Иногда дороги называют «транспортные артерии», и такое сравнение как нельзя лучше подходит для Дальнегорска и северных районов Приморья. Ведь как кровеносные артерии обеспечивают жизнь организма, так и по нашим автомобильным трассам постоянно «течет» пассажирский и грузовой поток. Автомобилями доставляются продукты питания, медикаменты, топливо для котельных, сырье для производства и многое другое. И для нас, жителей удаленных районов, автомобильная дорога – это возможность выехать по делам, в отпуск, на учебу или в командировку. Да, сейчас налажено регулярное авиасообщение, но самолеты в гораздо большей степени, чем автомобили, зависят от погодных условий. Поэтому автотранспорт остается наиболее доступным и надежным средством сообщения.
В последнее воскресенье октября отмечают профессиональный праздник люди, которые перевозят пассажиров и доставляют грузы, те, кто большую часть своей жизни проводит в дороге, и те, кто обеспечивает техническое состояние и бесперебойную работу автотранспорта. В Дальнегорском районе это большая армия профессионалов, и значительная их часть связана со старейшим и крупнейшим автотранспортным предприятием.
В 1958 году в составе Дальневосточного транспортного управления появилось новое подразделение – Автохозяйство № 17 (АТХ 17), базировавшееся в п. Те-тюхе. Позже Дальневосточное транспортное управление было преобразовано в Приморавтотранс, а одно из его подразделений – АТХ 17 – постепенно выросло в крупное предприятие – Дальнегорское производственное автотранспортное объединение (ПАТО). Дальнегорское ПАТО объединяло в своем составе несколько автоколонн – Ольгинскую, Кавалеровскую, Чугуевскую, Антоновскую, Варфоломеевскую, то есть обеспечивало транспортными услугами весь север Приморья. Спрос на грузоперевозки был огромный – бурно развивалось производство, строились объекты соцкультбыта и жилье. И пассажирские автобусы как на местных, так и на междугородних маршрутах, никогда не ходили пустыми – жители северных районов передвигались во всех направлениях. В летописи предприятия, которая бережно хранится в Дальнегорском АТП по сей день, собраны старые фотографии. По ним можно проследить и историю автопрома – по тому, как менялись марки автомобилей и автобусов. Можно увидеть, по каким грунтовым дорогам, по какому бездорожью ходил раньше автотранспорт (в этом сравнении сегодняшние ругаемые автомобилистами асфальтированные трассы выглядят сказочными). По фотографиям можно увидеть основные вехи в развитии автотранспортного объединения, которое перевозило тысячи пассажиров и миллионы тонн грузов в год, строило хозспособом многоэтажки для своих работников, содержало социальные объекты (к примеру, ведомственный детский клуб «Радуга»).
Перестроечные, 90-е годы, прошлись словно катком по многим предприятиям. В Дальнегорском районе был ликвидирован когда-то мощный трест «Дальметаллургстрой», прекратил существование продснаб «Дальнегорский». Объединение «Бор», продукция которого раньше перевозилась автомобилями до железнодорожной станции Варфоломевка, стало отправлять грузы морским путем из порта Рудная Пристань. Таким образом, потребность в грузовых автоперевозках значительно сократилась. Дальнегорское ПАТО сделало основную ставку на пассажирские услуги, и, стараясь учесть требования времени, предложило новые междугородние маршруты.
Дальнегорское АТП первым внедрило ночной рейс на Владивосток, и он сразу стал пользоваться спросом. Открыли первый межрегиональный маршрут Дальнегорск-Хабаровск. Было много согласований, паспорт маршрута пришлось получать через Москву. Коллеги-хабаровчане даже высказывали сомнения, что такой протяженный автобусный маршрут будет востребован. Однако пассажиры сразу по достоинству оценили возможность без пересадок за 15 часов добраться в столицу соседнего края.
Обратной стороной экономической свободы стала конкуренция, особенно на городских маршрутах, к тому же часто недобросовестная. В Дальнегорске и пригороде появилось множество микроавтобусов, которые работали нелегально, не платили налогов, но экономически «подрезали» крупного перевозчика.
