Детство, опаленное войной | Дальнегорск Онлайн

Детство, опаленное войной

В канун празднования 65-летнего юбилея Великой Победы в 3-4-х классах школы № 21 прошли уроки на тему «Детство, опаленное войной», которые провела член совета ветеранов отдела образования Раиса Михайловна Куриленко, в прошлом учительница пения, хоровой дирижер. Отец Раисы Михайловны, кадровый офицер-пограничник Михаил Павлович Красов, в первые дни войны был отправлен на фронт.

На карте России Раиса Михайловна флажками обозначила маршрут следования эшелона, в котором она с мамой и другими жителями Воронежа уезжали в Астрахань.

Ученикам был показан макет товарного вагона, в котором Раиса с мамой провели долгие трудные дни того безрадостного путешествия.

«И страшный, кошмарный налет «мессершмитгов» у озера Баскунчак, которые безжалостно бомбили эшелон, расстреливали беззащитных людей, пытавшихся укрыться в бескрайнем поле подсолнухов... Крики, стоны, горящие вагоны, первые раненые и убитые», - рассказывала Раиса Михайловна.

Раисе Михайловне летом 1941 года исполнилось 7 лет. И только 1 сентября 1942 года мама привела Раису в 1 -й класс астраханской школы. Была экскурсия в парк, и всё. А ночью с узлами опять в эшелон - и снова долгие дни переезда - теперь в Саратов. Состав с эвакуированными людьми загоняли на запасные пути, в тупик, и пропускали на фронт эшелоны с бойцами, с военной техникой и боеприпасами.

В Саратове взрослые строили танковый завод, а дети им помогали, чем могли: вырезали из асбеста и тонкой жести прокладки для танков «Т-34», вечерами устраивали импровизированные концерты для рабочих и танкистов. Раиса Михайловна показала ученикам фотографию детей, которые вместе с родителями жили и работали на танковом заводе, и назвала всех поименно! Танкисты угощали детей сахаромрафинадом, сухарями, перловой солдатской кашей, катали на танках в настоящих шлемофонах по заводскому полигону.

Раиса Михайловна прочла отрывок стихотворения:

У гражданских - пальто, У военных - шинель, Ну а каша у военных Называется «шрапнель». А потом угостила учеников настоящими «военными сухариками» и «шрапнелью». Ребята дружно орудовали ложками, пробуя кашу, хотя некоторые брезгливо морщились и хрустели черными подсоленными сухарями. Да, верно пели ветераны хора «Поющие сердца»: «Мы военное лихо вместе с кашею ели...»

Во время бомбежек города дети жили с родителями в цехах танкового завода, спали на верстаках на промасленных телогрейках. За стенами завода - завывание «юнкерсов», вой бомб, грохот разрывов и ежечасная тревога: «Хоть бы бомба не упала на завод!» А зенитки, что стояли неподалеку, стреляли по самолетам, защищая завод и город.

В школу дети не ходили. Летом 1943-44 годов «заводских» детей отправляли в деревню, в колхоз, где они помогали на кухне, собирали в лесу грибы, колоски в полях, горох, работали на току, у комбайна, помогали сельчанам пасти скот...

Раиса в 1943 году стала учиться сразу в 3-м классе. Появились первые обновки: маме на заводе дали в награду за труд кусок ткани (называлась бязь) и парусиновые ботиночки для дочери.

А в День Победы в мае 1945 года вместе с радостью пришло в семью горестное известие: «Красов Михаил Павлович пропал без вести», а в письме командования воинской части было сказано: «... Командир пулеметной разведки с задания не вернулся».

Так война прошлась по судьбам многих советских людей. Верно говорят: «У войны не детское лицо». Поэтому, люди, берегите мир!

Стали свидетелем интересного события или происшествия в ДГО? Присылайте фото/видео на наш WhatsApp +7 914 672 83 19