Несколько мифов о капремонте, или За что мы платим взносы? | Дальнегорск Онлайн

Несколько мифов о капремонте, или За что мы платим взносы?

На ежегодном отчете перед депутатами Законодательного собрания прокурор Приморского края Сергей Бессчасный заявил, что на сегодня существует несколько серьезных вопросов к руководству Фонда капитального ремонта. В свою очередь, депутат ЗС ПК Сергей Слепченко, задавая вопрос прокурору, обозначил, что недовольство деятельностью этой организации растет во многих муниципальных образованиях, в том числе и в Дальнегорске.

Вокруг Фонда капитального ремонта (ФКР) ходит множество слухов и домыслов. К примеру, уже несколько лет в Интернете обсуждается прецедент, когда Верховный суд РФ признал взимание взносов на капитальный ремонт незаконным. Так что же представляет собой ФКР, куда мы ежемесячно платим деньги? Как утверждает статья 7 ФЗ «О некоммерческих организациях», «фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов». В свою очередь, Конституция РФ не предусматривает плату за несуществующие услуги. Следовательно, недопустимо взимать оплату неких еще не предоставленных услуг, а значит – работы по капитальному ремонту могут оплачиваться исключительно после их проведения, и ни в коем случае заранее.

Если верить приведённым выше утверждениям, то в принципе Фонд капитального ремонта — некая, не имеющая юридической силы организация, принимающая добровольные взносы за не существующие или не произведенные услуги. Попробуем разобраться с этим по порядку.

Само собой, ремонт отдельных квартир с уплачиваемого взноса проводиться не будет, его предназначение – восстановление общего жилого имущества. К нему относят:

  • кровлю
  • фундамент
  • фасад
  • лифт (если имеется)
  • подвальные помещения
  • счетчики (на дом)
  • инженерные коммуникации (внутридомовые трубопроводы).

На чьей стороне Верховный Суд?

В 2014 году житель Белгородской области обратился сначала в областной, а затем и в Верховный суды с иском, где просил признать закон Белгородской области «О создании системы финансирования капитального ремонта в Белгородской области» недействующим и противоречащим федеральному законодательству. Однако в обеих инстанциях заявителю в удовлетворении иска отказали.

Почему же до сих пор эта история так активно обсуждается? Всему виной – неправильное цитирование решения Верховного суда, откуда вырвана только часть контекста, где говорится о несовершенстве и неком противоречии в белгородском законе закону федеральному. Дословно же суд в своем решении указал: «Таким образом, оспариваемым законом не устанавливается обязанность собственников помещений многоквартирных домов по уплате взносов на капитальный ремонт. Данные обязанности непосредственно предусматриваются Федеральным законом». Исходя из этого, взносы принимаются от собственников на законном основании.

Сами же ремонтные работы проводятся в порядке очереди. Она устанавливается по следующим параметрам:

  • насколько давно здание было сдано в эксплуатацию;
  • насколько давно проводился последний капремонт;
  • сколько собрано средств на капремонт из необходимой суммы.
  • На проведение работ местные власти обязаны составлять план с указанием дат их проведения для каждого дома.
  • Добровольные взносы или обязательные платежи?

В части 1 статьи 7 ФЗ действительно говорится: «Для целей настоящего Федерального закона фондом признается, не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели...». Однако при этом часть 4-я той же 7-й статьи говорит о том, что деятельность определённых фондов может регламентироваться федеральными законами.

В Жилищном кодексе предусмотрен отдельный вид фондов – региональные операторы капитального ремонта. К примеру, о добровольности внесения средств в фонды стоит отметить, что еще есть ряд подобных организаций, взносы в которые вовсе не являются добровольными, так как они созданы в организационно-правовой форме, такие, как Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и т. д.

К тому же, в статье 175 ЖК прописано, что владельцами специального счета (куда поступают ежемесячные взносы) могут быть: ТСЖ, УО, жилищный кооператив или региональный оператор. Если не проводилось собрание собственников жилья, то последний автоматически определяется как распорядитель счета. В этом случае денежные средства поступают в так называемый «общий котёл», и региональный оператор определяет, кому и когда направлять накопленные деньги. К примеру, если на счете определенного дома не набралось достаточно денег на ремонт, их берут с другого, а когда необходимая сумма накапливается, ее возвращают обратно.

В статье 173 ЖК говорится, каким способом и при каких условиях можно изменить способ формирования фонда капитального ремонта.

Платить или не платить?

По факту взнос на капитальный ремонт не является платой за услугу. В отношении взносов жилищное законодательство РФ устанавливает специальный порядок распоряжения денежными средствами. Стоит отметить ряд существенных моментов, отличающих взносы на капитальный ремонт от платы за услуги. В статье 158 ЖК определено, что судьба накопленных взносов на капремонт (в том числе задолженности по взносам) следует судьбе помещения.

