские справки. Наша задача состоит в том, чтобы навести порядок в системе дошкольных учреждений. Например, в Арсеньеве постановлением главы установлено, что родители должны в случае неуважительной причины отсутствия ребенка вносить плату в полном объеме. У нас же мамы и папы этого не делают.

Говорить о том, что у нас нет площадей для полного выполнения социального заказа по дошкольному образованию, нельзя. Ведь в существующих детских садах вполне можно открыть дополнительные группы, и мы вышли с таким предложением в администрацию ДГО, на что получили справедливый ответ: «Сначала наведите порядок!» И мы это обязательно сделаем.

Когда закрывается школа - это плохо. Я прекрасно понимаю население, в т.ч. пенсионеров и ветеранов. Например, Валентина Михайловича Чернышова, который в свое время за 16 лет руководства городом многое сделал для открытия новых садов и школ. Сегодня же пришло время закрывать школы - к сожалению, такова действительность нашего городка с нестабильной производственной инфраструктурой.

Если говорить о «Роднике», то всего несколько лет назад, в момент его объединения со школой № 17, получилось 750 учеников. Сегодня же их в МОУСОШ № 17 «Родник» всего 390. Кто бы сегодня учился в «Роднике»?

В школе № 11 на момент закрытия обучалось всего около 280 человек, и ежегодно убавлялось в среднем по 50 учеников. Причем в школе № 27 также отмечалось резкое падение численности учащихся. После слияния учебных заведений в школе № 27 оказалось около 750 человек. В настоящее же время их в МОУСОШ № 27 «Гелиос» всего 472.

Учебно-производственный комбинат в свое время был необходим для города, для детей, осваивающих профессии. Но на момент его закрытия успешно работали и ГПТУ № 25 и ТУ № 39. Затраты из бюджета на содержание УПК были сумасшедшими, а эффективности не было. Сегодня есть ему альтернатива в виде технического лицея № 39, который вполне может восполнить потребности города.

Если говорить о закрытии д/с № 20, то, переведя детей в д/с № 33, сделали в нем новую шатровую крышу. Кроме того, отдел образования долго «кочевал» по разным местам. Сейчас в здании бывшего д/с № 20 находится МУ «Обслуживающее учреждение», все подразделения отдела образования. Здесь созданы прекрасные условия для педагогов городского округа, именно здесь расположен пункт приема и обработки информации ЕГЭ, и в одном здании единым комплексом решаются любые проблемы - методические, организационные, финансовые... Далеко не каждое муниципальное образование края имеет такую мощную методическую инфраструктуру.

- Сколько школ, по вашему мнению, необходимо сейчас иметь городскому округу чтобы, с одной стороны, не тратить лишних денег, а с другой - все дети были бы довольны и счастливы?

- По моему мнению, не сегодня, так завтра придет время, когда в м/р Горбуша будет работать одна школа. Можно было бы осуществить объединение и сейчас, но все-таки делать это рано. С одной стороны, коллектив МОУСОШ № 8 работоспособный и результативный. Но при этом во 2-ю смену школа пустая - воздух отапливаем... Что касается центра города, то обязательно что-то нужно будет делать в плане оптимизации расходов, ведь количество учеников неуклонно падает с каждым годом.

Стали свидетелем интересного события или происшествия в ДГО? Присылайте фото/видео на наш WhatsApp +7 914 672 83 19