Нам всем можно только посочувствовать | Дальнегорск Онлайн

Нам всем можно только посочувствовать

В дальнегорских и краевых средствах массовой информации, а с недавних пор и по центральному телевидению поднимаются вопросы оплаты услуг ЖКХ, недопустимости перевода квартир на децентрализованное отопление. Но при этом не проанализированы причины неподъемной стоимости этих услуг и их качество. Опять поставлены извечные вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?» Ответы некоторых персонажей грустно читать и слушать. В основном слышны голоса монополиста выработки теплоэнергии в районе - «Примтеплоэнерго», но стыдливо отмалчиваются местные депутаты всех уровней, члены правящей и оппозиционных партий, прокуратура, Роспотребнадзор и другие «защитники народа». Позвольте высказать свое мнение по этому вопросу.

Кто виноват?

1. При расчете регионального стандарта стоимости услуг ЖКХ администрация края использует усредненные значения по году, без учета отсутствия отопления и горячего водоснабжения в летний период, чем автоматически лишает значительное количество жителей субсидий. «Методические рекомендации по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилья и услуг ЖКХ» (утверждены правительством РФ № 58/403 от 26.05.2006) рекомендуют применение помесячных значений стоимости услуг.

2. Передав арендное пользование теплоисточники и тепловые сети КГУП «Примтеплоэнерго», администрация Дальнегорского городского округа самоустранилась от контроля за эксплуатацией и ремонтом этого оборудования. А о качестве ремонта и теплоизоляции теплосетей можно судить, стоит лишь пройти вдоль теплотрассы, например в районе бывшего ГПТУ-25 - там скоро зазеленеет трава. Не ведется контроль за режимом работы теплосетей. Ликвидирована районная энергокомиссия, которая вела хоть какой-то надзор за выработкой теплоэнергии и ее распределением, контролировала обоснованность удельных затрат на производство теплоэнергии, ГВС и питьевой воды.

3. «Содержание и текущий ремонт общего имущества МКД» - очень интересная формулировка в счетах от управляющих компаний, по которой невозможно определить, что же сделано для твоего удобного проживания в квартире. На деле происходит вот что: потек стояк в системе отопления или водоснабжения, не греют батареи отопления, потому что забиты грязью ввиду отсутствия грязесборников в общедомовой разводке, отсутствия перепадов давления в системе отопления и элементарной регулировки теплосистем, - длительное хождение в управляющую компанию вам обеспечено. При этом акт на недотоп вам, может быть, составят, но снизят ли плату за отопление? Да и устранить недостатки не поторопятся (нет сварщика, материалов и т.д.) К примеру, одна из управляющих компаний - «Новое время» - за замену забитых стояков отопления требует деньги с замерзающих жильцов. А о качестве обслуживания домового хозяйства можно судить по количеству жильцов, ежедневно приходящих в часы приема управляющих компаний. Однако и работникам управляющих компаний (как и жильцам) можно только посочувствовать, потому что в течение «перестроечных» лет в районе трудно найти дом, в котором не нарушена проектная система теплоснабжения, сохранилась запорная арматура на стояках, не срезаны перемычки у батарей, не переврезаны батареи 1-х этажей. Все это результат работы предыдущих предприятий ЖКХ, эксплуатирующих дома. Несколько слов о подготовке к зиме домов - ее просто нет в летний период, все начинается с началом отопительного сезона. Отсюда все беды с постоянными сливами домов, разрегулировкой и завоздушиванием теплосистем, грязью в батареях. И еще: ранее за общедомовой расход электроэнергии расплачивалась с электросетью управляющая организация, в дальнейшем эта сумма учитывалась в счетах на квартплату. В настоящее время жильцы расплачиваются за эту электроэнергию самостоятельно, но снижения квартплаты почему-то не произошло.

4. По нормативам Дальнегорска, душевое потребление воды установлено в объеме 9 куб.м (5,95 куб.м - ХВС, 3,05 куб.м - ГВС), вне зависимости от социального статуса человека. Если у вас по каким-либо причинам не установлены счетчики воды, то все, кроме неработающих пенсионеров, оплачивают воду и канализацию дважды - в организации (оплачивает организация) и дома наравне с неработающими. Кроме того, при отсутствии в летний период горячего водоснабжения за водоотведение взимается плата также в объеме 9 куб.м, как и в зимний период.

