ЖКХ - бизнес, как везде | Дальнегорск Онлайн

ЖКХ - бизнес, как везде

Читатель, в памяти которого сохранился период 90-х годов, помнит, как во всем Приморском крае в то время остро встала проблема по всем швам трещащей системы ЖКХ. Были долговременные перебои с водоснабжением, теплоснабжением. Тогда и научились жильцы многоквартирных домов пользоваться печами-буржуйками. В тот смутный период одному из наших земляков, ходившему в море всю жизнь, довелось побеседовать с префектом одной из префектур Японии. Чиновник страны восходящего солнца никак не мог понять, почему у нас такие проблемы с коммуналкой и почему этими проблемами занимаются главы администраций, губернаторы, мол, их-то это с какого бока припекает? Наш земляк удивленно спросил: «А в японских городах кто этим занимается?» На это ответили более чем лаконично: «Частный капитал».

Да, у них, никогда не ведавших периода социализма и запрета на частную собственность, все начиналось естественным для стран буржуазии путем, с нуля ориентируясь на особенности условий частного капитала. Наша же система жилищно-коммунального хозяйства была создана с учетом централизованного федерального управления и финансирования, однотипная, по единому стандарту. С приходом нашего незрелого и неумелого капитализма пошли попытки «пересадить» систему ЖКХ на шею представителей малого предпринимательства. А в каком виде она им досталась? По прошествии 15-летнего периода ничегонеделания, доживающая свой век, требующая полного переоборудования, капитальных ремонтов. Финансирование подобных мероприятий под силу только представителям крупного бизнеса, ведь с жильцов сразу такие деньги не соберешь, а вложить требуется немало. Малые предприятия - управляющие компании - вынуждены проявлять такую сноровку и находчивость, что японцы, узнав об этом, в обморок бы упали. Но простому обывателю, привыкшему в доперестроечные времена платить за коммуналку мизерные суммы, этого не объяснишь. Но мы все же попытаемся донести кое-что клиентам управляющих компаний на примере одного из сельских представителей малого предпринимательства в сфере ЖКХ

- ООО «Сервис Пристань». В День села Рудная Пристань, 30 сентября, мы побеседовали с его директором Олегом Прыдыбайло.

- ООО «Сервис Пристань» существует с 1 апреля 2008 года, а к управлению многоквартирными домами мы приступили 1 мая того же года, - рассказал Олег Николаевич. - Столкнувшись с проблемой устаревших систем и жилья, давно не ремонтируемых, возникла необходимость программного подхода, к чему мы стремимся уже второй год. Периодически проводим собрания отдельно по домам, по нескольку домов вместе. Многие соглашаются с созданием ТСЖ, ведь согласно набившему оскомину 185-му закону, государство дает 95% стоимости ремонтов, только 5% требуется с собственников жилья. В результате есть перспектива жить в хорошо благоустроенных домах и платить лишь за мелкие ремонты и обслуживание. Без создания ТСЖ придется делать основательные вложения за счет собственников - владельцев приватизированного жилья и администрации как владельца неприватизированного жилья. От администрации, как собственника муниципального жилья, отказа не будет. Люди сомневаются, т.к. льготники боятся потерять льготы. Поэтому я прошу через газету объяснить населению, что согласно существующему законодательству льготная часть жильцов при вступлении в ТСЖ льготы не теряет! Другая проблема в том, что по 185-му закону, в многоквартирном доме должно быть 90% плательщиков, в процентах от занимаемой площади. В большинстве же домов имеется лишь 60-75% плательщиков, 100%-ные дома можно перечесть , по пальцам. В некоторых домах есть пустующие квартиры или собственники, проживающие в других регионах и накапливающие долги, ждут продажи квартир и вкладываться в эти 5% они не будут. Если из 8-квартирного дома 2 квартиры не платят - это уже 25%, т.е. всего 75% плательщиков. 4 дома у нас собирались вступить в ТСЖ. Документы по ним мы подготовили под 185-й закон, сдали их в администрацию на проверку. Но за это время начальник отдела жизнеобеспечения сменился, и новый начальник документов не нашел - халатность высшей степени! Теперь все нужно делать заново, а тут еще несколько домов «созрели» для вступления в ТСЖ.

- Олег Николаевич, для Вас не новость, что иногда от жильцов в редакцию приходят жалобы по поводу качества обслуживания. Хоть лично я работу вижу - и подъезд наш вовремя отремонтирован, и крыша над квартирой теперь не течет, появилась возможность ремонт начать. Ни разу не видел, чтобы у нас, на Арсеньева, 22, контейнеры мусорные переполнены были.

