Практически во всех школах были, есть и будут дети, испытывающие трудности не только в общении со сверстниками, но и обществом в целом. Что делать, если таких ребят оказывается в одной школе большинство? Как наладить процесс адаптации?
Разработка и апробация нового проекта
Чтобы решить подобные вопросы, возникающие постоянно, был разработан совместный проект специалистами ПМПК Управления образования г. Дальнегорска Светланой Даниловой, Натальей Калининой и представителями школы № 12 с. Сержантово: зам. директора по учебной работе Людмилой Макаровой, зам. директора по воспитательной работе Татьяной Пирожковой.
Впервые он был представлен на «Форуме образовательных инициатив – 2015», состоявшемся в ноябре прошлого года во Владивостоке. В ходе конкурсного отбора образовательных организаций школе был присвоен статус региональной инновационной площадки, и выдано соответствующее свидетельство.
«Основная идея проекта – это создание комплексного психолого-педагогического сопровождения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на основе межведомственного взаимодействия, – пояснила заместитель директора по учебной работе Людмила Леонидовна Макарова. – Анализ социального паспорта школы показал, что из 225 обучающихся у нас – 55 детей остались без попечения родителей, 7 с ограниченными возможностями здоровья, 19 из неблагополучных семей и 10 находятся на учете в инспекции по делам несовершеннолетних (ИДИ)».
На сегодняшний день у образовательного учреждения заключен ряд договоров с различными структурами ДГО, позволяющих проводить адаптационную, разъяснительную, консультативную и информационно-просветительскую работу со школьниками.
После получения промежуточных результатов рабочую группу пригласили на научно-практическую конференцию в город Уссурийск. Она была организована приморским отделением всероссийского движения «Матери России», где проект вызвал большой интерес со стороны участников. И это закономерно, ведь проблемы, затронутые в рамках проекта, существуют во всех школах.
«После проведения диагностики школьной среды, мы и сами не подозревали, что выйдем на такие данные. Сельская местность и близость детского дома – сами «подсказали» направление нашей дальнейшей работы. Сейчас в одном классе обучаются дети с различными способностями, и педагогам порой сложно донести одну и ту же информацию до таких учеников»,- пояснила руководитель педагогического консилиума школы № 12 Людмила Владимировна Курдюкова.
«Мы работаем со всеми категориями детей. На базе школы проводятся встречи с инспектором ИДН, сотрудниками центра занятости населения, – Создан педагогический консилиум, уполномоченный координировать деятельность, также проведен круглый стол, обучающий семинар, где присутствовали: администрация школы, представители детдома и территориального отдела опеки и попечительства, инспектор ИДН и специалисты Г1МПК», – добавила разработчик проекта Людмила Макарова.
В школе создают условия для индивидуальной поддержки, комфортных условий для каждого ученика. Независимо от того, с каким «багажом» знаний и навыков он переступил порог образовательного учреждения.
«При возникновении проблемы, мы стараемся привлечь все службы. Недавно у нас школьник оказался в трудной жизненной ситуации. Его воспитывала только бабушка, она умирает. Буквально сразу мы проводим с ним беседу и разговариваем о том, с кем бы он хотел жить дальше. От опеки дедушки мальчик категорически отказывается, но соглашается на детский дом в Сержантово. Руководство детского дома на это отвечает, что у них нет мест. Директор нашей школы связывается с отделом опеки и попечительства и добивается путевки для него. В итоге ребенок передумал и согласился на опеку со стороны дяди», – привела пример Людмила Леонидовна.
Это единичный случай из школьной жизни одного ученика. Такая ситуация может возникнуть в любом образовательном учреждении, но не каждое сможет найти возможность так помочь своему воспитаннику. Зачастую преподаватели помогают решать вопросы не только школьников, но и проводят разъяснительные беседы с родителями.
