Куда камень приведет... | Дальнегорск Онлайн

Куда камень приведет...

Я уже собиралась к отъезду из Дальнегорска на родной Алтай, остался один вечер, последний. Школьная подруга Вера Бочарова-Прокопенко, с которой мы жили в интернате (потому что, в основном, были только школы-восьмилетки) в районном поселке Чарышском на Алтае 45 лет назад, к тому времени вернулась из-за границы. Я уж и не рассчитывала на встречу с ней. Она успела! Звонок от нее вечером, когда уже с Химиков не выехать на общественном транспорте. Вера едет ко мне на такси. «Передай в музей!», — подает мне книгу-сувенир из датолитового скарна нашего борного месторождения.

Наш одноклассник, точнее Верин, из «Б» класса, отличник и краснодипломник Алексей Бушуев со своей такой же фанаткой и патриоткой женой Людмилой (кстати, землячкой и родственницей Шукшина), открыли в нашей Чарышской школе, которую мы закончили, школьный музей — ему 5 лет, и организовали в июле 2012 года встречу выпускников -125 лет школе. Они совершили настоящий подвиг. Как я могла не взять, в общем то, тяжелый подарок? «Конечно, увезу!». В тот момент я предположить даже не могла, что это само провидение, сам господь Бог дал мне в руки путеводную нить.

И вот встреча 7 июля в Чарышской школе. Вопреки скептикам, на встречу приехали даже из Германии, Швейцарии, с Украины, Москвы, Камчатки, ну, я вот с Приморья, что уж говорить о «близлежащих» Новосибирке, Новокузнецке, Барнауле… Чарыш кипел от наводнения людского! Хотя он уже привык к нашествию туристов со всех сторон — летом у всех гости, гости, гости. За то время, как мы закончили школу и разбрелись, кто куда, наш Чарышский район, в частности, наша родная Иня стали местом паломничества туристов, туристическим раем. Здесь побывал даже сам Путин!

Чарышский район — самый красивый в Алтайском крае! А Яровское, Ионыш, Харьковка, где я училась, и которых уже нет не то, что на карте, их просто не сущес твует в природе, и несведущий человек даже не помыслит, что здесь когда-то жили люди, смеялись дети, ходили в школу — самые красивые места в Чарышском районе. Яровское с его остроконечными елями, с горой Бугороцкой, как заросший вулкан! Река Иня с водой, как слеза… Белки Семь братьев… Кристальные озера Белоголосова (где я ходила босиком две недели в походе с одноклассниками после выпускного-кеды сгорели в костре)… Сюда едут отовсюду, все знают Иню, но мало кто знает, что был большой поселок Усть-Ионыш, стоявший в устье реки Ионыш, впадающей у крутых отвесных скал в Иню, где в 30-х годах 20 века была размещена психбольница в красивейших и далеких от цивилизации местах. Теперь только всплывает горькая правда: ей свойственно просачиваться на свет, как воде через известняк. Так, я только в этой поездке узнала от тех, с кем сводила меня дорога и судьба, что психушка Ионышская была создана в ежовские времена, в основном, для арестованных по 58-й статье — политических, неугодных властям. В это можно поверить. Рассказывают, как «больной» легко обыгрывал в шахматы весь больничный персонал, а другой крутил фильмы и лучше всех разбирался в электротехнике. . Харьковку — Инское ГРП, еще дальше Усть-Ионыша в горы, закрыли в 1966 году, когда я проучилась там в 6 классе. Родители переехали на Ионыш с Яровского, что было в 15 км, и где было 4 класса (а нас шестеро детей), 7–8 класс — училась на Ионыше. Ионыш закрыли в 1968 году, как раз в год окончания десятилетки в Чарыше. Все закрыли!!! Где моя родина?