К примеру, если помещение меняет собственника, при этом прежний собственник имеет задолженность за жилищно-коммунальные услуги и задолженность по взносам на капремонт, тогда задолженность за жилищно-коммунальные услуги остается у прежнего собственника помещения, задолженность же по взносам на капремонт – возникает у нового собственника помещения. К тому же наниматели муниципальных (государственных) квартир не платят взносы на капитальный ремонт, потому что это обязанность собственников государственного или муниципального жилищного фонда. То есть, взносы на капремонт связаны именно с правом собственности на помещение, фактически являются, если можно так выразиться, некой частью этого помещения, и имеют отношение только к собственнику помещения, независимо от того, пользуется ли он помещением сам или сдает его внаем.

Таким образом, назвать взносы на капремонт платой за услуги, некорректно. Они превращаются в плату за услуги по капремонту в тот момент, когда работы по капремонту будут выполнены и оплачены.

А как в Приморье?

На официальном сайте Фонда капитального ремонта fkr25. ш в разделе «Новости» есть информация о проводимых в крае капремонтах, о некачественном капремонте или о том, что многоквартирный дом и вовсе снят с очереди. Подобные примеры подрывают авторитет Фонда капремонта, и собственники с неохотой оплачивают взносы, а кто-то и вовсе отказался от них.

Тут же прописан и телефон горячей линии: +7 (423) 279- 56-71, только вот дозвониться на него не получается – ежедневные многократные попытки связаться с оператором не увенчались успехом. Лишь автоответчик предлагает выбрать пункты меню и почти тут же следует обрыв соединения.

А как у нас?

В отделе жизнеобеспечения администрации ДГО пояснили, что Фондом капитального ремонта Приморского края за счёт средств собственников помещений, поступивших от ежемесячных взносов граждан, проведен капитальный ремонт в нескольких десятках многоквартирных домов. В основном, работы связаны с заменой кровли.

В 2015 году в график ремонта в соответствии с краткосрочным планом капитального ремонта попали дома по проспекту 50 лет Октября, 111, 113 (ремонт кровли, фасада, замена инженерных систем в местах общего пользования) и 13; Набережная, 7, Осипенко, 11, Пионерская, 15, Строительная, 59, Арсеньева, 2-а в Рудной Пристани (была заменена кровля); Приморская, 26 и 28 (ремонт кровли, фасада, замена инженерных систем в местах общего пользования), Шахтёрская, 13 в Рудной Пристани (система канализации в местах общего пользования).

В 2016 году реконструкция кровель в домах по ул. 8 Марта, 10, проспекту 50 лет Октября, 139 и 75-а, Осипенко, 27 и 40-а.

В 2017 году планировалось переустройство кровель по Ленинской, 3 в с. Сержантово, по проспекту 50 лет Октября, 97, по 8 Марта, 2, по Железнодорожной, 2, по Набережной, 28 и по Пионерской, 7, 9, 31.

Работы по указанным адресам не были проведены в силу отсутствия потенциального подрядчика на разработку проектно-сметной документации, который был обязан заключить договор с Фондом капитального ремонта Приморского края на основании проведенного аукциона. В этой связи работы по реконструкции кровель перенесены на следующий, 2018 год.

На сегодняшний день по указанным адресам составлена проектно-сметная документация, она размещена на электронной площадке госзакупок для соискания подрядчика для выполнения работ.

В соответствии с краткосрочным планом проведения капитального ремонта в 2018 году планируются работы по ремонту кровель в следующих домах: ул. Гастелло, д. 26 в с. Краснореченский, ул. Арсеньева, д. 26 в с. Рудная Пристань, ул. Осипенко, д. 25, д. 46, ул. Советская, д. 4, ул. Строительная, д. 55, ул. Увальная, д. 1, ул. Южная, д. 1, проспект 50 лет Октября, д. 132 и д. 134.

«Краткосрочный 3-летний план капитального ремонта, как и общая очередность его проведения, утверждается Департаментом градостроительства Приморского края в рамках ежегодной актуализации на основании предложений администрации Дальнегорского городского округа. В актуализацию попадают те дома, где актами управляющих организаций зафиксирован наибольший ущерб общему имуществу дома и которые после проверки таких актов отбираются по определённым критериям, установленным федеральным и региональным законодательством. Количество домов определяется в соответствии с наличием денежных средств на счету Фонда капремонта соответствующей муниципальной территории, поступающих от уплаты ежемесячных взносов собственниками помещений», – объяснили в администрации округа.

Стали свидетелем интересного события или происшествия в ДГО? Присылайте фото/видео на наш WhatsApp +7 914 672 83 19