«Бор»: Ассортимент продукции расширился, колдоговора по-прежнему нет | Дальнегорск Онлайн

«Бор»: Ассортимент продукции расширился, колдоговора по-прежнему нет

За прошедшие годы химкомбинат часто менял статус, название предприятия, но основа – «Бор» – оставалась даже в самые сложные времена. Будучи градообразующим, химкомбинат ныне утратил прежнюю роль – и число работающих резко сократилось, едва ли не впятеро, и развитый «соцкультбыт», включавший в себя детские сады и лагеря, столовые, ДК и спорткомплекс, профилакторий – предприятие давно не содержит. Но и Дальнегорск, по сравнению с 80-ми годами прошлого века, периодом наибольшего подъема города и химкомбината, тоже «усох» – население сократилось вполовину. Так что в сегодняшней действительности «Бор» сохраняет позиции одного из социально-экономических устоев Дальнегорска, являясь одним из тех «китов», на которых держится город.

Как сейчас живется «химии»? Можно ли ожидать подъема в «Боре»?

Сложившуюся ситуацию на предприятии в общих чертах обрисовал генеральный директор ООО «Дальнегорский ГОК» Дмитрий Рачков.

Сегодня мы работаем в плановом режиме. Программы января и февраля выполнены, есть ощущение, что и программа марта также будет выполнена. В общем, поставлена задача – за год выпустить 93 тысячи тонн боропродукции», – пояснил гендиректор.

В прошлом «Бор», бывало, выпускал продукции даже вдвое больше заявленного количества, однако в современных рыночных условиях подобное увеличение не приветствуется. В отличие от плановой экономики, когда было важно выпустить продукт, рынок требует иного – продать товар. И пока что «химия» справляется со своими обязательствами, обеспечивая потребителей в России, Китае, Японии, Корее качественной боропродукцией.

Кстати, именно качество и чистота борной кислоты, поставляемой из Дальнегорска, привлекает промышленников из-за рубежа – производство экранов ЖК-телевизоров или оптоволокна требует применения как раз чистых боропродуктов. И тут одним из решающих факторов коммерческого успеха становятся не только контроль качества или снижение себестоимости, но и ритмичность поставок.

85% боропродуктов уходит на экспорт морем, из портопункта в Рудной Пристани. Вот тут-то и возникла проблема, к решению которой работники «химии» призывали последние десять лет. Суть в том, что пристанской терминал не способен принимать морские суда, а лишь те, которые построены по схеме «река-море». Такие имеются исключительно в Амурском пароходстве, и им уже по 35-40 лет (подобных судов у пароходства всего 18, первые из них были спущены на воду в 1967 году). То есть, может наступить время, когда и тех судов, которые пока еще заходят в Рудную Пристань, химики не дождутся. К тому же, их фрахт обходится вдвое дороже, чем судов под иностранным флагом.

Разумеется, использование сухогрузов зарубежных судоходных компаний стало бы для «Бора» серьезной поддержкой, позволяя сэкономить солидные средства, которые можно было бы пустить на ту же модернизацию производства, закупку новой техники и оборудования. Однако для того, чтобы подобная картина стала реальностью, следует серьезно перестроить сам терминал, а тут уже требуются миллиардные вложения.

Предварительное согласие на то, чтобы стать инвестором в проекте реконструкции портового пункта «Рудная Пристань», дала японская корпорация «Марубени», но это еще не значит, что работы на Пристани развернутся на днях. По различным оценкам, лишь подготовка проекта и согласования займут не меньше года.

Правда, существует и временный вариант, по которому все необходимые процедуры по приему и обслуживанию зарубежных судов будут осуществляться вахтовым методом. То есть, пограничники, таможенники и прочие работники будут доставляться на Пристань из морского порта Ольга. Надо сказать, что пограничная и таможенная службы готовы в этом пойти навстречу. Единственное условие – нужно оборудовать на терминале соответствующие помещения, что решается проще всего.

Прозвучало и еще одно предложение от «Марубени корпорейшн» – по доставке серной кислоты на Пристань для потребностей «Бора». Химики проявили заинтересованность в этом вопросе – было выдано тех-задание. Предполагается использовать бывший нефтепирс, только необходимо выстроить пару резервуаров вместимостью по 10 тысяч тонн каждый, с бетонными поддонами для приемки серной кислоты из Японии. Но это пока тоже находится на стадии проекта.