Сегодня Дальнегорское АТП осуществляет междугородние пассажирские перевозки на маршрутах Дальнегорск – Владивосток, Дальнегорск – Спасск, Дальнегорск – Находка, Дальнегорск – Хабаровск, и перевозку пассажиров автобусами по заказу. Автопарк предприятия состоит из 15 комфортных автобусов большой вместимости. Недавно, при содействии головного предприятия «Приморавтотранс», был приобретен новенький автобус, с конвейера. Предприятие сохранило хорошую производственную базу для технического обслуживания, текущего ремонта, содержания автопарка. По-прежнему на территории АТП работает здравпункт, который не только обеспечивает предрейсовый и послерейсовый осмотр водителей, но и организует ежегодные профосмотры сотрудников. Сохранили в АТП и столовую, услугами которой сейчас пользуются не только автотранспортники, но и все желающие.
Пассажирские перевозки – это, прежде всего, огромная ответственность, поэтому государство постоянно ужесточает требования. Помимо лицензирования всей деятельности, и сертификации ряда услуг, обязательными являются требования об оборудовании всего подвижного состава системой ГЛОНАСС, обучении и аттестации специалистов в плане обеспечения безопасности дорожного движения. Для водителей на междугородних перевозках обязательным стал непрерывный 3-летний стаж на пассажирском автотранспорте. А для организованной перевозки детей необходимо соблюсти еще ряд безоговорочных условий.
Пассажирские перевозки всегда считались затратным направлением, а нынешняя экономическая ситуация тем более не обеспечивает больших доходов в этой сфере услуг. Ведь топливо стоит недешево, запасные части дорожают, налоговые платежи высокие. Но предприятие работает, и, как и в прежние времена, берет на себя ряд социальных обязательств. К примеру, предоставляет автобусы для проведения городских мероприятий – День города, День Победы, Новый год. На безвозмездной основе осуществляет перевозки спортсменов для участия в краевых, российских соревнованиях.
Дорога не прощает безответственности, здесь не проходит надежда на «авось». За плечами у каждого водителя – десятки пассажиров, взрослых и детей. Потому важен и технический фактор – ремонт и регулярное техническое обслуживание автобусов, и человеческий: предельная внимательность, хорошая реакция, профессионализм. Кадровая стабильность – одна из отличительных характеристик Дальнегорского автотранспортного предприятия. Здесь так и говорят: «наше главное богатство – люди». Это не просто красивая фраза, а настоящая правда. Заместитель директора Дальнегорского АТП Вера Федоровна Балыко рассказывает о ветеранах, которые уже на заслуженном отдыхе, и о тех, кто трудится до настоящего времени:
- У нас работают люди с богатейшим опытом, профессионалы высокого класса. У некоторых стаж на предприятии составляет почти полвека. Водитель Анатолий Максимович Ворон пришел в 1967 году, работает по сей день. Большой стаж у Юрия Дмитриевича Леденева, поэтому и новенький автобус передали в его надежные руки. Юрий Дмитриевич, к тому же, хороший наставник. Раньше его напарником был Павел Александрович Мыльников, а сейчас этот молодой, но опытный водитель работает самостоятельно, очень внимателен с пассажирами, и в техническом плане тоже сильный специалист. В прошлом году ушел на заслуженный отдых Юрий Федорович Овчинников, когда-то он пришел после армии автоэлектриком, вырос до начальника автоколонны. Александр Владимирович Качин когда-то работал водителем, затем по состоянию здоровья и по возрасту был переведен в мотористы. Он очень добросовестный, исполнительный работник, мастер своего дела. Несколькими десятилетиями измеряется водительский стаж Сергея Петровича Кучмий, Александра Викторовича Хвесько, Сергея Васильевича Панкина. В коллективе есть и молодые, но также опытные, надежные водители, среди них Евгений Геннадьевич Несин. Много лет трудится газоэлектросварщиком Николай Иванович Межерицкий. Золотые руки у сварщика-профессионала Анатолия Николаевича Плоских. Хочется упомянуть и руководящий состав. Так, поистине незаменимый человек в нашем автотранспортном предприятии главный механик Владимир Федорович Дрок.
В пути пассажиры видят за работой только водителей. А между тем, чтобы автобус вышел на линию и работал бесперебойно, нужно задействовать множество людей. Коллективы автотранспортных предприятий традиционно считаются мужскими, а между тем в них не обойтись без специалистов-женщин. Причем не только в традиционных для женщин профессиях, но и в тех, которые можно назвать больше техническими.
