Инженерные войска - без жилья в войсках тоска! | Дальнегорск Онлайн

Инженерные войска - без жилья в войсках тоска!

21 января сего года инженерным войскам России исполняется 310 лет. День инженерных войск Российской Федерации установлен Указом Президента РФ от 18 сентября 1996 г. с учетом исторических традиций инженерных войск, их вклада в развитие оборонительного потенциала страны. Приказом министра обороны РФ от 23 сентября 1996 г. предписано ежегодно 21 января отмечать в вооруженных силах День инженерных войск. Тогда же был учрежден памятный знак - "300 лет инженерным войскам России".

Кто-то презрительно фыркнет: "Нашли о чем писать - о каком-то стройбате, фи". Честно говоря, когда в начале 80-х на Рудную Пристань прибыло подразделение инженерно-строительных войск, чтобы построить часть ГСМ ВМФ, я тоже, поддавшись необоснованному мнению большинства своих сверстников, обзывал этих военнослужащих "шурупами", "кирпичами" и т.п. Однако уже после школы, учась военному делу, а впоследствии служа в вооруженных силах, я поменял свое мнение на 180 градусов. Даже не знакомому со специальными военными навыками человеку понятно - чтобы военное подразделение или соединение имело место базирования, необходимы постройки для людей и техники, малые и большие, дающие воинам кров и возможность обучения и совершенствования военных навыков, а технике и вооружению - защиту от коррозии. И это лишь минимум, понятный ребенку. Более того, изучая артиллерию, я узнал, что инженерные и строительные войска России в свое время породили именно "боги войны". И поскольку артиллерия, а особенно тяжелая и реактивная, более всех нуждается в инженерно-строительном обеспечении, то пришлось коснуться изучения его основных принципов, даже служить в тесной сцепке с подразделениями инженерных войск.

Официальная история российских инженерных войск берет свое начало 310 лет назад - с Указа Петра Первого от 21 января 1701 г. о создании в Москве "Школы пушкарского приказа", в которой кроме офицеров артиллерии стали готовить и военных инженеров. 16 января 1712 г. Петр приказал отделить инженерную школу от школы пушкарского приказа и расширить ее. Наверное, мало кому известно, что в 1753 году начальником инженерной школы был назначен инженер-генерал Абрам Петрович Ганнибал, знаменитый "Арап Петра Великого" - прадед солнца русской поэзии А.С.Пушкина. В те далекие времена инженерные войска были необходимы для создания фортификационных сооружений тяжелой артиллерии, а кроме того, в связи с появлением оной, возникла необходимость возведения переправ при форсировании рек.

И воин, и инженер

В первую очередь, инженерные войска - это специальные войска. Они состоят из частей и подразделений различного назначения: инженерно-саперных, инженерно-дорожных, понтонно-мостовых, переправочно-десантных, инженерно-мостостроительных, инженерно-позиционных, полевого водоснабжения, инженерно-строительных. Оснащены эти войска разнообразной техникой для отрывки траншей и окопов, строительства и восстановления дорог и мостов, заготовки леса и конструкций. В их распоряжении имеются переправочные, маскировочные, электротехнические, грузоподъемные средства, а также средства разведки, добычи и очистки воды, минирования, разминирования и др.

В условиях фронта инженерные войска применяются для выполнения сложных задач, требующих специальной подготовки личного состава, применения инженерной техники различной степени сложности и инженерных боеприпасов. При наступлении они создают проходы в заграждениях и переходы через препятствия, прокладывая пути для движения войск, разрушают оборонительные сооружения, уничтожают боевую технику и живую силу противника. В обороне возводят сложные фортификационные сооружения, устраивают минно-взрывные заграждения, обеспечивают войска сетью траншеи и ходов сообщения, окопами и укрытиями. Плюс ко всему этому, инженерные войска ведут инженерную разведку местности и противника, оборудуя районы расположения огневых и тыловых подразделений пунктов управления, выполняя наибольшую работу с грунтом, по строительству, добыче и очистке воды. В армиях некоторых стран эти войска оборудуют аэродромы, прокладывают полевые трубопроводы, внутренние водные пути, теплотрассы, оборудуют также пункты маневренного базирования сил флота, выполняют топографические, картографические и геодезические работы, снабжая войска топографическими картами.