«Иногда, в силу возраста или других причин, папы и мамы думают, что они родили ребенка, а воспитанием его будут заниматься педагоги. Мы, конечно, проводим работу с детьми, но самые первые навыки социализации они получают дома. А если родители постоянно ругаются или не занимаются детьми, то самый успешный ребенок будет вести асоциальный образ жизни. Именно это мы стараемся донести папам и мамам, если нужно, то к беседам привлекаем инспектора ИДИ или психолога ПМПК», – рассказала заместитель директора по воспитательной работе Татьяна Александровна Пирожкова.
«Благодаря разработке, созданию и реализации инновационной площадки, у нас появился четкий механизм: куда, к кому и по каким вопросам можно и нужно обращаться. Не все вопросы можно решить сразу, иногда мы сталкиваемся с непониманием или нежеланием сотрудничать, несмотря на это, работу продолжаем, и будем только развиваться», – заверила Людмила Макарова.
Статус региональной инновационной площадки учреждению присвоен на три хода. В конце первого, им необходимо показать результаты работы, и специальная комиссия будет решать, подтверждает школа статус или нет.
Внедрение инновации в учебное пространство
«Мы оказываем методическую помощь, проводим семинары, круглые столы для педагогов школы №12. Учим их, как правильно работать по технологии психолого-педагогического сопровождения детей. На сегодняшний день, это направление только вводится в профессиональный стандарт педагогов», – рассказала методист учебно-методического центра Управления образования Наталья Юрьевна Калинина.
Как пояснили в ПМПК, психолого-педагогическое сопровождение школьников не проводится, так как в большинстве школ Дальнегорского городского округа, да и всего Приморского края, нет компетентных специалистов. Поэтому преподавателям нужно осваивать это направление.
«В сержантовской школе апробируется новая модель. Когда будут конкретные результаты, тогда мы сможем и другим школам предложить уже готовый план работы», – объяснила Наталья Калинина.
Как не стать «лёгкой добычей»
Первые результаты межведомственного взаимодействия, безусловно, есть. По мнению администрации школы, во многом это благодаря организованной работе всех структур, в том числе и инспектора по делам несовершеннолетних.
«Главная моя работа – это профилактика преступлений и правонарушений, совершаемых подростками, кражи телефонов, проникновение в квартиры. Просвещаю, рассказываю об ответственности, наступающей в случае нарушения закона РФ», – пояснила инспектор ОУУП и ПДН МО МВД России «Дальнегорский», капитан полиции Мария Викторовна Карецкая.
Также проводятся беседы с родителями, чьи дети не состоят на учете, но находятся «в группе риска», в силу своих личностных особенностей. Ведь, если день ребенка занят какой-либо деятельностью, на «глупости» не остается времени.
«В прошлом году, мною был проведен тренинг среди дошкольников «Основы командаобразования и эффективная коммуникация». Такую форму работы, по возможности, я бы советовала проводить во всех классах. В процессе взаимодействия детей, отслеживается структура группы, выявляются: «лидеры», «аутсайдеры» и «изгои». С ними впоследствии проводится работа, направленная на адаптацию в социальной среде», – отметила Мария Викторовна.
Примерно раз в месяц, в разных классах проводятся встречи-беседы, где активное участие принимают все участники образовательного процесса. Школьники совместно с инспектором рассуждают на темы: пагубное влияния на детский организм энергетиков, спиртных напитков, наркотических веществ. Мария Карецкая приводит примеры того, что случается с подростками, употребляющими запрещенные препараты. Разбираются ситуации, как можно отказаться от предложения «друзей» попробовать что-либо, при этом не потерять уважения или авторитет со стороны сверстников, что очень важно для подрастающего поколения.
«Чем больше служб будет включено в эту программу, тем результативнее она получится. Администрация школы тем самым получает огромную поддержку, позволяющую решить проблемы не только группы детей, но и отдельно взятого школьника», – пояснила Мария Викторовна.
Ожидаемые результаты
Проект, запущенный в сельской школе – это как маленькая косточка большого дерева. Чтобы оно выросло и радовало окружающих вкусными, сочными плодами, нужно приложить массу усилий.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации нуждаются в пристальном внимании со стороны взрослых. Запущенная модель, даст возможность каждому ребёнку реализовать свой потенциал и стать полноценным членом современного общества.