- Да, мы часто слышим: «Я вам плачу - делайте, остальное не волнует». А ведь на сумму в 300-400 руб. можно сделать лишь примитивнейший копеечный ремонт. Жильцы не учитывают многих затрат, которые мы несем. Ремонт кровель - это огромные расходы, а еще уход за мусорными контейнерами, за придомовой территорией. Электроэнергию на освещение подъездов оплачиваем тоже мы. Например, подготовка к зиме пятиэтажки по ул.Арсеньева, 26 «потянула» почти на 40 тыс. руб. Заменен участок трубы холодного водоснабжения, промывка тоже денег стоит - за воду, которой промываем, нужно платить. Промываем сейчас отдельно, по стоякам, с помощью недавно приобретенного компрессора. Еще приобрели насос для опрессовки. Людям не только зарплату платить нужно, приобретаем и спецодежду, средства индивидуальной защиты. Осуществление требований охраны труда сейчас очень немалых денег требует. Стараемся и для рабочих человеческие условия создать, установили душ с проточным водонагревателем, чтобы после работы помыться могли. А ведь минимальный тариф, по которому мы могли бы более удовлетворительно работать, а не так как сейчас, полунищенский - это 16,70 руб. за кв. метр. Это практически вдвое больше, чем сейчас. На материалы цены постоянно растут, зарплату работникам тоже нужно поднимать, за низкую оплату хороший специалист больший упор сделает на «шару», чем на основную работу, а то и вовсе пойдет работать туда, где больше платят. К тому же, как все общества с ограниченной ответственностью, платим налоги в полном объеме. Кроме того, у нас своя аварийно-диспетчерская служба. Постоянно дежурят 2 слесаря, я всегда на телефоне, чтобы в аварийной ситуации оперативно справиться своими силами. Когда подобное случалось, мы ни разу не обращались в аварийно-диспетчерскую службу Дальнегорска за весь период работы. За дежурство по ночам и выходным работникам нужно платить. С «Водоканалом» и «Примтеплоэнерго» взаимодействуем в порядке производственной взаимопомощи, отказов никогда нет ни от нас, ни от них.

Еще большая проблема с воровством на объектах жилфонда. Только отремонтируем скверик - на следующий день брусья и доски украдены. Большая проблема с канализацией. Население у нас рыбацкое и охотничье, как осень наступает - сплошные вызовы по поводу забитой канализации. Заторы состоят из отходов от чистки грибов, рыбы целые тушки кальмара попадаются, от разделки туш зверей отходы. А бывает, картофелины целиком в унитаз бросают. Гражданам нужно объяснить, что туалетная бумага не растворяется, не надо ее в унитаз спускать! Шкурки апельсиновый, проросшая картошка и картофельные очистки, рыбьи головы тоже не растворяются. А некоторые вообще мусор не выносят, пытаясь его весь через унитаз пропустить. Особенно канализация страдает по Школьной, 5, Советской, 20, Арсеньева, 22 - здесь кухонная канализация «зажиривается» - видимо, «Фейри» растворяет жир не так хорошо как в рекламе. Последний подъезд на Арсеньева, 26, 1-й подъезд по Арсеньева, 20 часто вызывают нас из-за засоров канализации. На это много средств уходит, а еще сильно отрывает рабочих от текущей работы.

И еще. Чем хуже выглядим мы с нашими засорами, утечками и т.д., тем лучше выглядит «Примтеплоэнерго», относясь предвзято к внутридомовым системам. Поэтому я требую, чтобы при промывке сети отопления «Примтеплоэнерго» присутствовал представитель управляющей компании, на которую они поставляют качественный или не качественный теплоноситель. В их сетях я видел трубы на 50-60% забитые грязью. Мы при промывке сбрасываем грязь в канализацию, а «Примтеплоэнерго» куда? У них ведь нет канализации. Если я не буду убежден, что сети и подпиточные емкости промыты, то буду просто вынужден не пустить теплоноситель в дома.

- Олег Николаевич, все же будет повышение тарифов на услуги вашей компании? Это очень острый вопрос, ведь Рудная Пристань и Краснореченский на первом месте по уровню безработицы в ДГО, многие просто не в состоянии платить столько и в срок.

