Учительница первая моя | Дальнегорск Онлайн

Учительница первая моя

Думается, редко, кто не помнит свою первую школьную учительницу. Придя в 1-й класс, мы во все глазенки смотрим на незнакомую пока тетю, но, только повзрослев, понимаем роль этого человека в нашей судьбе. В памяти сохраняются незначительные, казалось бы, эпизоды, повлиявшие, однако, на формирование личности и характера.

Как важно, чтобы влияние педагога на ребенка было позитивным (я не имею в виду отсутствие строгости и наказаний), потому как не всегда дети получают должное воспитание в домашних условиях, что в наше время, к сожалению, встречается весьма часто. Ну и, конечно же, от первого учителя во многом зависит дальнейший интерес ребенка к учебе.

Педагогический стаж Алены Васильевны Паныпиной, учителя начальных классов школы № 21, насчитывает без малого четверть века. Но я этого даже не предположила, увидев красивую, молодую женщину. В начале нашей беседы я попросила Алену Васильевну рассказать немного о себе и выборе профессии.

- Я родилась в селе Яковлевка Приморского края, там же окончила среднюю школу в 1984 году. Сразу поехала поступать в Уссурийский педагогический институт, но в этом городе мне стало как-то одиноко и, еще не сдав все экзамены (хотя сдавала неплохо), решила уехать в Спасск, пойти учиться в педагогическое училище. Окончила его в 1986 году и по распределению прибыла вместе с подругой в Дальнегорск. В те годы считалось престижным попасть сюда, равно как и во Владивосток. С 15 августа приступила к работе в школе № 25.

Мой выбор профессии был определен, пожалуй, примером нашей первой учительницы Тамары Андреевны Тарасовой. Вообще в то время многие девочки хотели стать учительницами. Мы очень любили играть в школу, помню, у нас доска была и настоящий классный журнал (правда, не знаю, откуда он взялся у одной из подружек), по очереди диктовали друг другу диктанты или задавали задачи (каждая вела какой-нибудь предмет), выставляли оценки. Когда я была "учительницей", то надевала мамины туфли на каблуках. Еще у меня есть младшие брат и сестра, и они, разумеется, тоже были вовлечены в игру.

- А какой оказалась настоящая работа?

- Я начинала под руководством замечательного директора школы № 25, прекрасной женщины Людмилы Борисовны Тихоновой. Причем, что удивительно, мне не исполнилось еще 18 лет, а уже доверили вести 1-й класс - 38 ребят, это была огромная ответственность. Моим наставником стала Людмила Петровна Лылова, учитель начальных классов.

О коллективе школы № 25 остались только самые приятные воспоминания. С теплым чувством и большим удовольствием вспоминаю свой самый первый класс, очень благодарна родителям, ведь я тогда пришла совсем молоденькой девчонкой, и они мне помогали во всем. Сейчас, по истечении времени, когда мы иногда встречаемся, нам есть о чем поговорить, как старым друзьям.

7 лет я работала в школе № 25, после чего, в силу семейных обстоятельств, по месту жительства перешла в школу № 21. Рада, что попала в замечательный коллектив, приятно работать с людьми, мы с коллегами в любую минуту можем прийти друг другу на помощь.

Сама начальная школа нравится тем, что располагается в отдельном здании, это очень комфортно для детей, им легче адаптироваться в кругу сверстников. К тому же территория бывшего детского сада - прекрасное место для игр, отгороженное, в стороне от дороги. Поэтому многие родители стремятся именно сюда определить своих детей.

- Алена Васильевна, вы помните ваших воспитанников?

- Да, выпусков было немало, среди них есть и медалисты, чем я очень горжусь. С удовольствием вспоминаю моих ребят, причем больше даже непосед, хулиганистых. Был у меня мальчик, Денис Мурзин, сейчас он учится в мореходном училище в Находке и собирается идти в кругосветное путешествие на знаменитой "Палладе", хотя в начальной школе был настоящим сорванцом.

- Наблюдаются ли изменения в разных поколениях детей?