А что делается в «Боре» сейчас, в данное время?

По словам гендиректора, в сравнении с прошлыми годами несколько расширился ассортимент продукции – кроме борной кислоты, предлагается борат кальция и борный ангидрид. Всего за два месяца текущего года объем проданного бората кальция превысил показатели за весь прошлый год.

И, конечно же, нельзя обойти стороной так называемую «белую сажу» – диоксид кремния, сырьем для выпуска которого стали отходы производства борной кислоты. Одними из самых значительных потребителей «белой сажи» являются производители автомобильных шин – из диоксида кремния получается отличный наполнитель.

Напомним, осенью 2016 года была запущена опытная установка по его выпуску.

«Мы опробовали лабораторное производство диоксида кремния, – продолжил Дмитрий Рачков, – сейчас на очереди полупромышленное. Необходимо наработать продукт и передать «шинникам», чтобы понять, соответствует ли наш диоксид лучшим мировым аналогам. А задача состоит именно в этом – выпускать товар на уровне эталонных образцов, вроде зеосила (высокодисперсного диоксида кремния для упрочения резиновых изделий), предлагаемого французской компанией «Сольвейсилика». Чтобы завоевать рынок, необходимо предложить высонекачественный продукт, иначе игра не стоит свеч. В принципе, мы способны выпускать в год около 5-7 тысяч тонн диоксида кремния, что стало бы для предприятия солидным побочным доходом. Но для этого, повторяю, необходимо много работать. В этом году мы окончательно убедимся в том, способен ли «Бор» предложить диоксид кремния на уровне зеосила».

«Бор» в начале материала был назван «социально-экономическим устоем». Тема экономики затронута, теперь стоит разобраться с социальной сферой.

Председатель профсоюзной организации «Бор» Сергей Матвеев считает, что главной проблемой в социальном плане остается один серьезный пробел – до сих пор не заключен новый коллективный договор.

«Нам было обещано, что во вновь создаваемом предприятии работники станут трудиться в тех же условиях, – сказал Матвеев. – Был создан Совет коллектива, куда вошли представители администрации, они приняли целый пакет документов, но вот уже почти год, как предприятие работает без колдоговора, который предусматривал бы дополнительные социальные льготы».

В октябре прошлого года профсоюз предложил и. о. гендиректора ООО «ДХК «Бор» Машенцеву возобновить переговоры по заключению коллективного договора, после чего был получен ответ: «Возобновить переговоры по заключению колдоговора не представляется возможным, поскольку 10 октября... принято решение... о передаче полномочий единоличного исполнительного органа ООО «ДХК «Бор» управляющей организации... Управляющей организацией будет рассматриваться вопрос об определении представителя работодателя, которому будут делегированы полномочия на ведение коллективных переговоров».

10 марта профком снова направил письмо с предложением начать переговоры по заключению коллективного договора. Ответа пока не получено.

«Вся загвоздка в коллективных требованиях, – пояснил Матвеев. – Химики требуют возобновить индексацию зарплат, повышения заработков, оказания материальной помощи, а все это требует финансирования. Мое мнение такое: если компания пришла в «Бор» всерьез и надолго, то работникам должны быть предоставлены дополнительные социальные гарантии».

Будем надеяться, что в 2017 году предприятие ожидает именно социально-экономический подъем, при котором наметившийся конфликт интересов будет, как минимум, сглажен.

P.S. В процессе подготовки номера о производстве, мы предлагали руководителям двух предприятий Дальнегорска «Бора» и «Дальполиметалла» от первого лица рассказать жителям ДГО о работе и планах предприятий. И если Дмитрий Рачков сразу согласился, то гендиректор «Дальполиметалла» Сергей Ермаков, в очередной раз не воспользовался предоставленной возможностью – отослав корреспонтента к пресс-службе ДГТМ, которая на многочисленные телефонные звонки так и не ответила.

Стали свидетелем интересного события или происшествия в ДГО? Присылайте фото/видео на наш WhatsApp +7 914 672 83 19