Советские инженерные войска были созданы одновременно с организацией Красной Армии. В дивизиях предусматривалось иметь инженерные батальоны (по штату 1918 г. - 1263 человека), в бригадах - саперную роту (361 чел.), в стрелковых полках - саперную команду (60 чел.). Специальные инженерные части были сформированы в 1919 г. в виде понтонных и электротехнических батальонов, отдельных маскировочных рот.

Уникальный опыт инженерные войска получили, участвуя в советско-финляндской войне 1939-40 гг. при прорыве хорошо укрепленной оборонительной полосы - линии Маннергейма, выполняя задачи по инженерному обеспечению наступательных операций Красной Армии.

С 1942 г. основной формой организации инженерных войск стали инженерные бригады, которые в 1944 г. были введены в состав фронтов и армий. Во время Великой Отечественной войны инженерные войска строили укрепления, устраивали заграждения, минировали местность. В наступательных операциях военные инженеры вели инженерную разведку, проделывали проходы в минных полях врага, в его инженерных заграждениях, форсировали водные преграды, помогали штурмовать укрепления, участвовали в проведении контратак и контрударов.

В послевоенный период инженерные войска не остались без дела, напротив, объем выполняемых их подразделениями работ вырос. Необходимо было восстанавливать разрушенные в ходе войны постройки, укрепрайоны вдоль границ, строить новые военные комплексы, военно-научные объекты, жилье для личного состава Красной Армии и обслуживающего персонала, стационарные пусковые пункты, космодромы, новые полигоны и т.п.

В ходе дальнейшего развития в войсках появились новые технические средства, высокопроизводительные дорожные и землеройные машины, быстровозводимые сборно-разборные фортификационные сооружения, современные понтонные парки и самоходные переправочно-десантные средства, эффективные средства заграждений и специальные машины для установки мин в ходе боя. Огромную работу инженерные войска проделали по очистке территории страны от взрывоопасных предметов - последствий Великой Отечественной войны.

Затратная эффективность

Кстати, насчет "высокоэффективности" землеройной техники инженерных войск необходимо кое-что уточнить из собственной практики. В период службы командиром второй батареи отдельного артиллерийского противотанкового дивизиона мне приходилось тесно взаимодействовать с инженерным батальоном как на Пушкинском полигоне, так и ежедневно, поскольку наши подразделения занимали соседние этажи одной казармы. В парке боевых машин боксы с бронетехникой моей батареи не были электрифицированы. Несмотря на неоднократную подачу рапорта по этому поводу командиру дивизиона, конца и края этой волоките не предвиделось, т.к. присланный из Москвы майор Волошин был классический тюфяк. Его коронным выражением, чтобы "отмазаться" от суеты, было: "Проявляйте творческую смекалку". Вот эту "смекалку" я и решил проявить, проложив электрический кабель для освещения "своего гаража" собственными силами. Но поздней осенью в тех местах 600 метров траншеи под кабель силами 3-х солдат пришлось бы копать весьма длительный период времени. А нужно было сейчас, поскольку светало поздно, темнело рано, а работы по обслуживанию боевой техники в армии не должны зависеть от продолжительности светового дня. Кроме того, на случай "внезапной" тревоги, которую устраивали по вторникам в 4:00 утра, чтобы уложиться во временной норматив по приведению техники в боевую готовность, освещение было просто необходимо. Поэтому я обратился к соседям в лице командира инженерного батальона, с которым у нас были прекрасные приятельские отношения. На это он мне ответил: "Да, у нас есть траншеекопатель в исправном состоянии, но я даже для себя его не использую - с ГСМ трудности. На твои 600 м понадобится примерно 160 литров бензина". Вот это расход!!! Способность откопать 600 м траншеи за считанные секунды (я не ошибаюсь, именно секунды) оборачивается колоссальным расходом топлива, а двигатели на подобной технике в основном карбюраторные, для гарантии бесперебойной работы в условиях Крайнего Севера. В общем, вышло менее затратно, хоть и немного медленнее, использовать банальный "Беларусь" с экскаватором из местного колхоза (20 л дизтоплива). Вот такие особенности имеет "высокоэффективная" саперная техника, как почти везде в России, результативность достигается большими расходами на ГСМ. Хотя, конечно, в условиях современного высокоинтенсивного боя, когда вопрос стоит ребром - "или ты, или тебя", тут не до экономии топлива, лишь бы оно имелось. Только такой техникой можно проложить километры траншей и путей сообщения за считанные минуты, оставшиеся до атаки противника, чтобы огневые подразделения смогли успеть занять позицию и встретить врага, находясь в окопах, а не подставив ему неукрытые от осколков и пуль тела солдат.