- Да, заметно. Раньше и родители более серьезно относились не только к своим детям, родительским обязанностям, но и к школе в целом, к учителям. Со временем начала проявляться какая-то вседозволенность, больше стало встречаться психически неуравновешенных детей. Полагаю, это произошло в связи с переменами в нашей стране, общим упадком уровня жизни населения, подменой нравственных приоритетов. В семьях на первый план вышел материальный аспект или устройство личной жизни родителей, а ребенок тем временем остался за пределами первоочередных интересов. Очень часто детей воспитывают бабушки и дедушки, что приводит к чрезмерной опеке и избалованности. Ребенок думает: школа - это развлечение, а сталкивается с тем, что есть не только "хочу", но и "надо", поэтому нет настроя на учебу, мотивации и да^се гордости, как раньше было: "Я теперь школьник". Кроме того, у родителей нет заинтересованности в том, кем в дальнейшем станет их ребенок, будет ли он успешен или нет. А молодые родители, которые сами-то еще дети, вообще особой ответственностью не отличаются.

- И вы часто с этим сталкиваетесь?

- Приходилось. Но в данный момент у меня 3-й класс, в котором, в общем-то, нет подобных проблем, нет детей из семей группы риска. Конечно, у каждого из ребят свой характер, и с ними бывает по-разному - то урок проходит на одном дыхании, и они даже разочарованы: "Как, уже все?", а то по-другому: сложная тема, не все могут высидеть урок, внимательно выслушать и понять. Не без того, чтобы я кого-то поругала. Потом спрашиваю: "Ну что, не повезло вам с учительницей? Ругаю вас". Отвечают: "Нет, повезло".

(В отсутствие Алены Васильевны дети, как могли, выразили свою любовь к ней: "Она добрая, красивая, умная").

С нашими родителями мы часто беседуем о воспитании, даже касаемся учебной программы - разбираемся в уроках по русскому языку, решаем задачи, чтобы можно было дома детям помогать.

- Насколько подготовленными сегодня дети приходят в школу?

- Сталкиваюсь с тем, что малышей-детсадовцев сейчас учат и писать, и задачи решать. Зачем? Буквам и цифрам, писать и считать мы в школе научим. Хочется, чтобы дети лучше владели речью, знали больше слов и их значение. Помню, пришлось идти на кухню за ситом, объяснять ребятам, что это такое и для чего используется. Раньше дети знали и пересказывали многие сказки, а сейчас совсем мало тех, кто сможет описать картинку с использованием прилагательных. С детьми надо чаще говорить, общаться на разные темы, больше им читать, а не оставлять у телевизора или компьютера. Вместо письма пусть лучше ребенок просто научится правильно держать карандаш, рисовать, заштриховывать, работать с мелкими предметами, ножницами, т.е. нужно развивать мелкую моторику рук. Все вместе это развивает воображение, память, мышление, внимание.

- Алена Васильевна, вы нашли свое призвание, или хотелось добиться большего?

- Мечтала стать логопедом, по сути, это тоже работа с детьми. Профессия учителя не из легких, но я ни о чем не жалею (хотя иногда думаешь - все, устала). Многим кажется: ну, что там особенного - пришел, урок провел. А подготовиться к этому уроку, а тетрадки проверять, а с детьми поговорить? Порой ребенок подходит, и по глазам видно, что ему хочется поговорить, и надо обязательно уделить ему время и внимание.

Учитель, как я думаю, - это связующее звено между родителями и дальнейшей судьбой ребенка. Если родители будут взаимодействовать с педагогами, стремиться развивать ребенка еще и в дополнительном образовании, тогда что-то и получится, возможно, даже вырастет знаменитый человек. Я всегда говорю: очень легко уставать от безделья, а когда ты чем-то занят, то тоже устанешь, но принесешь пользу себе и окружающим. Есть такая поговорка: "Кто ничего не хочет и не знает, тот вечно хнычет и скучает".

Хочется, чтобы общество задумалось о детях, ведь они, как губка, - все впитывают. Приложите максимум усилий, чтобы ребенок рос и развивался в нормальных условиях. Если он в будущем будет успешным, значит, и в семью, и в общество возвратит все хорошее.

Стали свидетелем интересного события или происшествия в ДГО? Присылайте фото/видео на наш WhatsApp +7 914 672 83 19