5. С теплоснабжением в нашем городе вообще творятся чудеса - за него никто не отвечает отвечает. Деньги за теплоснабжение населения собирает «Примтеплоэнерго», но отвечает только до фундамента дома, внутридомовые сети обслуживает управляющая компания, но, если у вас в квартире не выдерживается температурный режим, то эта организация вряд ли вам поможет. И плату вам никто не скорректирует. Некому. Оплата зависит от утвержденного норматива потребления тепла на отопление 1 кв.м жилья и тарифа. В Дальнегорске принят норматив в размере 0,2226 Гкал/ кв.м в год (действующий с 2005 года), рассчитанный по расчетной среднемесячной температуре месяцев отопительного периода (по данным СНИП «Отопление»), Этот норматив и предъявляется к оплате без корректировки на фактическую среднемесячную температуру, т.е. между потребителями распределяется не реально отпущенная в теплосеть энергия, а энергия, по объему которой рассчитывается потребность в топливе. При этом температурный режим в теплосети поддерживается в соответствии с фактической среднесуточной температурой наружного воздуха, а следовательно, с фактической среднемесячной температурой. В соответствии с «Методическими рекомендациями по формированию нормативов потребления услуг ЖКХ» (разработаны Институтом экономики ЖКХ и утверждены Минэкономики России - приказ № 240 от 06.05.99), норматив для нашего региона с учетом этажности застройки составляет 0.2 Гкал/кв.м в год. И более того, постановлением губернатора Приморского края № 583 от 14.11.96 для Дальнегорска утвержден предельный норматив в размере - 0,19348 Гкал/кв.м. Комментарии к «Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя» (стр.43) (зарегистрированы Минюстом № 954 от 25.09.95) гласят: «Количество тепловой энергии, расходуемой потребителями, у которых отсутствуют приборы учета, определяются как разность между количеством отпущенной тепловой энергии и определенной по приборам потребителей, имеющих приборы учета. Эта разность за вычетом тепловых потерь в сетях от узла учета источника теплоты до границы балансовой принадлежности систем теплопо-требления распределяется между потребителями, не имеющими узлы учета, пропорционально их договорным расчетным тепловым нагрузкам». В реальности к этим потерям прибавляются отключенные батареи в подъездах, недотоп, нарушение тепловых режимов теплосетей, теплоэнергии, учтенной в горячем водоснабжении, и т.д.

6. Влияние так называемых альтернативщиков - владельцев квартир с децентрализованной системой отопления, на качество отопления здания не столь существенно, как утверждают некоторые руководящие работники теплоснабжающей организации и администрации. Пункт 2.1.18 «Методических указаний по определению расходов топлива, электроэнергии и воды па выработку теплоты отопительными котельными коммунальных теплоэнергетических предприятий» (разработаны ГУП «Академия коммунального хозяйства» и одобрена Центром энергосбережения Госстроя России - протокол № 5 от 12.7. 2002) гласит: «При замене в части помещений системы отопления на электрическое с изъятием отопительных приборов водяного отопления и части стояков, проходящих в этих помещениях, максимальный тепловой поток на отопление здания уменьшается на величину, соответствующую данной части помещении. При этом может произойти разрегулировка системы отопления, поэтому Необходима наладка оставшейся части системы». Гражданский кодекс РФ не ограничивает объем потребления электроэнергии для нужд физических лиц. Так почему владельцам квартир навязывают услугу по теплоснабжению, которая ни по цене, ни по качеству не может конкурировать с такой же, но более качественной, надежной, более гибкой в поддержании комфортной температуры и точным учетом потребленной энергии? Да и какой выход есть у жильцов, когда годами в их квартирах в зимний период температура не поднимается выше 13-15 градусов, и они вынуждены бороться за выживание, т.к. те, кто должен обеспечить нормальное отопление в квартирах, не выполняют своих обязанностей, при этом плату за это берут, а жильцы все равно вынуждены дотапливать свои квартиры за счет использования электронагревателей. Влияет ли перевод отдельных квартир на децентрализованное теплоснабжение на общедомовое? Да, влияет, т.к. требуется переналадка внутридомовой теплосети. Но также влияние оказывает отсутствие необходимых перепадов давления в теплосетях, отключенные батареи, разбитые окна и двери в подъездах, забитые грязью стояки и батареи ввиду того, что не промывались десятилетиями, и т.д. Создается впечатление, что организации, осуществляющие теплоснабжение в Дальнегорске, все свои недоработки хотят списать на альтернативщиков вместо реального устранения недостатков.

7. Единственная организация в районе, действующая в соответствии с нормативными документами и правилами, в счетах которой на оплату услуг все предельно ясно, - «Дальнегорская электросеть».

8. А что мы, жители славного Дальнегорского городского округа, сделали для того, чтобы жизнь стала более комфортной и удобной? Получив услуги по отоплению, водоснабжению, электрификации наших жилищ (об их качестве сейчас не говорим), многие из нас не спешат их оплатить. Задолженность отдельных жильцов достигает 30-50 тыс.рублей. Самовольно переврезаются батареи отопления, после чего жильцы других квартир мерзнут, т.к. нарушается проектная схема теплоснабжения. А текущие унитазы в квартирах? А сливы теплоносителя из батарей отопления? А придомовые территории, замусоренные подъезды? - бросаем все и всё где попало. А выгул собак на придомовых территориях и детских площадках? А изломанные скамейки в местах отдыха? Можно долго перечислять, проще оглянуться вокруг: неприглядное зрелище бросается в глаза сразу, особенно в местах массового отдыха. И это всё - МЫ.