Вчера - городище, сегодня - гарнизон

Всем известны стоящие сейчас перед государством проблемы по расселению военнослужащих и ушедших в запас. Столько затрат, да еще на офицеров... Бери, но ипотечный кредит отдашь! А как было в Советской Армии? Жилплощади в гарнизонах - завались, гражданских из соседних поселков селили, кому жилья не хватало. И никаких тебе кредитов. Все круто изменилось с сокращением военно-строительных батальонов инженерных войск. Говорили: "некачественно строят". А сколько сейчас телерепортажей о том, как построенное на скорую руку гражданскими подрядчиками и уже сданное военнослужащим жилье через полгода после заселения буквально валится на бок? А то, "некачественное", до сих пор стоит в заброшенных гарнизонах, никуда не заваливаясь, а с укором глядя на нас пустыми глазницами оконных проемов.

Огромную роль выполняли строительные батальоны инженерных войск по обеспечению служащих жилплощадью, строительству новых военных частей и баз, складов, хранилищ и т.п. И не надо смеяться, что "им даже оружие не выдают". Имелось у них и оружие, учебно-полевые стрельбы проводились регулярно, стрелковые навыки формировались. Зато необразованные парни, попав в стройбат, выходили на "гражданку", имея разряды по различным строительным специальностям и навыки, с которыми и по сей день без куска хлеба не останешься.

Возникновение военных строителей -исторически естественный процесс. Ведь первой, известной историкам армией древнего мира, была египетская. И квартировала она в специально построенных для этого поселениях. Древняя Греция, Рим, Карфаген для подобных целей и выполнения других инженерных работ сперва использовали рабов, однако впоследствии этим стали заниматься специально подготовленные отряды. Около 1000 лет до н.э. в Ассирийском войске были специальные "землекопные отряды", которые прокладывали дороги, подкопы, строили мосты, лагерные постройки, воздвигали искусственные насыпи при осаде крепостей. При переправе через реки ассирийцы применяли плоты и прототипы современных понтонов - надувные мехи-бурдюки. На остановках, во время маршей и походов, землекопные отряды строили полевой лагерь, обнесенный рвом и земляным валом. В I-II веках для закрепления завоеванных территорий армия Древнего Рима возводила "римские валы" - оборонительные сооружения вдоль границы.

Появление русского военного зодчества, известное историкам, относится к IX-X векам. Само слово "городище" обозначает не крупный населенный пункт, а фортификационное укрепление оборонительного характера, построенное соответствующими специалистами, т.е. - огороженное стенами или валами. До XVII века это слово означало укрепление в виде оборонительных стен. В 1242 году в битве на Чудском озере русское войско успешно использовало долговременные инженерные сооружения и полевые укрепления, выполненные с учетом естественных особенностей местности. При осаде Казани Иваном IV в 1552 году на берегу Свияги в 28-дневный срок была воздвигнута крепость Свияжск из заранее заготовленных на Волге деревянных деталей, которая сыграла важнейшую роль. В летописи о русских воинах-строителях 1016 г. говорится, что это были строители, находившиеся на военной службе и имевшие широкие познания в военном искусстве, и особенно в искусстве обороны. По данным А.Н.Колесника от 1985 г., в отличие от рабочих, строивших гражданские сооружения и называвшихся дереводелами и плотниками, военных строителей называли городовиками и мостовиками.

Из вышесказанного можно сделать вывод: служащие и бывшие служащие инженерных войск могут по праву гордиться многовековой историей и традициями, пришедшими из глубокой древности. Поэтому с праздником вас, военные инженеры, строители и саперы!

Стали свидетелем интересного события или происшествия в ДГО? Присылайте фото/видео на наш WhatsApp +7 914 672 83 19