Если спросить любого среднестатистического дальнегорца, какое предприятие для него ассоциируется с автотранспортниками - профессионалами? Ответ будет-ПАТО. И хоть уже давненько нет этого отделения Приморавтотранса, все равно память упрямо выбирает эту аббревиатуру. Но что же стало с этим предприятием? Когда-то оно гремело на все Приморье, и именно Дальнегорское ПАТО было маяком новаторства, затмевающим своим светом другие отделения транспортников края. Дело в том, что само краевое объединение не погибло, а благодаря инициативным людям сохранилось, и этим могут гордиться Приморье и Сахалинская область. Больше по стране не сохранилось объединений такого типа, а лишь отдельные коммерческие предприятия.
«Скажите как его зовут?»
Вместо ПАТО сейчас в Дальнегорске есть его наследники - 2 малых предприятия: ООО «АВТО» и ОАО «ДАТП», и они прекрасно работают. Несмотря на то, что эти предприятия являются самостоятельными, для взаимной пользы и конкурентоспособности они неразрывно связаны между собой, да и руководитель у них один - Александр Васюков. От него мы узнали, что эти представители малого бизнеса составляют объединение ОАО «Приморавтотранс» с другими наследниками бывшего в советские годы краевого автотранспортного ведомства и по сей день. В нынешнее время жесткой конкуренции так легче выживать и успешно действовать в сфере предоставления услуг по перевозке пассажиров и грузов. Так что же из себя представляют дальнегорские профессиональные автотранспортники на сегодняшний день?
Сфера предоставляемых услуг ООО «АВТО» и ОАО «ДАТП» сохранилась, лишь уменьшились объемы, поскольку в данной экономической нише действуют еще несколько самостоятельно возникших коммерческих транспортных предприятий. В нашем районе роль автомобильного транспорта весьма и весьма высока, т.к. мы расположены вдали от железнодорожных путей. Если раньше большие объемы грузов, а также множество пассажиров перевозились морем и авиацией, то сейчас взаимодействие морского транспорта с нашим районом значительно сократилось, а пассажирские морские и воздушные перевозки прекратились вообще. Да и далеко не вездесущ морской транспорт, лишь до причала или рейда, а уж до конечного пункта доставка любого груза возможна только с помощью автомобиля. Объемы грузовых перевозок ДАТП сильно уменьшились из-за спада производства в нашем округе, ну и еще многие предприятия считают, что им дешевле и надежнее делать это силами своего подвижного состава, если таковой имеется. Поэтому грузовых машин сейчас на балансе описываемых предприятий мало. А уж недостатка в выборе иностранного подержанного транспорта, как грузового, так и пассажирского, в наше время нет благодаря близости бурно развивающихся азиатских соседей. Наши наследники ПАТО, как читатель, наверное, успел заметить, тоже используют подвижной состав производства Южной Кореи, это по нашим нынешним возможностям оптимальный вариант. Больше всего подошли автомобили с пробегом фирм «DAEWOO» и «HYUNDAI», они из корейской автомобильной продукции наиболее надежны, поскольку производитель во всем равнялся на Японию, но значительно дешевле японских. Конечно, автомобили эти бывшие в употреблении, в Корее они отходили 6-7 лет, но их высокотехнологичные составляющие позволяют еще долгое время успешно ими пользоваться.
О покупке новых, только с конвейера, автобусов пока говорить не приходится, ведь финансовые возможности малых предприятий оставляют желать лучшего. Для приобретения в Корее нового автобуса нужна сразу большая сумма денег. Конечно, блестящая альтернатива - кредит, но грабительские проценты, какие предлагают банки, не позволяют автотранспортникам повесить на себя это ярмо. И все равно Александр Михайлович не позволяет себе расслабиться, у него есть четкая установка приобретать ежегодно не менее 3-х корейских автобусов б/у. В 2009 году приобретено 3 автобуса, в нынешнем куплено уже 2, будут приобретать еще 2, водители их ждут, готовы приступить к работе. Т.е. происходит не только замена выбывших единиц автотехники, а медленное увеличение количества автобусов.
Отличная компания. От других
В чем же основное отличие ООО «АВТО» и ОАО «ДАТП» от других автотранспортных предприятий? В том, что это действительно настоящие профессионалы. В АТП сохранилось все необходимое оборудование для проведения текущего обслуживания, станки для качественного ремонта автобусов и грузовиков, все это было сохранено еще со времен Советского Союза. Лишь количество рабочих, слесарей убавилось, по количеству единиц подвижного состава. Текущее обслуживание и ремонты производятся по графику и всем правилам, как в советские годы. Да и прекрасные специалисты с огромным опытом продолжают там работать, чем далеко не все иные транспортные предприятия могут похвастать. И соблюдение техники безопасности и охраны труда в АТП на высоте. К тому же читатели, пользующиеся общественным транспортом, должны были заметить, что только в автобусах АТП продолжают работать кондукторы, а это и повышение качества обслуживания пассажиров, и дополнительные рабочие места в городе.