Что делать?

По моему мнению, чтобы стабилизировать ненормальную обстановку в районе с вопросами ЖКХ, необходимо сделать следующее:

1. Организациям, допустившим обсчет населения при оплате ЖКУ, произвести перерасчет услуг за последние 3 года и возвратить излишне предъявленные суммы на счета владельцев квартир (учесть при дальнейших взаиморасчетах).

2. Администрации города пересмотреть нормативы потребления ЖКУ на предмет их соответствия методикам, разработанным специализированными организациями. Рассмотреть вопрос о создании районной независимой энергетической комиссии в составе юристов, инженеров - теплотехников, инженеров - электриков, специалистов ЖКХ, делегируя ей право контроля за предприятиями, оказывающими услуги водо- и теплоснабжения населению. Для восстановления нормальных перепадов давления в теплосетях восстановить проектное подключение квартир, оставшихся в системе центрального отопления, к стоякам отопления. В квартирах, переведенных на электроотопление, обеспечить сохранность пропускной способности стояков. Наконец, решить вопрос, кто же должен составлять акты по недотопам, порядок их составления и снижения оплаты.

3. Предлагаю рассмотреть следующий порядок снижения оплаты за недотопы: в случае снижения температуры в квартире (при принятых мерах по утеплению оконных проемов и дверей) ниже 18°С квартиросъемщик подает письменную заявку установленной формы секретарю управляющей компании для регистрации в журнале заявок. По прошествии 3-х суток, считая со следующих со дня подачи заявки, при неприятии мер по устранению недотопа, заявка в таком же виде подается в администрацию города, для чего в ней должен быть выделен специальный работник. В течение 3-х последующих суток, комиссия в составе представителей ЖКХ, теплоснабжающей организации и администрации производит замеры температуры в квартире, параметры теплоносителя в теплосети и выносит решение об объеме снижения оплаты услуг по отоплению квартиры. В случае соответствия параметров теплоносителя в сети суммы упущенной выгоды теплоснабжающей организации относятся на убытки управляющей компании, в противном случае остаются у теплоснабжающей организации. Решение остается в силе вплоть до следующего обследования квартиры, но уже по инициативе организации, устранившей недостатки отопления. В этом случае в скорейшем устранении причин, приведших к снижению температуры в квартире, будут заинтересованы все организации. В настоящее время ни одна организация не несет никакой ответственности за низкие температуры в квартирах и страдания жильцов.

4. В свете Послания Президента РФ о снижении затрат энергоресурсов, с целью возможности установки теплосчетчиков в отдельных квартирах, разработать единый проект перевода системы отопления квартир с верхним розливом на систему с периметральным розливом теплоносителя с применением квартирных теплосчетчиков серии «Карат» или подобных.

5. В средствах массовой информации опубликовать местонахождение и рабочий телефон Государственного жилищного инспектора и график приема по вопросам ЖКХ, а также вопросы его компетенции.

В заключение хочу привести перечень нормативных документов, на основании которых сделаны выводы этой статьи:

- Методические рекомендации по применению Правил предоставления на оплату услуг ЖКХ (утв. правительством РФ № 58/403 от 26.05.2006).

- Методические указания по определению расходов топлива, электроэнергии и воды на выработку теплоты отопительными котельными коммунальных теплоэнергетических предприятий (разр. Академией коммунального хозяйства, одобрено Госстроем РФ 12.07.2002, протокол № 5).

- Правила учета тепловой энергии и теплоносителя (утв. Минюстом РФ, per. № 954 от 25.09.95).

- Методика определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения (утв. Госстроем РФ № 105 от 06.05.2000).

- Методические рекомендации по формированию нормативов потребления услуг жилищно-коммунального хозяйства (разр. Институтом экономики ЖКХ, утв. Минэкономики РФ № 240 от 06.05.99).

- Постановление губернатора Приморского края № 583 от 14.11.96 «О мерах по дальнейшему переходу на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг в крае».

- Методика планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг ЖКХ (разр. Институтом экономики ЖКХ, утв. Госстроем РФ №9 от 23.02.99).

- Методические рекомендации по нормированию расхода тепловой энергии на обогрев зданий (Госплан СССР, 1986 г.).

Стали свидетелем интересного события или происшествия в ДГО? Присылайте фото/видео на наш WhatsApp +7 914 672 83 19