- Несколько десятилетий связана с предприятием старший диспетчер Ираида Петровна Пономарева, – продолжает рассказ о людях предприятия Вера Федоровна. – У нас трудится, пожалуй, самый опытный в районе аккумуляторщик – Людмила Викторовна Казакевич, которая пришла девчушкой, учеником аккумуляторщика, так всю жизнь и работает на одном предприятии. Также многие годы работает в Дальнегорском АТП мойщик подвижного состава Татьяна Викторовна Белова. Около 40 лет составляет трудовой стаж инженера по транспорту Татьяны Игнатьевны Лашкевич. Финансовый отдел и бухгалтерия состоит из сотрудников более молодого поколения. Но это и хорошо, сейчас и программы, и требования в этой сфере значительно отличаются от прежних. И эти службы тоже работают профессионально.
Отдельный разговор о «золотом фонде» предприятия – о трудовых династиях. Их в Дальнегорском АТП за несколько десятилетий сложилось немало. Одна из таких династий – Кулагины. Отец Николай Иванович работал водителем около 40 лет, сын Валерий Николаевич на предприятии уже 38 лет, человек очень известный. Следом за отцом, который много лет работал на пассажирских автобусах, пришел в АТП водителем Евгений Петрович Радунцев. Водитель Александр Иванович Заливин – представитель второго поколения, раньше в АТП работал его отец. Водитель Олег Юрьевич Хлыстов – зять ветерана предприятия Владимира Леонтьевича Прйемского, для которого автотранспортное предприятие стало профессиональной судьбой, он проработал на нем полвека.
Вера Федоровна Балыко может в подробностях рассказывать об истории АТП и его людях, потому что сама является частью этого коллектива уже 35 лет. На предприятии бережно хранят Книги Почета. Эти книги, с барельефом Ленина на обложке, смотрятся как раритет. Но самое ценное, что это история предприятия в лицах, в портретах, это живая память о ветеранах – тех, кто здравствует, и тех, кого уже нет. Книги Почета ведут отсчет времени с 1961 года, и в числе первых ветеранов – Фаддей Михайлович Литвиненко, участник войны, сейчас уже ушедший из жизни.
Есть такое выражение – крепкий коллектив. В автотранспортном предприятии коллектив и не может быть иным, ведь это специфическая работа, тяжелая, ответственная, где очень важна взаимовыручка, где всегда можно положиться друг на друга. И, конечно, многое в работе зависит от руководства. В разные годы возглавляли ПАТО Василий Андреевич Ягодкин (первый директор), Борис Сергеевич Новиков, Иван Иванович Кривоног, Владимир Петрович Казанцев. В руководстве предприятия тоже есть династия. Более 15 лет предприятием рукоюдил Сергей Андреевич Ткачев. Сейчас директор ООО «Дальнегорское АТП» его сын Сергей Сергеевич Ткачев. Он, как руководитель уже нового поколения, привнес современные веяния, которые необходимы, чтобы предприятие было эффективным и конкурентоспособным, ведь конкуренция в пассажирских перевозках становится все жестче.
Труд работников Дальнегорского АТП сотни раз отмечался по заслугам. Среди них есть и Почетные работники автотранспорта, и награжденные орденами и медалями, и удостоенные Почетных грамот министерского и краевого значения. И в системе Приморавтотранса дальнегорское подразделение удерживает лидирующие позиции. В традиционных соревнованиях «Лучший по профессии» дальнегорские водители всегда одерживают победу в личном или командном первенстве.
А для транспортных предприятий района Дальнегорское АТП можно без преувеличения назвать кузницей кадров. Ведь многие специалисты, которые школу профессионального мастерства проходили в ПАТО, затем нашли себе применение в компаниях, занятых пассажирскими и грузовыми перевозками, в транспортных цехах предприятий.
Директор ООО «Дальнегорское АТП» Сергей Ткачев отмечает, что водители, автомобилисты никогда не делят друг друга на своих – не своих. Дорога одна. И водитель всегда протянет руку помощи другому водителю. И хотя на нынешних дорогах приходится сталкиваться с разными, подчас негативными ситуациями, все равно автомобилисты – люди с открытой душой.
В каждом километре отмерянных колесами автобусов и автомобилей дорог – частица коллективного труда водителей, механиков, диспетчеров, автослесарей, медработников, бухгалтеров. День работников автомобильного транспорта – общий праздник. Невозможно сосчитать точное количество людей, которые по праву могут считать его своим. А помимо традиционных пожеланий здоровья и благополучия, в этот праздник принято желать легких дорог. И пусть они будут легкими и удачными для всех, кого ждут дома, для всех водителей, автолюбителей, пассажиров.