От латинского слова «проводник» | Дальнегорск Онлайн

От латинского слова «проводник»

Без преувеличения можно констатировать, что история развития современных транспортных средств началась с изобретения колеса. Но менялись времена, ускорялся ритм жизни, и сейчас нам уже никак не обойтись без автомобилей, в том числе общественный транспорт играет в нашей повседневной жизни огромную роль.

Кадры автомобильного транспорта -это, можно сказать, основа его жизнедеятельности, и достаточно велико количество профессий, обслуживающих данную отрасль.

Конечно же, профессия водителя была и остается одной из самых массовых. Однако, День автомобилиста — это профессиональный праздник не только водителей, но и ремонтных рабочих, диспетчеров, инженерно-технического состава, руководителей автотранспортных предприятий. Мы не раз писали о тех, кто добросовестно трудится, выполняя профессиональный долг. Преданность своему делу и чувство ответственности этих людей помогают не допускать сбоев в напряженной, пульсирующей современной действительности.

Но есть еще одна профессия (или, скорее, должность) в сфере общественного транспорта, которая сегодня почти ушла в прошлое, - кондуктор. Когда-то нельзя было представить себе автобус без, если можно так выразиться, хозяйки салона. Какое-то время роль «обилечивания» граждан выполняли механические кассы и компостеры для талончиков. Правда, по понятным причинам, эти устройства были упразднены. А вот билетеры-кондукторы все еще продолжают работать в некоторых транспортных предприятиях.

«Саша, проснись. Саша, твоя остановка», - кондуктор тетя Маша разбудила-таки крепко прикорнувшего пассажира. «Вы с ним прямо как с родным», - отозвалась одна из женщин. «А как же, вы, пассажиры, для меня за 43 года все как родные стали», - добродушно ответила тетя Маша.

Да, 43 года Мария Александровна Суханова трудится кондуктором в ПАТО, предшественника нынешних ООО «Авто» и Дальнегорского АТП. Когда-то она работала контролером ОТК в лаборатории завода железобетонных конструкций в Сибири. Уехать оттуда пришлось по семейным обстоятельствам. В Дальнегорске оформиться на подобное рабочее место оказалось непросто, да и вообще трудоустроиться. Однажды, собрав характеристики с прежнего места работы, Мария Александровна отправилась в ПАТО, и там ее без проволочек приняли на должность кондуктора.

За все время своей трудовой деятельности Мария Александровна не пропустила ни одного рабочего дня и даже не опоздала, лишь один раз отпросилась по состоянию здоровья. А ведь, думается, нет надобности объяснять, насколько нелегок хлеб кондуктора. В свое время приходилось подниматься на работу в 4 часа утра, а возвращаться домой после 10-и вечера. Немного сна - и снова на смену. Хорошо, что муж помогал управляться с домашним хозяйством (после переезда в Дальнегорск все пришлось начинать с нуля). В самые тяжелые годы приходилось работать буквально за копейки, куда же денешься -надо поднимать двоих детей. Но Мария Александровна не оставила свою вахту, говорит, что не привыкла «бегать с места на место».

Труд кондуктора сложен и тем, что работать приходится постоянно при качке и тряске, шуме и вибрации автобуса. Летом донимают жара, духота, пыль, зимой - сквозняки. В переполненном автобусе не так то просто проталкиваться среди пассажиров, при этом осуществляя денежные рассчеты, уследить за всеми входящими, не забыть о тех, кто еще не оплатил проезд. Нередко попадаются чем-то недовольные, нетрезвые пассажиры, кто-то пытается обмануть с оплатой, случается столкнуться, порой, и с откровенным хамством.

Но, несмотря на столь далеко не комфортные условия, Мария Александровна умеет сохранять спокойствие и внимательность, с кем-то пошутит, а завравшегося человека может и осадить. Кстати, не один год курсируя по маршруту «Краснореченский - Рудная Пристань», она многих пассажиров знает лично или просто в лицо, а внимательность распространяется не только на находящихся в транспортном средстве людей. Однажды автобус, следовавший на Пристань, не остановился на Горбуше, поскольку никто не собирался выходить, а остановка была пуста. Но, уже проезжая мимо, кондуктор заметила внутри остановочной постройки мальчика. С Горького повернули опять на Горбушу (что вызвало небольшое смятение среди пассажиров), потому что Мария Александровна знает - ребенок живет в Мономахове и ему надо ехать этим рейсом.

В связи с вышеописанными и подобными случаями хотелось бы отметить роль кондуктора в современном общественном транспорте. Во-первых, мы все сейчас вечно куда-то спешим, быстрей-быстрей, а оплата проезда водителю занимает время и создает очередь, для других же, торопящихся войти в автобус, двери пока закрыты. Во-вторых, пассажиры часто бывают рассеяны и забывчивы, задают много вопросов: «А куда этот автобус идет?», «А где такая-то остановка?», «А долго до туда-то ехать?» и т.п. Водителя все это может психологически раздражать. При кондукторе «на борту» - такого не происходит, нет нервирующей спешки, водитель не отвлекается от своей непосредственной задачи, и есть, кому приглядеть за порядком в салоне автобуса. Так что, будем надеяться, профессия не канет в Лету, ведь в какой-то мере на кондукторе лежит ответственность за безопасность пассажиров общественного транспорта, и с проводником чувствуешь себя спокойнее.

Искренне поздравляем всех автомобилистов — профессионалов и любителей — с этим динамичным и одним из любимых профессиональных праздников. Желаем всем безопасной езды, попутного ветра и отличных дорог. А кондукторам, в частности - добросовестных, спокойных, приветливых пассажиров.

Стали свидетелем интересного события или происшествия в ДГО? Присылайте фото/видео на наш WhatsApp +7 914 672 83 19