- Да, однако, чтобы можно было хоть как-то работать, необходим тариф 16,70 руб. за 1 квадратный метр. Меньше просто невозможно. Мы и так выходим из положения, снижая себестоимость услуг с помощью смекалки типа «голь на выдумки горазда», стараясь многие запчасти сделать сами, чтобы не покупать, не тратить деньги плательщиков. Ничего не выбрасываем, перебираем, дефектуем, что можно, шлифуем, подгоняем. Ремонтируем сами задвижки, вентиля, не покупаем ни резьбы, ни сгоны, сами точим, отводы до труб на 32 гнем сами. Можем и дверную, и оконную коробки сделать. Например, жители частных домов сами свое хозяйство обслуживают. Но если что-то сломалось, они ведь тоже деньги на материалы, инструменты и т.д. отдадут. А для того, что самому невозможно сделать, перенести, перевезти, придется нанимать кого-то, платить деньги. Разница с нашим случаем лишь в том, что в многоквартирном доме жильцы все от одной системы зависят, и те же расходы равномерно распределены по месяцам. Хорошо еще, что в контексте программы занятости населения ЦЗН выделяет нам дополнительные рабочие места. В прошлом году у нас было 18 таких мест, в нынешнем -21. На сегодня остаются незанятыми еще 6 мест. Это хоть какая-то альтернатива для безработных односельчан. А некоторые жильцы, по невежеству своему, спрашивают: «Куда ты деваешь деньги? Тебе их дает администрация на ремонт жилья». Это абсурд, никто нам их не дает, ведь по закону «все бремя расходов ложится на собственников и нанимателей помещений». Люди должны понять, что если они будут платить или не платить эти копеечные платежи, то некем и нечем будет обслуживаться. Ведь «шаровик-дядя Ваня» по старинке подмотки пучок да чугунную муфту криво-накриво закрутит - лишь бы не текло, а если и подтекает - ничего, со временем грязью забьется и порядок! Не будут профессионалы работать за копеечную зарплату.

- Каких сотрудников Вы хотели бы отблагодарить за добросовестный труд, профессиональный и серьезный подход?

- В этом году у нас 70-летний юбиляр Римма Яковлевна Куркина. Говорят, что незаменимых людей не бывает, но к ней это не относится. Она - кладезь знаний по коммунальным вопросам. Эта женщина в своем возрасте может и в подвал спуститься, контролируя работу сварщиков, и на кровли залазила. И бумажные расчеты, и беготня с расстановкой рабочих по объектам - везде можно на нее положиться. Дай Бог ей здоровья и долгих лет. У нас прекрасно работает паспортист Ольга Николаевна Старикова. При проверке ее работы паспортно-визовой службой не было ни одного нарекания. Она очень аккуратна и пунктуальна.

А вообще, начиная с коллектива ООО «Прибрежное», мы старались от недобросовестных сотрудников избавиться. Остаются единицы, но на них можно положиться. Сильно мешало работе пьянство сотрудников. После дня выдачи зарплаты пьющие, как правило, на недельку-другую выбывали. В итоге у некоторых по 5-7 рабочих дней в месяц. А рабочие руки нужны всегда. Как-то раз предложил я одному из таких, но в то же время нужных работников: «Давай, буду тебе по утрам 100 граммов наливать на опохмелку? (во взгляде появился интерес) Кроме того, перед обедом буду наливать по 150 г для аппетита, а вечером, после работы, буду выдавать тебе 200 г водочки, чтобы ты мог приятно поужинать». Его глаза просто засверкали живой заинтересованностью, он даже размером заработной платы интересоваться не стал. Конечно же, это была шутка, никому я в рабочее время спиртного не налью!

- Как обстоят дела с оплатой труда?

- Дважды в месяц - аванс и остаток, до 10-го числа каждого месяца и до 25-го. Очередные отпуска мы оплачиваем безусловно.

- Ну а каковы перспективы на будущее?

- Если не повысить тариф до указанной суммы, то у нас просто не будет никаких перспектив. А еще перспективы в создании товариществ собственников жилья. Тогда появятся средства сделать капитальные ремонты и надолго забыть о проблемах коммуналки. Это, наконец, людям необходимо понять. Ведь дают же реальные немалые средства, без которых я не вижу никаких перспектив у поселка, наполовину населенного безработными и пенсионерами. Тем более, что есть перспектива все обслуживаемые нами дома объединить в одно ТСЖ. По закону, в одно ТСЖ могут -Войти дома, граничащие придомовыми территориями или объединенные одной инженерной сетью. А на Рудной Пристани все дома объединены и электросетью, и теплоснабжающей сетью, и сетью холодного водоснабжения, а также общей канализацией. Нужно просто объединиться, а вместе мы более защищенные, у нас больше возможностей. Надеюсь, что односельчане меня поймут, и пользуясь случаем поздравляю вас, земляков, с Днем нашего села.

Вот такие особенности у малого предпринимательства в сфере сельской инфраструктуры. Думаю, что директор ООО «Сервис Пристань» отчитался перед населением и рассказ свой построил хоть и просто, но достаточно емко, четко, конкретно. Не то что наши президенты (а у нас их двое - нынешний и будущий) со своими нагромождениями громких фраз и обещаний во время телемостов.

Видимо, правда в том, что только общими сознательными усилиями мы сможем распрощаться с теми проблемами, которые из года в год не дают нам покоя.

Стали свидетелем интересного события или происшествия в ДГО? Присылайте фото/видео на наш WhatsApp +7 914 672 83 19