Я все-таки нашла место, где появилась на свет. Только в 61 год увидела свою колыбель. И только лежа на горячих валунах у каменного Стожка, куда довез меня одноклассник на вездеходном уазике, осознала, что родилась-то я на Чарыше! На берегу красивейшей, быстрой реки Алтайского края! В 12 километрах от райцентра, на лесном кордоне, где мой папка Николай Сергеевич Куликов был лесником-объездчиком, в бане, у гремучего ручья, когда у нас квартировали степские заготовители леса. В красивенных местах!!!

Но то, что случилось дальше, запланировать и предположить было просто невозможно! Как просто гениально заметила Людочка Сосновская-Сорокина — тоже с интерната: «Тебя, Тоня, Бог на веревочке ведет».

Вечер в школе, эйфория от встреч, общения, новые друзья с последующего выпуска 69 года. Показываю всем Верин подарок — каменную книгу. Солидный сосед, очень презентабельной внешности твердо говорит, глядя на мой сувенир: «Это яшма». «Нет! Это датолитовый скарн!». Завязалась даже короткая полемика. «А вы что, тоже геолог?». «Нет. Я был директором колыванского камнерезного завода». Опа-на! Первый звонок прозвенел! В глубине души я очень-очень хотела побывать именно в Колывани! И не столько, конечно, потому что там создали Царицу ваз для императрицы в 19-м веке, где знаменитые демидовские шахты. Мне всю жизнь снился тот поход после 7 класса пешком, конечно же, с одноклассниками из Ионыша в Колывань, через Тигирек, Бугрышиху, ночевка на реке Белой — все эти названия звучали во мне, как флейта в тумане… И само слово Колывань — как колышащийся мираж… То ли сон, то ли явь. То ли было, то ли нет… Короче, я хотела когда-нибудь увидеть Колывань повзрослевшими глазами, но сознательно не стремилась к этому. Это было так далеко и нереально. Я думала, что далеко. Разные районы, прямой дороги нет. Надо проехать около 300 км кругом от Чарыша. А от Ионыша до Колывани, как от Ионыша до Чарыша, те же 60 км, только с другой стороны!

И вот сосед справа — с Колывани. Как я могла не вспомнить: «А я там была после 7 класса. С Ионыша ходили в поход». «О! Я Ионыш люблю! Многих знаю с Ионыша». Второй звонок прозвенел! «А Гошу Поливаева?». «Так это наш атаман в Колывани!». В телефоне у Загурского, оказавшегося к тому же председателем сельсовета и главой Колывани Георгий Поливаев так и был отмечен — «Атаман».

Прошло три очень бурных недели в Чарыше, объездила почти весь район, любуясь до умопомрачения родными пейзажами, пышным, цветистым разнотравьем, упиваясь стрекотом кузнечиков и неповторимыми запахами, обливаясь слезами, заливаясь смехом: юбилеи, дни рождения родствен-пиков, знакомых, очумело интересная, богатая свадьба троюродной сестрички-красавицы в Березовке и Сентелеке; сказочные поездки на Иню, на Стожок, купание в Чарыше, на Ине, Ионыше, в Бащелаке, и встречи, встречи, встречи -мои планы близились к завершению. Оставалась Тулата, а все объять просто невозможно.

… Наконец, звоню Гоше в Колывань, рядом еще одна одноклассница с Ионыша. Гоша уже знал, что Загурский дал кому-то его телефон, но он даже помыслить не мог, что это Тоня Куликова… Оказалось, он меня искал, но представить, что я на Тихом океане!!! «Как тебя туда занесло?». А когда узнал, что это наши родители уехали туда с Бащелака, поражался: «Они ехали, ехали, дальше было некуда и остановились! Немыслимо!».

Полчаса сумбурных, радостных возгласов по телефону. «Почему сразу не приехала с Загурским? Постой! У нас будет слет казаков Алтая в Змеиногорске 3-5 августа. С Чарыша приедут тоже. Сейчас позвоню, чтоб тебя привезли».

Все, меняю маршрут! Еду в Змеиногорск с казаками! Я — подруга атамана!

Стали свидетелем интересного события или происшествия в ДГО? Присылайте фото/видео на наш WhatsApp +7 914 672 83 19