Качество обслуживания населения АТП на порядок выше, чем в других подобных организациях: поскольку водителю не нужно отвлекаться на пассажиров, все вопросы уладит кондуктор. Кроме того автобусы АТП появляются на остановках по расписанию, а значит, пассажиры могут приходить к нужному времени, не боясь увидеть «хвост» отъехавшего раньше графика автобуса. Расписание движения пригородных автобусов (и не только принадлежащих АТП) можно узнать у диспетчера по телефону 3-69-93, а чтобы не отрывать диспетчера от работы лишний раз - в нашей газете. Не скрою, очень часто водители хамят пассажирам, это грустный факт, но его не встретишь в автобусах АТП. За рулем автобусов этих предприятий никогда не будет пьяного или принявшего наркотик водителя, т.к. медицинское освидетельствование в бывшем ПАТО очень серьезное, не для галочки. Если вдруг автобус на пригородном маршруте сломается, пассажиры могут быть уверены, что в максимально короткие сроки прибудет замена.
По спросу и предложение
Следует осветить и сферу услуг, предоставляемых ООО «АВТО» и ОАО «ДАТП». Это в основном пассажирские перевозки - как внутригородские, так и пригородные, по округу. На междугородном направлении ОАО «ДАТП» во многом оказались новаторами. Это они первыми предложили ночные рейсы на Владивосток, они открыли направление в Находку через Ольгу. Кроме того ОАО «ДАТП» обеспечивает надежное регулярное автобусное сообщение с Хабаровском, поэтому сейчас нет нужды сначала ехать на железнодорожную станцию, пересаживаться на поезд. Помимо этого оба предприятия предлагают услуги по перевозке грузов в любые уголки нашего округа и края.
У читателей не раз возникали вопросы, что стало с рейсом, обслуживавшим микрорайон Горького. Этот маршрут был закрыт по настоянию госавтоинспекции, поскольку состояние дороги там не соответствует имеющимся в законодательстве требованиям и стандартам. Читатели, видевшие эту дорогу, наверняка с этим согласятся. Есть надежда, что наши дорожники все же найдут возможность привести дороги ДГО в надлежащий вид. Например, отрезок пути около автовокзала, промежуток между муниципальной дорогой и дорогой на Верхний рудник - об этом месте уже легенды сложить успели. Но благодаря инициативе главы ДГО тот участок наконец-то приведен в порядок. Теперь, думается, и о дорогах микрорайона Горького стоит позаботиться.
Руководство и пассажиры благодарят за добросовестный труд таких водителей, как Евгений Радунцев, Александр Хвесько, Александр Заливин, Олег Хлыстов, слесарей Александра Качина, Геннадия Смирнова.
А столовая, что в здании АТП? Любой, кто в ней бывал, согласится, что это одна из лучших столовых Дальнегорского городского округа. Качество обслуживания в ней безупречное, очередь движется быстро, интерьер - просто загляденье, от одного этого уже повышается аппетит. Вкусовые достоинства блюд в этой столовой, я уверен, оценили большинство наших земляков и гостей города.
В будущее с оглядкой на прошлое
Ну а на будущее руководство АТП хотело бы пожелать, чтобы конкурентная борьба велась цивилизованно. Кроме того, очень хочется, чтобы государственные деятели задумались о реальной и результативной поддержке малого и среднего бизнеса, и чтобы было это не на словах. Ведь малые предприятия не могут себе позволить сразу выложить сумму стоимости нового, а значит, надежного и комфортного автобуса. Необходимо заметить, что цивилизованность государства во многом определяется уровнем качества услуг, предоставляемых населению. И общественный транспорт - не исключение. По дребезжащим, бывшим в употреблении колымагам сразу видно отношение руководства страны к своим гражданам. Когда мы перестанем мириться с ролью страны третьего мира? Неужели нельзя предложить малым предприятиям кредитование с небольшими процентами, ведь такая поддержка обернется для государства притоком средств от налогов, а нынешнее руководство привлечет к себе избирателей.
В будущем Дальнегорское АТП планирует совершенствовать свою работу, повышая качество обслуживания пассажиров и заказчиков по перевозке грузов, возможно, расширят сферу услуг. В общем, стоять на месте не собираются, т.к. в условиях жесткой конкурентной борьбы стоять на месте - смерти подобно.