От общего к частному | Дальнегорск Онлайн

От общего к частному

Поводом для написания данного материала послужило обращение в филиал «Дальнегорский» КГУП «Примтеплоэнерго» жителя одного из многоквартирных домов города, который просил дать разъяснения по некоторым вопросам, касающимся применения вступившего в силу закона «Об энергосбережении...».

В связи с тем, что вопросы, поставленные перед «Примтеплоэнерго», являются на сегодняшний день популярными, ответ на данное обращение решено было опубликовать.

В 2009 году вступил в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности...» (далее — Закон об энергосбережении).

Главным нововведением Закона об энергосбережении, его основным посылом является переход на обязательный приборный учет всех потребляемых энергоресурсов, что означает опять-таки обязательную установку приборов учета (как общедомовых, так и индивидуальных) на все виды коммунальных услуг. Таким образом, новые правила коснутся каждого собственника жилья в нашей стране.

Так, согласно тексту закона, собственники обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Учитывая специфику правовых взаимоотношений горожан с энергоснабжающими организациями, многие собственники почувствуют себя (прежде всего, это касается абонентов «Примтеплоэнерго») ущемленными в правах, а именно в следующих вопросах:

  1. На кого будет распределяться бремя оплаты стоимости приобретения прибора учета и его установки?
  2. На кого будет распределяться бремя расходов связанных с обслуживанием данных приборов учета?
  3. И самый главный вопрос: Как и каким образом показания данного прибора будут распределяться между собственниками и кто попадает в круг обязанных лиц?

Попытаемся разобраться в данном вопросе и понять, какие перспективы на сегодняшний день у собственника помещения в многоквартирном доме.

На что, прежде всего, обращается внимание при изучении данного закона, так это на то, что законодатель вышеуказанные обязанности (вопрос 1 и 2) возлагает именно на собственников, т. е. на всех без исключения собственников (в том числе на тех, кто не является потребителем услуги отопления — «альтернативщиков»).

Закон об энергосбережении невозможно рассматривать без взаимосвязи с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее — Правила), поскольку указанные нормы права так или иначе направлены на регулирование одной сферы отношений.

Одним из основных нововведений Правил является плата за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.

А именно, все потребители отдельно оплачивают стоимость коммунальных услуг, потребленных непосредственно в помещении, и предоставленных на общедомовые нужды. Это правило касается и пользователей нежилых помещений в многоквартирном доме далее (МКД).

Если в доме установлен общедомовой прибор учета (далее — ОПУ), общий объем коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды, определяется как разница показаний ОПУ и суммарного потребления ресурса в помещениях дома (по показаниям индивидуального прибора учета, нормативам — для жилых помещений, расчетным методом — для нежилых помещений, по среднемесячному потреблению — в установленных случаях).

Собственник каждого помещения (жилого и нежилого) оплачивает такие коммунальные услуги пропорционально площади своего помещения (п. 44 новых Правил).

Если же ОПУ в доме не установлен, размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, определяется исходя из специального норматива потребления, утверждаемого в расчете на 1 кв. м и одинакового для всех потребителей, независимо от статуса помещения (нежилого или жилого). Для расчета используются формулы 10 и 15 из Приложения 2 к новым Правилам (аналогичное толкование вышеуказанных Правил изложено в Письме Минрегиона России от 13.03.2012 N5243-AIT/14).

Иными словами, при наличии ОПУ от показаний общедомового счетчика (в гигакалориях) будет отниматься нормативное потребление всех помещений, использующих тепловую энергию (т. е. кроме переустроенных квартир — они, как известно тепловую энергию не потребляют). В результате такой разницы получается количество гигакалорий, которые, по мнению законодателя, должны равномерно распределяться между собственниками пропорционально площади своей квартиры (нежилого помещения).

Т. е. учитывая, что многие многоквартирные дома в Дальнегорске имеют достаточно большой процент «альтернативщиков» (переустроенных квартир либо нежилых помещений), то соответственно при отсутствие потребления тепловой энергии в этих помещениях, доля тепловой энергии, которая будет приходиться на общедомовые нужды возрастет значительно, поскольку альтернативщики в вышеуказанной арифметике участвовать будут только в части оплаты расходов на общедомовые нужды.

Поскольку такой подход к делу однозначно приведет к конфликту интересов, прежде всего из-за материальной составляющей этого вопроса, то не исключено, что найдутся те, кто будет искать справедливость в суде.

Каким образом сложится судебная практика по таким вопросам, сейчас можно только предполагать, поскольку большинство, домов приборами учета в настоящий момент не оборудовано и прецедентов по данному поводу пока нет.

Однако уже сейчас появляются собственники не равнодушные к данной проблеме и намеренные объяснить суду смысл нарушения своих прав, гарантированных Конституцией РФ и Жилищным кодексом РФ.

Стали свидетелем интересного события или происшествия в ДГО? Присылайте фото/видео на наш WhatsApp +7 914 672 83 19